Достоинства (чувство)

«Чувство собственного достоинства — уважение к себе, видение в себе положительных качеств и в связи с этим нежелание индивида быть униженным, совершать что-либо постыдное» (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, — psychology_pedagogy.academic.ru).

«Чувство собственного достоинства есть долг человека перед собой и должно присутствовать у каждого человека с рождения» (Как развить в себе достоинство, — xapaktep.net).

Как качество личности достоинство является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Достоинство входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Безусловно, важнейшее качество интеллигента – уважение человеческого достоинства. Своего, собеседников и людей вообще. Очевидно, что именно поэтому настоящие интеллигенты часто становятся правозащитниками и пропагандистами высших ценностей – таковы примеры А. Сахарова, Д.С. Лихачева и др.» (Пестерева Е. Как сделать речь более интеллигентной).

«Когда я думаю, что такое интеллигентность, то прихожу к выводу, что вместе с дипломом ее не получают. Можно иметь прекрасное образование и при этом быть хамом и негодяем. Тата была глубоко порядочным, тактичным человеком, с развитым чувством собственного достоинства. Вот это и есть истинная интеллигентность, которая свойственна и многим простым людям» (Шмидт С. Сын своего отца).

«Как и значительная часть старой русской интеллигенции, отец более всего ценил непопранное человеческое достоинство, право свободно мыслить. И в старых порядках отвергал прежде всего ущемление этого права, насильственные пути. Он верил в силу убеждения, рисовал себе свободные, открытые трибуны, форумы, где из столкновения мнений рождается истина!» (Волков О.В. Погружение во тьму).

«Вспомните Грибоедова: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Это же девиз интеллигенции: служить не за страх, а за совесть, верой и правдой; служить, но не ронять своего достоинства, не холопствовать и не холуйствовать. Это плохо? Не думаю» (Протоиерей Игорь Прекуп, Интеллигенция и Церковь: почему “и”?).

«Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего» (Билюк И.Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек).

Достоинство — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания достоинства интерес к достоинству как качеству личности, уважительное отношение к людям, обладающим достоинством, стремление обладать собственным достоинством, критическое отношение к проявлению превосходства.

К СПИСКУ:

Достоинства (чувство): 2 комментария

  1. «Настоящему интеллигенту присуще острое чувство собственного достоинства и чести. Он никому не позволит задеть свою честь, унизить свое достоинство. Именно поэтому он всегда поддержит, защитит честь и достоинство других людей» (Бессонов Б.Н. Задачи интеллигенции в русской истории и современность: трудности самоопределения).

    «Чувство собственного достоинства, как и любовь, не являются производными природных инстинктов. Жизнь – соткана из противоречий. В прежние эпохи «били челом» (кланялись, а частенько и вставали на колени) перед образами и перед господами. Но, тем не менее, даже крестьяне обладали чувством собственного достоинства. Оно всемерно поощрялось в любом сообществе и служило залогом уважения со стороны соседей, родственников, земляков. Оно проистекало из ответственности за жизнь своих домочадцев. Крестьянин постоянно принимал самостоятельные решения: сам рыл колодец возле дома, сам рубил сруб. Шел охотиться в лес и знал, что только от его смекалки и зоркости зависит – голодными или сытыми будут жена и детки. Крестьяне, особенно из зажиточных, стремились ходить степенно, разговаривали неспешно, решения принимали, лишь тщательно взвесив все «за» и «против». Чувство собственного достоинства воспитывалось у молодых старшими по возрасту, но и сами старшие должны были соответствовать высоким требованиям, предъявляемым юнцам. Это – сугубо мужское чувство. Многие из-за него погибали – в открытом бою, на дуэли или надсаживались от непосильного труда. Высшим проявлением этого чувства является понятие чести» (Покровский Ю.Н. Об интеллигенции. Реквием. Ч. 1.).

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 + 13 =