Нравственность

«Нравственность — ос­мыс­лен­ность че­ло­ве­че­ской деятель­но­сти в той ме­ре, в ка­кой она за­ви­сит от ре­ше­ний са­мо­го дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та и во­пло­ща­ет­ся в его от­вет­ст­вен­ном су­ще­ст­во­ва­нии» (Большая российская энциклопедия, — bigenc.ru).

«Нравственность как качество личности –  способность следовать правилам поведения по отношению к самому себе, которые согласованы с совестью, с достоинством, долгом и честью, соответствуют законам мироздания, этическим нормам, основаны на проявлении положительных, самых лучших качеств личности» (Ковалев П.Д. Нравственность, — podskazki.info).

Как качество личности, нравственность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Нравственность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«Прежде всего интеллигентность сопряжена с нравственностью, понимаемой как «переживание», сочувствие, содействие, сопричастность к судьбам человечества. Это состояние, которое Ф.М. Достоевский выразил формулой: «когда ты за все и за всех виноват»» (Веремчук А.С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе).

«Высокая нравственность» и «служение идеям социального мессианства» акцентируются в период до революции и в настоящее время, но никак не отмечены в советскую эпоху. Оценочный признак «социальное поведение, характеризующееся индивидуализмом, неспособностью к дисциплине и организации, дряблостью, неустойчивостью, безволием, сомнениями, колебаниями и малодушием» становится отличительным понятийным признаком типажа «русский интеллигент» в советское время» (Ярошенко О.А. Эволюция лингвокультурного типажа «русский интеллигент»).

«Для интеллигента важно соблюдение нравственных норм, которые позволяют соотнести возрастающие потребности с возможностями их удовлетворения только справедливыми методами» (Красникова В.П. Природа интеллигенции).

Нравственность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания нравственности — интерес к нравственности как качеству личности, уважительное отношение к нравственным людям, стремление быть нравственным человеком, критическое отношение к безнравственности.

Нравственность: 1 комментарий

  1. «Интеллигентность несовместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к другим людям. Она нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, как установка на понимание, сочувствие и содействие. А это значит, что интеллигентность как родовую, имманентную черту интеллигенции следует трактовать как интеллект, помноженный на нравственность, где нравственность определяется как мера человечности в человеке» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант).

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

16 + 16 =