Можно ли воспитать в человеке интеллигентность, или это качество врождённое?

Как любые способности, уровень интеллигентности в человеке зависит и от врожденных предпосылок, и от системы ценностей той среды, в которой он формируется как личность и, в которой находит реализацию своего потенциала.

Воспитание интеллигентности происходит (или не происходит) стихийно. Если ребенок или подросток видит, что критерием успеха являются материальные атрибуты благополучия, независимо от того, каким образом они нажиты, молодой человек будет стремиться к такому же благополучию, не задумываясь о средствах. Если же он видит, что марка автомобиля или количество этажей в особняке ровно ничего для окружающих не значат, а ценятся глубокие знания, сильный характер, порядочность и т.д., он будет стремиться развивать в себе именно эти качества.

В настоящее время во всем мире находит распространение так называемая теория поколений, созданная в 1991 году американскими учеными Н.Хоувом и В.Штраусом. Эта теория оправдывает тот факт, что современные молодые люди стремятся соответствовать требованиям своих зарубежных сверстников, игнорируя ценности национального характера. А в таком оправдании, в свою очередь, содержится реальная угроза нашей национальной культуре, в том числе такому понятию, как «интеллигентность».

Фундаментальные рассуждения о роли высшей школы в воспроизводстве интеллигенции есть у М.С. Кагана: «… миссия университета — … делать интеллигентность осознанным качеством молодого человека, понимающего его значение в жизни человечества на нынешнем этапе его исторического развития, понимающего значение недоступного прошлым эпохам единства человечества и соответственно приоритета общечеловеческих ценностей в жизнедеятельности личности. Именно высшая школа способна продолжить, укрепить и развить начатое в средней школе и в семье воспитание интеллигентности, разъясняя в ходе преподавания всех наук опасность для судеб человечества всех сил, которые разъединяют людей — национальной вражды, социально-классовых конфликтов, конфессиональной отчужденности, противостояния поколений, доказывая архаичность и потому реакционность националистического шовинизма, классовой борьбы, религиозного фанатизма, бунта «детей» против «отцов», и убеждая в исторической необходимости диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре»[1].

_______________________
1. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема.

См. также «Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего, профессионального и дополнительного образования».

Олег Михайлов
2 сентября 2011

Можно ли воспитать в человеке интеллигентность, или это качество врождённое?: 1 комментарий

  1. «Исходным в педагогической проекции теоретического осмысления проблемы является понимание того, что интеллигентом, как и вообще личностью, человек не рождается, а становится; поэтому распространенное выражение «потомственный интеллигент» означает не генетическую передачу данного свойства — в генах оно не кодируется и генами не транслируется, — а формирующее ребенка влияние семьи, то есть ближайшей социальной и культурной среды, в которой растет ребенок и которая внушает ему определенный строй мыслей и чувств, отношение к ближним, правила поведения (см. опирающееся на данные современной науки чрезвычайно важную книгу В.П. Эфроимсона, изданную посмертно, «Педагогическая генетика». М., 1998)» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).

    «… интеллигентным невозможно стать. Это утверждение спорно, но я на нем настаиваю. Казалось бы, сознательно работая над собой, человек может добиться чего угодно. Иллюзия. Можно добиться всего, кроме интеллигентности. Ваша интеллигентность — это всегда заслуга ваших предков.

    Значит ли это, что нет смысла стремиться к интеллигентности? Конечно, нет. Но нужно понимать — это все равно, что растить цветок, цветущий раз в сто лет. Жизнь положишь, но никогда не увидишь его цветения. И дети не увидят. А вот внуки, при определенном везении, пожалуй, увидят. Но этот праздник для них состоится, если предыдущие поколения не будут манкировать своей обязанностью — поливать цветок, удобрять — растить, одним словом. Стоит устроить себе хотя бы кратковременный отпуск — пиши пропало. Труды — насмарку. А в горшке вместо цветка — скомканная серая тряпочка» (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).

    «Немаловажную роль на формирование интеллигентности играло нравственное воздействие выдающихся личностей нашей истории и современности. Например, личности Ломоносова, Вернадского, Чижевского, Толстого, Достоевского, Чехова и др. Их «слово» и «дело» всегда были неразрывно связаны. Всё это оказывало огромное влияние не на одно поколение российской молодёжи и интеллигенции.

    Например, супруги Вернадские. Вступив в борьбу с обер-прокурором Синода И.Г. Победоносцевым в 1892 г. добились разрешения на открытие в уезде общеобразовательных воскресных школ, подчинённых земству – местной общественности. Они ставили своей задачей широкую культурную работу в народе от организации кружков грамотности до создания передвижных библиотек и проведения лекций.

