Можно ли интеллигентность отождествлять с интеллигенцией?

Между понятиями «интеллигентность» и «интеллигенция» существует огромное отличие. Интеллигентность, это совокупность качеств человека[1], а интеллигенция — социальная категория[2].

В идеале, с некоторой долей достоверности можно было бы сказать, что интеллигенция состоит из интеллигентов являющихся носителями интеллигентности. Но, во-первых, нередко носителями интеллигентности являются люди, отношения к интеллигенции не имеющие. Во-вторых, ввиду неоднозначности понятия «интеллигенция», в реальности далеко не каждый человек, относящий себя к интеллигенции, обладает интеллигентностью[3].

И в настоящее время распространяется скептицизм по отношению не только к интеллигенции, но и к интеллигентности[4], а это ведь все равно, что отвергать музыку на том основании, что среди музыкантов встречаются фанерщики. Нельзя ставить в один ряд Тимати и Дмитрия Хворостовского.

Точно также нельзя из-за существования миллионов бездельников с высшим образованием посягать на достоинство нескольких десятков истинных интеллигентов[5].

_____________________
1. См. Что такое интеллигентность?
2. См. Что такое интеллигенция?
3. Из-за этого в истории нашей страны частенько с водой выливали и ребенка.
4. См. Что такое интеллигентофобия?
5. См. Что такое истинный интеллигент?

Олег Михайлов
2 сентября 2011

Можно ли интеллигентность отождествлять с интеллигенцией?: 1 комментарий

  1. Пример типичного, очень распространенного и совершенно необоснованного отождествления понятий:

    «А хотите, я вам приведу определение Стаса Янковского, что такое интеллигенция? «Интеллигентность – то, что позволяет человеку обходиться без мата, если позволяют обстоятельства»» (Интеллигенция и интеллигентность на телеэкране // Светлана Колосова).

    «Интеллигенция — категория социально-профессиональная, в то время как интеллигентность — понятие духовно-нравственное, связанное с социально-личностными качествами и чертами людей. Это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и цивилизованности человека. Хотя понятия «интеллигенция» и «интеллигентность» этимологически родственны и происходят от одного корня, но в действительности это не одно и то же. Недостаток интеллигентности у интеллигенции болезненно переживается обществом» (Л.Н.Дорогова и др. Интеллигенция и культура России).

    «… нужно наконец научиться различать интеллигентность как свойство человеческой натуры и интеллигенцию как социальный слой. Интеллигентность – превосходное, замечательное качество, которое сейчас, увы, встречается крайне редко. Это качество может быть присуще отнюдь не только представителям интеллигенции, но и представителям других слоев общества …» (Пантин В. «Дмитрий Быков как зеркало постсоветской интеллигенции»).

    «Понятие «интеллигентность» — это культурологическая категория для характеристики высокого уровня развития духовного мира человека, независимо от его социальной и профессиональной принадлежности. Можно быть представителем интеллигенции и неинтеллигентным человеком, а можно быть интеллигентным человеком и создавать не только духовные, но и материальные ценности» (Глотов Б.Б. Понятия «интеллигенция», «интеллигентность», «интеллигент»).

    «Интеллигенция — категория социально-профессиональная, в то время как интеллигентность — понятие духовно-нравственное, связанное с социально-личностными качествами и чертами людей» (Звездунова Г.В., Интеллигенция и элита: поиски взаимного соответствия).

    «Хочу обратить внимание форума на то, что ни в коем случае нельзя путать понятие интеллигентности с интеллигентами… Последние ни коим образом (на мой взгляд) не являются обязательными носителями первого» (Для чего нам эта интеллигентность? // Oleg Kaygorodov).

    «Вопрос на засыпку: может ли быть истинным утверждение: «Я — интеллигентный человек»? Не может. Потому что, если человек о себе говорит так, как раз интеллигентности-то у него и нет.

    Второй вопрос: может ли что-нибудь достоверно знать об интеллигентности тот, кто этим качеством вообще не обладает? Нет. Интеллигентность — своего рода «вещь-в-себе», постигаемая лишь изнутри. Другими словами, проблема знания есть тут проблема принадлежности.

    Вопрос третий: может ли человек стать интеллигентным, если очень это захочет? Увы, снова нет.

