Потребности высших порядков и условия их удовлетворения

Как утверждает народная мудрость, «от тюрьмы и от сумы не отрекайся». Не дай Бог голода никому на этой земле, но нужно признать, что, по крайней мере, нынешнему поколению россиян при всем существующем несовершенстве социальной сферы, на голод грех жаловаться. В отличие от других времен и народов, в современной России проблема пропитания остро, слава Богу, не стоит. Также и с остальными условиями физического существования – воде, одежде, крыше над головой и т.д. Кто не согласен с этим утверждением, пусть вспомнит некоторые факты из истории нашего государства в первой половине двадцатого столетия, и, надеюсь, согласится, что на современном этапе физиологические потребности в нашей стране по большому счету удовлетворены.

Нельзя сказать, что институты, призванные обеспечивать удовлетворение потребности в безопасности и защищенности, у нас работают в полную силу и выполняют свои функции в должной степени, тем не менее, того страха, при котором человек не знал, что его ждет завтра, сейчас нет. И еще раз, слава Богу!

Сосредоточим свое внимание на тех категориях потребностей, которые в пирамиде Маслоу расположены на третьем, четвертом и пятом уровнях. Это, еще раз напомню, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.

Если взрослый человек по тем или иным причинам не является иждивенцем или по своей натуре паразитом, об удовлетворении этих своих потребностей он должен позаботиться именно сам. Чтоб подчеркнуть данное отличие верхних трех категорий от двух предыдущих[1], условия их удовлетворения целесообразно обозначить терминами, начинающимися с приставки «сам-».

Чтоб были удовлетворены социальные потребности, человеку нужно быть способным соответствовать требованиям среды, предъявляемым ему в виде морально-нравственных норм, существующих традиций, установленных правил, действующих законов и т.п. Для этого он должен определиться, в соблюдении каких традиций участие принимать, а каких нет, какие правила соблюдать, а какие игнорировать и т.д. Для этого ему нужно определиться, с какими группами «дружить», а с какими нет. А, прежде чем определиться с группами, нужно определиться со своими ценностями и предпочтениями, — что для тебя важнее, «сто рублей или сто друзей». Т.е., сплошное самоопределение. Поэтому условие, необходимое для удовлетворения социальных потребностей, назовем самоопределением.

Для удовлетворения потребности в уважении нужно правильно себя позиционировать. Выбор правильной позиции сопровождается самооценкой. Если она соответствует действительности, шансов на уважение у человека больше, если не соответствует – меньше. Правильная самооценка помогает выбрать подобающий в той или иной ситуации и в том или ином окружении стиль поведения. Важно при этом помнить хотя бы одну из русских пословиц: «Знай сверчок свой шесток» или «Богу богово, кесарю кесарево». Условие, сопровождающее процессы удовлетворения потребности в уважении, назовем самоидентификацией.

Самоактуализация – особая категория потребностей. Прежде всего ее особенность заключается в том, что в большинстве своем люди о ее существовании либо не подозревают, либо ее наличие не осознают, а, если и осознают, то относятся к ней с недостаточной степенью почтительности. В результате, — и в этом ее вторая особенность, — потребность в самоактуализации уступает свое место потребностям более низких порядков и больше своего господина (т.е. самого человека, не испытывающего ее) своим существованием не тревожит. Поэтому, истинное наслаждение, испытываемое от удовлетворения этой потребности, знакомо не всем. Но, как говорится, хозяин — барин. Условие и соответствующий процесс, обеспечивающие удовлетворение этой потребности, будем так и называть, самоактуализацией.

______________________
1. Накормить или защитить может кто-то иной, а вот заслужить уважение, например, может только сам человек.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

 

Потребности высших порядков и условия их удовлетворения: 1 комментарий

  1. «Если принять за основу некое состояние организма как системы, то для его развития, т. е. постоянной подстройки под новые условия существования, необходим «механизм». Этот «механизм» должен постоянно преобразовывать информацию и приводить систему — человек в состояние «равновесия» внутри данного процесса. Тогда воспитание можно определить как включение своеобразных рецепторов, которые отвечают за безболезненное узнавание и подстройку на новые условия существования, т. е. информацию. В данном случае это первичная стандартизация, которая основана не на выработке новых, не свойственных организму стандартов, а на включении врожденных стандартов» (Шикунов Г. Трактат по педагогике).

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 4 =