Вступление

  • Приветствие участников семинара.
  • Конкретизация понятия «интеллигентофобия».

В материалах установочного семинара по интеллигентизации отношений неоднократно упоминалось о том, что интеллигентность является национальной чертой русского человека. При этом подразумевалось, что русским можно быть:

а) по крови, но при этом быть далеким от культуры России;

б) по крови и по духу; и

в) по духу, т.е. впитать в себя русскую культуру, став ее носителем.

Понятно, что выше изложенное утверждение касается двух последних категорий граждан. Причем, не только России, поскольку и за ее пределами огромное число людей являются носителями русской культуры.

Можно сказать, что связь интеллигентности с русской культурой исторически закономерна. Грандиозный подъем всех наук, искусств, литературы в XIX веке не просто совпал, а послужил условием появления лучшего образца русского человека, функцию которого выполнял образ интеллигентного человека. Естественно, что этот образец не только привлекал всеобщее внимание, но и нашел отражение в произведениях литературы и искусства.

В результате, люди не только той, но и других эпох, воспитанные на этих произведениях, невольно впитывали в себя свойства и характеристики интеллигентности. Стихийно, неосознанно, в разной степени, разные качества, но впитывали. Поэтому и на сегодняшний день слово «интеллигентный» русскими применяется лишь к самым лучшим людям и в самом хорошем смысле.

И это признают даже люди, у которых слово «интеллигенция» вызывает только отрицательную реакцию:

Кроме того, все, что связано с понятием «интеллигентный человек», обрело свои сущностные черты, свойства, характеристики и на сегодняшний день имеет свою, если можно так выразиться, биографию. Своя биография у понятия «интеллигент», своя у «интеллигенция», своя у «интеллигентность». Биография понятия тесно связана с его авторитетом и отношением к нему и к той сущности, которое оно подразумевает.

Тоже самое можно сказать еще об одном понятии, однокоренном перечисленным, — «интеллигентофобия».

Прежде, чем приступить к анализу причин возникновения, характеристике симптомов проявления, прогнозированию возможных последствий и обсуждению способов искоренения интеллигентофобии, уточним, что будем подразумевать под этим понятием.

Разумеется, что понятия «интеллигенция», «интеллигент», «интеллигентный», «интеллигентность» имеют не только разный смысл, но и вызывают у людей очень разную эмоциональную реакцию. Так, слово «интеллигент», например, нередко применяется в сопровождении эпитетов негативного характера, а термин «интеллигентный» используется, как правило, в позитивном контексте.

В своей работе на соискание ученой степени «Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла» А.А.Труфанов пишет:

Естественен вопрос, можно ли не любить интеллигенцию, например, но положительно относиться к интеллигентности? Можно. Но при этом нужно иметь ввиду, что, как только отрицательное отношение к интеллигенции будет озвучено без необходимых комментариев, конкретизирующих, что под этим понятием подразумевается, это можно квалифицировать как проявление интеллигентофобии. Независимо от того, какие чувства при этом автор таких откровений испытывает глубоко в душе. Почему? Да потому, что люди очень часто отношение к тому или иному явлению переносят на все остальные, являющиеся по отношению к нему однокоренными. Поэтому, негатив в адрес интеллигенции может в сознании автоматически распространиться на понятия «интеллигент», «интеллигентный», «интеллигентность».

Это не значит, что любая критика интеллигенции непременно является проявлением интеллигентофобии. Вовсе нет. И к интеллигенции в целом, и к отдельным ее представителям могут быть предъявлены претензии, но они должны быть объективны, справедливы и обязательно адресными или хотя бы дифференцированными. Ведь само по себе понятие «интеллигенция» необыкновенно сложно, рассматривается с различных социальных и функциональных позиций, имеет различные определения и толкования, дискурсивно, окутано мифологией, поэтому безответственно использовать его в своих рассуждениях, как это делают наши «интеллигентоведы», нельзя.

Как писал в своей статье «Интеллигенция» Сергей Николаевич Булгаков:

Один преподаватель одного из советских ВУЗов говорил, что человечество делится на две категории: одни, произнося название теоремы Фалеса, делают ударение на первом слоге, другие – на втором. Тотчас же от студентов поступало предложение создать третью категорию посредством перенесения ударения на третий слог.

Этот прием активизации мыслительной деятельности аудитории попробуем использовать и в нашем случае.

Тем, кто на это никогда не обращал внимания, сообщу, а, кто обращал, не даст мне соврать в том, что человечество на самом деле делится на две категории. Одна интеллигенцию ненавидит, другая боготворит. Чтобы разобраться в причинах такой полярности, предлагаю создать третью, отличающуюся от двух существующих своим беспристрастным отношением к интеллигенции, и примкнуть к этой категории. Только такой независимый подход способен обеспечить объективность в оценке явления, которое называется интеллигентофобией.

Так что это за явление? Дадим ему следующее определение:

Заодно напомню, что мы подразумеваем под интеллигентизацией:

  • Цели семинара.

Конкретизацией понятия «интеллигентность» мы займемся на других семинарах, а цель нынешнего в контексте приведенного определения интеллигентизации сформулируем так:

  • План проведения семинара и режим работы.

Материалы семинара содержат большое количество цитат. Часть из них принадлежит интеллигентофобам. Чтобы не заниматься популяризацией их имен, здесь умышленно использованы высказывания, принадлежащие лишь нескольким из них. Сугубо из уважения к участникам семинара приведу краткие биографические справки по каждому из этих авторов:

Даже краткое знакомство с данными сведениями позволяет прийти к выводу о том, что  у каждого из этих людей имеется своя трибуна, своя аудитория и нетрудно представить, сколько вреда своими взглядами они способны принести обществу. Вместе с тем, это не дает нам права вообще отказываться от результатов их творчества. Многие из них благодаря своим публикациям пользуются заслуженным авторитетом. А, чтобы мы не совершали ту же ошибку, что и они (огульно обличая интеллигенцию, бросают тень на интеллигентность) постараемся разобраться, что именно в их взглядах заслуживает критического отношения.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

12 − 12 =