    Ответив на все эти вопросы отрицательно, мало кто решится рассуждать об интеллигентности как специфической черте личности. Обычно все исследования мгновенно переводят разговор на куда более очевидное и более доступное во всех отношениях понятие интеллигенции. <...>

    Все ли представители интеллигенции интеллигентны? Увы, нет! Очень многие актеры, художники, журналисты вовсе не отличаются интеллигентностью. С политиками — совсем беда. С преподавателями, к сожалению, тоже» (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).

    «Интеллигенция к интеллигентности имеет такое же отношение, как телесериалы к настоящей жизни: вроде бы «идентичны натуральному» миру, но даже самые заядлые телеманы их никак не соотносят с реальностью.

    Настоящих интеллигентов в среде многомиллионной интеллигенции всегда было мало, они исчислялись единицами» (Якунина Г. Мучительный талант – интеллигентность…).

    «Слова «интеллигенция» и «интеллигентность» имеют общий корень и нередко смешиваются. Однако они далеко не тождественны. Интеллигенция социальный слой, элемент социальной структуры общества. Интеллигентность совокупность наиболее существенных характеристик этого слоя. Эти понятия не совпадали и по объему. С одной стороны, значительная часть интеллигенции недостаточна интеллигентна. <...> С другой стороны, многие черты, присущие интеллигенции, характерны не только для нее. Среди рабочих, крестьян, служащих есть немало эрудированных, деликатных, высоконравственных, активных людей, имеющих библиотеки, увлекающихся коллекционированием, различными видами творчества, ведущих содержательный образ жизни. Вопрос об интеллигентности интеллигенции носит императивный характер. Люди, профессионально занятые в области культуры, творящие культуру, должны быть культурными, интеллигентными людьми» (Беленький В.X. Еще раз об интеллигенции).

    «Для философа-историка, участника сборника «Вехи» (1909) Петра Струве интеллигентность — специфически русское явление, а интеллигенция — деструктивная общественная группировка, разрушающая всякий государственный порядок и обреченная либо на переход в интеллектуалы, либо на исчезновение» (Кирнозе З.И. Концепт «интеллигентность»).

    «Я-то считаю, что интеллигенции как таковой в России уже нет. Она кончилась где-то на Чехове… Интеллигентность — качество, которое возникло и, слава Богу, сохраняется. Оно достается или — что чаще — не достается личными усилиями» (Станислав Рассадин: «Были у нас счастливые три дня…»).

    «Итак, интеллигенция – это социокультурная общность, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом, развитием и распространением культуры. А интеллигентность представляет собой совокупность целого ряда качеств и черт личности, которыми должен обладать интеллигент» (Горемыкина Л.И., Яминова С.А. Интеллигенция и интеллигентность).

    «Как-то симпатичнее не «слой», а интеллигентность: скромность, а не самолюбование, учтивость, а не спесь, спокойное достоинство, а не ор» (из комментария Александра Кудряшова к статье Виталия Третьякова «Эпитафия на могиле российской интеллигенции» на lgz.ru).

    «Понятия «интеллигенция» и «интеллигентность» этимологически родственны и близки, но различны по своему содержанию. …

    Автор предлагает свой концепт идеального образа, который должна воплотить в себе интеллигенция, полагая что это общность людей, обладающая высокой образованностью, позволяющей заниматься интеллектуальным трудом; гражданской позицией, обязывающей относиться к событиям в своей стране как делу собственной жизни; морально-нравственными принципами, соответствующими общественной этике.

    Говоря об интеллигентности, следует иметь в виду не образованность и профессионализм человека, а совокупность нравственных качеств и черт личности» (Веремчук А.С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе).

    «Первоначальный философско-гносеологический смысл понятия «интеллигенция» растворился в понятии «интеллигентность». «Интеллигентность» — это обозначение особого способа отношения к миру, обществу и человеку, фундированный особым уровнем личностной культуры» (Антюхина А.В. Интеллигенция: социально-исторический портрет).

    «И хотя обыденному сознанию ближе представления об интеллигенции в чеховском понимании — как группа, состоящая из людей исключительной нравственности, очевидно, что групповая роль интеллигенции во внедрении и продвижении нового. Специфика ее в этом и состоит — в подвижности контекста, в которой осуществляется самоопределение и деятельность интеллигенции, по преимуществу оппозиционная к существующей власти. И весьма важной в связи с этим выступает задача «разведения» понятий интеллигента как индивидуальной личности и интеллигенции как группы» (Бакшутова Е.В. Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп).

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × 4 =