Целенаправленное воспитание

Как утверждают специалисты, развитие человека сопровождается двумя параллельными процессами: первый — накопления знаний, умений и навыков; второй — формирования отношения к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам[1]. Первый процесс называют обучением или образованием, второй воспитанием. Если образование предполагает передачу от поколения к поколению накопленных обществом знаний, умений и навыков, то под воспитанием следует подразумевать передачу от поколения к поколению сложившейся в обществе системы отношений к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

И, аналогично тому, как при получении знаний, — нужных, полезных, желательных, — в сознание ребенка проникают несвоевременные, нежелательные, вредные, так и отношение к ним не всегда бывает полезным как для самого человека, так и для его окружения. Поэтому процесс передачи отношений должен быть не стихийным, а целенаправленным и управляемым.

Воспитание можно считать целенаправленным только тогда, когда организатор (учитель, воспитатель, преподаватель, тренер, художественный руководитель и др.) представляет себе, каким должно стать отношение учеников, воспитанников, студентов и т.д. к тому или иному приобретенному знанию, умению, навыку в результате участия в данном мероприятии (уроке, занятии, лекции, соревновании и т.п.).

Подробнее о постановке воспитательных целей поговорим позже, а сейчас еще раз отметим, что ко всему нашедшему отражение в нашем сознании, у каждого из нас есть свое отношение. Оно может быть обоснованным или необоснованным, объективным или необъективным, совершенным или несовершенным, но оно в любом случае есть. А поскольку наше сознание отражает определенную картину мира, состоящую из элементов, отношение к которым способно быть самым разным, в том числе не всегда осознанным и не достаточно справедливым, в интересах социума при передаче знаний формировать то отношение, которое отвечает интересам нашего государства[2].

Воспитательной целью будем называть планируемый организатором конечный результат своей деятельности в виде появившегося или подкорректированного отношения участников мероприятия к тому или иному явлению. Формулировка воспитательной цели должна отражать, какое именно отношение, к какому элементу действительности будет у участников мероприятия в результате его проведения.

Отношение бывает очень разным. К себе, например, оно может быть неоправданно лояльным, нечестным, беспринципным, а должно быть справедливым, самокритичным, принципиальным. Друг к другу наши отношения бывают плохими, холодными, настороженными, иногда даже жестокими, коварными, меркантильными, нетерпимыми, а должны быть хорошими, теплыми, доверительными, гуманными, доброжелательными, искренними, заботливыми. Отношение к процессу и результатам деятельности может быть безразличным, небрежным, халатным, а желательно, чтобы оно было внимательным, добросовестным, ответственным. Наше отношение к явлениям окружающей действительности способно характеризоваться равнодушием, пренебрежением, презрением, ненавистью, а может симпатией, расположением, преданностью и даже любовью. Причем, ввиду того, что сами явления могут вызывать как положительные эмоции, так и отрицательные, не факт, что отрицательное отношение к каким-то из них должно быть заменено положительным.

Исходя из этого, воспитательные цели мероприятий могут формулироваться примерно так:

    • уважение к компетентности;
    • брезгливость к антисанитарии;
    • сочувствие к бездомным животным;
    • отвращение к вульгарным выражениям;
    • восхищение героическим поступком.

Если, например, образовательную цель урока учитель видит в осознании учащимися роли советского народа в Великой Отечественной войне, то вполне естественно, если в качестве воспитательной цели он выберет наличие у детей чувства благодарности к поколению, отстоявшему свободу и независимость нашей Родины. Ведь рассмотренный на таком уроке материал позволяет не только осознать определенные сведения о событиях, участниках, их роли и т.д., но и испытать к ним соответствующее отношение. А, если накануне предложить детям подготовить материал об участии в войне их родных и близких, в памяти могут остаться не только полученные на уроке знания, но и ощущение искренней благодарности к своим прадедушкам и прабабушкам.

Среди всех, используемых в современной школе форм воспитательного воздействия, особое место занимает, конечно же, урок. Вот несколько релевантных для данной темы особенностей урока:

    1. Урок обладает колоссальными возможностями для передачи подрастающему поколению не только знаний, умений и навыков, но и сформировавшегося в предыдущих поколениях отношения к ним[3].
    2. Урок представляет собой модель будущей жизни школьников, успех в которой зависит от сформированного отношения а) к другим людям и их социальным образованиям; б) к труду и его результатам; в) к себе.
    3. Урок требует мотивированного и осознанного участия школьников в достижении триединой дидактической цели, что требует соответствующего к ней отношения.

______________________
1. «В развитии человека (ребенка, школьника) идут, количественно и качественно нарастая, как бы два параллельных процесса: первый — накопление знаний о мире, навыков и умений их применения в жизни, на практике и способов их получения. Это удел обучения в самом широком смысле этого слова — от материнских уроков, как есть горячую манную кашу, рисовать домик, приласкать котенка, поздравить дедушку… до самых высоких достижений современного образования. И второй — процесс формирования отношений к приобретаемым ребенком знаниям, умениям, навыкам их получения» (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие).
2. Учитывая реалии сегодняшнего дня, нельзя не подчеркнуть, что под государственными интересами ни в коем случае нельзя подразумевать интересы государственных органов и, тем более, государственных чиновников. Чтоб такого отождествления не происходило, воспитание в госучреждениях должно предусматривать формирование у воспитанников не только четкого представления об общественных интересах (функция образовательная), но и нетерпимого отношения к способности их путать с личными (функция воспитательная).
3. «Главной формой учебно-педагогической деятельности является урок. Цель урока – это главный системообразующий элемент урока. Дидактическая цель урока имеет три основополагающих аспекта: образовательный, развивающий, воспитательный. …
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке» (Комарова М.В. Триединая дидактическая цель урока, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты урока).

