Как появилась интеллигентность?

На древнерусской почве, одухотворенной православными ценностями, под влиянием западного просвещения появилась самобытная культура, а у ее авторов, носителей и хранителей — беспрецедентная совокупность универсальных, общечеловеческих духовно-нравственных качеств, названная интеллигентностью. Эта совокупность представляла собой симбиоз исходных образцов лучших человеческих свойств, принадлежащих трем разным культурам, — древнеславянской, византийской и европейской[1]. В некотором смысле основу данной триаде заложила Славяно-Греко-Латинская Академия[2], функционирующая в России с 1687 года, но в основном ее существованию мы обязаны нашим классикам, — основоположникам интеллигентности (в частности А.С.Пушкину[3]) и созданной ими трехфакторной культуре, продуктами которой мы являемся[4].  

Именно в России были, есть и всегда будут люди, являющиеся носителями интеллигентности. И уже только за это Россию невозможно не ценить и не любить. В отличие от образованцев, как их назвал А.Солженицын, и которых в соответствии со словарями принято называть представителями интеллигенции, истинных интеллигентов очень и очень мало. В основном они сосредоточены в России и той части ближнего зарубежья, которое воспитывалось на русской культуре. Но есть и эмигранты[5].

И, конечно же, не только в России есть люди, ценящие интеллигентность и испытывающие к ней уважение.
___________________
1. Влияние всех этих культур и поныне является сильным, существенным и весьма ощутимым, но, к сожалению, далеко не всегда в достаточной степени осознанным и признаваемым объективно неизбежным, естественным и уже поэтому заслуживающим признания и уважения.
2. Панибратцев А. В. Славяно-греко-латинская академия.
3. Несмотря на то, что с детских лет «дана была ему эта приобщенность к Европе <…>, определяющим началом в мышлении Пушкина в пору его зрелости было духовное возвращение на родину, конкретный историзм мышления, почвенность. В этом же контексте он понимал и значение православия в исторических судьбах русского народа». (Булгаков С., прот. Жребий Пушкина).
4. «Мы не понимаем своих истоков. Мы редко говорим от своего имени. Мы говорим от имени кого-то. В нашем языке встречаются Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь, просто мы не отдаем себе в этот отчет. Но на самом деле, для того, чтобы язык стал таким, они должны были потрудиться. На самом деле, для того, чтобы картинка перед нашими глазами стала такой, какой она является сейчас, вот то, что мы видим, для этого культуре пришлось поработать. Мы продукты культуры» (Аствацатуров А. Джеймс Джойс и его роман «Улисс»).
5. Таким, например, является Анатолий Мильнер, организовавший сообщество «Интеллигенты 2.5» на http://professionali.ru.

Олег Михайлов
2 сентября 2011

Как появилась интеллигентность?: 1 комментарий

  1. «Многие авторы, в том числе Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов утверждают, что интеллигенция – чисто русское, национальное явление, не имеющее аналогов в европейской культуре. Д. Лихачев также считает, что понятие интеллигентности чисто русское. При этом он говорит о том, что выделять ее как отдельную социальную группу не следует, поскольку она слишком разнородна. «Интеллигентами могут быть дворяне, люди литературы и искусства, ученые и др. Интеллигентностью способны обладать рабочие или, к примеру, поморские рыбаки».

    По мнению Н.А. Бердяева «в русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства». В отличии от европейского менталитета, для России характерно доминирование духовно нравственной направленности в общественном сознании, а не только утилитарной и прагматической» (Разумная А.М. Интеллигенция).

    «Понятие «интеллигенция» чисто русского происхождения. Его, как известно, ввел в научный оборот в 60-х годах XIX века П. Боборыкин» (Барабаш И. Интеллигенция и интеллектуалы).

    «Русская интеллигенция — единственная в своем роде. Ни в одной стране мира не было хотя бы отчасти подобной социальной группы» (Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991, с. 18).

    «Своеобразие русской интеллигенции как феномена национальной культуры, не имеющего буквальных аналогов среди «интеллектуалов» Западной Европы, людей, занимающихся по преимуществу умственным трудом, представителей «среднего класса», «белых воротничков» и так далее, является общепризнанным» (Кондаков И. В. К феноменологии русской интеллигенции // Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999, с. 71).

    «Особо отметим, что этикокультурные представления о нравственных и профессиональных качествах, воплотившихся в слове «интеллигентность», можно отнести к культурной традиции, имеющей исторические корни и выражающие идеал интеллигента» (Климова А.В. Интеллигентность и интеллигенция).

    «Наибольшую выразительность аристократическое мировосприятие, а позднее и интеллигентность, получили в России. Интеллектуально-творческая активность могла проявляться у россиян, прежде всего, благодаря генетически воспроизводящейся склонности к утонченному восприятию мира. Специалисты в области исследования языческого периода российской истории отмечают необыкновенную развитость у наших предков наблюдательности, творческого воображения, склонности к созданию небанальных мысленных ассоциаций, способности создавать из природных материалов предметы искусства.

    Едва ли можно считать случайным то обстоятельство, что по сей день в современной России, при всем имеющемся многообразии и обилии природных ресурсов, при наличии огромной территории, большинство нашего населения не имеют высокого материального уровня жизни. Не исключено, что доминирующей потребностью множества людей остается духовное самовыражение» (Зыбина О.О., Франц А.С. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект)).

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 − два =