Георгий Товстоногов

Советский театральный режиссёр и педагог.

Главный режиссёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (1950—1956) и Большого драматического театра (1956—1989). Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР (1968, 1978) (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Театр — школа, в которой учатся с удовольствием,
учатся, не замечая того, что учатся»

Г.Товстоногов

«Наивные интеллигенты начала XX века, Товстоноговы и не только они, вопреки всему продолжали верить в идеалы, надеялись, что восторжествует тот новый мир, ради которого разрушался старый» (Наталья Старосельская, «Товстоногов»).

Всю свою жизнь Георгий Александрович Товстоногов посвятил театру, поскольку видел в нем огромные возможности для формирования человека, человека будущего, человека, впитавшего в себя идеалы культуры, в том числе русской, — интеллигентного человека.

«Целью режиссера было с помощью театра пробудить в человеке человека и сделать это пробуждение удивительным, захватывающим и неповторимым процессом» (Катерина Мячикова, «Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра»).

О том, насколько вера Товстоногова в идеалы в новом мире оправдалась, пишет кинокритик Ирина Павлова:

«Не знаю, выдавливал ли Товстоногов из себя по капле раба, по выражению Чехова. Но то, что он выдавливал раба, скота, жлоба из своих зрителей, из общества – это совершенно для меня очевидно. Я это на себе испытывала. Ты приходил в его театр кем угодно, а уходил – человеком с тоской по идеалу. Я именно там понимала, как нигде, что культура – это система табу. Что есть вещи, которых нельзя делать, да и все тут. А если хочется так, что невмоготу – поступай, как толстовский отец Сергий – руби себе палец. Очень, знаете ли, отвлекает от недостойных желаний!

Поколение, выросшее на спектаклях Товстоногова, эти табу порастратило. Много лет растрачивали, трепали, избавлялись от этих табу для собственного удобства – но, к счастью, так и не избавились до конца. Потому что это было вколочено в людей гвоздями, выкованными режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым в Ленинградском Академическом Большом Драматическом театре».

Таким его детище остается и по сей день. Карина Разумовская, актриса БДТ:

«БДТ – удивительный театр! Он совмещает в себе хулиганство, новаторство и при этом традицию и интеллигентность».

Документальный фильм о легендарном Георгии Товстоногове:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 5 =