    Никто их не заставлял – всё они делали, исходя из собственных побуждений, совести русских интеллигентов. Могли ведь они не делать этого, а «денно и нощно» работать на себя, над своей выбранной личной «высшей» целью, ради собственной славы. Но, жертвуя собою, своим временем, ради Отечества, они тем самым приближали Высшую цель для всего народа и человечества. А по плодовитости идей и плодотворности результатов им можно по-хорошему позавидовать… Они всегда имели человеческое достоинство и не теряли его» (Кондраков И. Быть интеллигентом).

    «Можно взять любое быдло… согнать в стадо и… ПЛЕТКАМИ ЕГО!!! Веди себя интилигентно, сцуко!!! Через пару дней глядишь и ростки интилигентности проклюнутцо…» (Комментарий к статье «Отличительная особенность интеллигентного человека»).

    «… тезис «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» сделает интеллигентами многих» (Комментарий к статье «Интеллигенция — это народ «).

    «Интеллигентность – волшебная гавань, открытая любым кораблям. Тот, кто хочет быть интеллигентным, будет им: ни пол, ни возраст, ни богатство, ни нищета, ни работа, которой ты занят, ни место, где ты живешь, не могут быть помехой; король и бомж, калека и силач равны и свободны на своем пути к пристани. Только вот дуть в паруса придется тебе самому» (Толстая Т.Н. Интеллигент).

    «Интеллигентность, как можно заметить, не является некой информацией, которую нужно выучить и запомнить, но является психологической особенностью, которую необходимо развивать. Уверен, что нет бездарных людей, поэтому интеллигентом может стать каждый (Ольшанский Д.А. К вопросу о воспитании интеллигенции).

    «И всё-таки интеллигентность можно в себе развивать и довольно успешно в любом возрасте, людям любой профессии, а не только связанным с мыслительной деятельностью, ведь интеллигентность прежде всего отражает состояние Вашей души» (Морозова Т.В. Как воспитать интеллигентность?).

    «Думаю, интеллигентности не учатся. Я полагаю, что это особое состояние, что ли, которое постепенно накапливается. И человек может постепенно приближаться к понятию «интеллигентность» и стать интеллигентным. То есть, это какое-то накопление. Наверное, интеллигентности не учатся, а накапливают какие-то качества, и с какого-то момента человек, очевидно, может сказать, что, наверное, я все-таки интеллигент» (И.Антонова. «Интеллигентность – это гармония духа» Беседа Альберта Лиханова с Ириной Антоновой).

    «Национальная доктрина образования фактически предполагает формирование интеллигентной личности, хотя слова “интеллигентность” в этом документе нет. Отмечается ведущие приоритеты в образовании: воспитание нравственности, формирование собственного мировоззрения, самообразование в течение всей жизни, творчество. Все эти качества являются основой для становления и развития интеллигентности» (Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).

    «Власть считала, что образованных людей у нас избыток, нужно будет — наготовим новых специалистов в любом количестве. Но университеты и даже академии интеллигентов не готовят. Интеллигент лучше всего растет в семье, во втором, в третьем поколении» (Гранин Д.А. Русский интеллигент уходит).

    «Интеллигентность — не столько образованность, сколько определенный стиль жизни, формируемый еще в глубоком детстве и проявляющийся в таких чертах, как голос, тон, фигура, выражение лица, одежда, речь. Интеллигентности нельзя научиться, однако ее сразу замечаешь, причем по едва уловимым, часто неосознанным признакам» (Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции).

    «В формировании интеллигентности важнейшую роль играет социальный микроклимат, создаваемый семьей, ближайшим окружением. А. Блок был сыном профессора юриспруденции, вырос в семье деда —- профессора ботаники и ректора Петербургского университета. Его мать, тетки и бабушка были писательницами и переводчицами. Последняя была знакома с Н.В. Гоголем, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, многими другими писателями и поэтами. Женился А. Блок на дочери Д.И. Менделеева. Такими же “потомственными интеллигентами” были художник В. Серов, писатели В. Вересаев, М. Булгаков, поэт Б. Пастернак. Все они с рождения росли и воспитывались в атмосфере высоких мыслей и чувств, в общении с людьми науки и искусства.

    Суть воспитания заключается не столько в усвоении правил поведения (хотя они и важны), сколько в формировании внутренней культуры, духовного содержания личности. В свою очередь, это невозможно без напряженной работы ума и сердца, без систематического самоконтроля, иначе говоря — без самовоспитания. Самовоспитание — процесс непрерывный и трудный, но это — основа формирования личности, тем более в условиях неблагоприятных. Именно в таких условиях начинали свою жизнь “интеллигенты в первом поколении” А.П. Чехов, И.Е. Репин, A.M. Горький» (Понятовская Е.В. Диалоги об интеллигентности).

    «Формирование интеллигентной личности — это очень долгий процесс, который начинается в семье, продолжается в школе и не завершается с окончанием вуза. Формирование интеллигентности может протекать как под влиянием генетических задатков, так и в процессе специального обучения, воспитания, самообразования и самовоспитания» (Веремчук А.С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе).

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × 4 =