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Целенаправленное воспитание: 1 комментарий

  1. «Да, учитель это и требовательность, и вместе с тем очень точно он должен знать, на что он выводит своего вот этого маленького человека, что он ему вкладывает.

    Мне кажется, что любой урок по любому предмету должен содержать такую ненавязчивую, ни в коем случае не дидактическую, но воспитательную интонацию. То есть все время должно быть ясно из того, о чем говорит преподаватель, что такое хорошо и что такое плохо» (Из беседы Альберта Лиханова с Ириной Антоновой «Интеллигентность – это гармония духа»).

    «… интеллигентность не просто нравственный ориентир, а целенаправленная система воспитания, эталонного по сути» (Автор форума «Интеллигентность» на all-sbor).

    «Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей цивилизации, ориентированной на материальные ценности, и использовать ее огромный потенциал для благих целей» (Из обращения президента Римского клуба по устойчивому развитию человечества Аурелио Печчеи).

    «Современная педагогическая наука находится в состоянии поиска идеала воспитания, т.е. того образца, на который молодое поколение могло бы опираться. Трудно найти в сегодняшней действительности, которая предлагает самые разные примеры для подражания (положительный или даже отрицательный герой-одиночка; индивидуалист, отрешенный от реальности и погруженный в свой внутренний, часто иллюзорный, мир; безразличный к окружающим искатель удовольствий и развлечений и т. д.), идеал, собирательный образ, в котором преобладали бы приоритетные качества, носителем которых должен быть современный человек. Таким образцом может быть интеллигент» (Мухаметзянова Г.В. Интеллигентность как системообразующее качество педагога).

    «Мне кажется, что пока не сформирован (сформулирован) образ хорошего человека — ничего в наших заклинаниях путного не будет, — среда переформатирует на свой убогий лад наших детей, и только единицы из них смогут пронести в себе свет гуманизма. Сегодня, когда вокруг информационная бездна и тьма, когда последние 25 лет идет смена культурного кода, заклинания не помогут» (Ермолин А. Забытая теория интеллигентности).

    «… профессиональное образование специалиста не может быть сведено лишь к обучению, а должно гармонично сочетаться с организацией целенаправленного воспитания. …

    Целью воспитания студента является формирование интеллигента-гражданина, компетентного специалиста, человека творческого, инициативного, коммуникабельного, обладающего инновационным способом мышления, ответственного за свою профессиональную деятельность перед обществом и государством, признающего отношение к человеку как наивысшей ценности, уважающего права, свободу, личное достоинство другого» (Данюшенков В.С., Машарова Т.В. Миссия гуманитарного университета — воспитание интеллигентности).

    «Даровитый актер играл в пьесе действующее лицо, которое по воле автора много действовало и говорило, но по вине того же автора не умело достаточно выяснить смысл своих слов и действий, осталось лицом без физиономии. По окончании спектакля приятель упрекнул актера в том, что он, зритель, в его игре не узнал его героя.

    – Да и нельзя было узнать, – отвечал актер, – потому что мой герой и не появлялся на сцене, а выходил я своею собственною, незагримированною персоной… Когда актер не понимает, кого играет, он поневоле играет самого себя.

    В подобном затруднительном положении могут очутиться и педагоги известной школы. Сами по себе они могут быть разными людьми, такими и этакими. Но все они должны понимать идею своей школы, и понимать ее одинаково, чтобы знать, кого они воспитывают, т. е. кого вырабатывают из своих воспитанников соединенными усилиями. Соединенные усилия могут не быть дружными действиями, и тогда из них не выйдет цельного и складного дела. На сцене актеры играют каждый свою роль, и каждый понимает ее, разумеется, по-своему, но все они должны одинаково понимать пьесу, чтобы стройно сыграть ее. Воспитатели и учители должны знать, кого им нужно воспитать и выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности» (Ключевский В.О. Два воспитания).

    «Чего не хватает нашему миру, нашей стране, нашему обществу более всего теперь? Не денег. Не идей. Не вождей. Любви, как ни банально прозвучит это» (Семенова Е. Письма к разным лицам. О хамодержавии вместо самодержавия).

    «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло» (Сухомлинский В.А. О духовном общении учителя и ребенка).

    «Истина воспитывает лишь тогда, когда есть отношение к истине. Знания перестают воспитывать, как только они освобождаются от накала человеческих страстей и перестают нести дух борьбы. Воспитатель, бойся холодных, «сообщающих» истин» ((Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие).

    «Общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

    1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

    2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

    3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел)» (Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. // orm.instrao.ru).

    «Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

    Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.

    Как видим, цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель» (О разработке Программы воспитания. Методические рекомендации Института стратегии развития образования РАО // orm.instrao.ru).

    «Ценностное отношение к миру является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности вместе с познанием мира и его практическим освоением, поэтому процесс воспитания интеллигентности в высшей школе должен быть обязательно ориентирован на формирование гуманистического уровня смыслового развития личности, который характеризуется именно ценностным отношением студенческой молодежи к другим людям, внутренней направленностью на благо других людей, общества, человечества в целом, что и определяет сущность интеллигентности как личностного качества и стремление личности реализовать эту направленность в собственной деятельности, ценностно ориентированном поведении» (Фунтикова Н.В. Ценностные основания воспитания интеллигентности у студенческой молодежи).

    «Как отмечают психологи, отношенческая концепция личности — «совокупность теоретических представлений, согласно которым психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъектно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения» (Репринцев А.В. Интеллигентность как форма проявления социальной и профессиональной позиции российского педагога).

    «… в педагогике есть неразрешенная проблема с целью, которая не решается уже на протяжении веков. …

    Когда говорят, что «цель недостижима», то, скорее всего, ее вообще нет или она не сформулирована. Когда говорят, что нет идеала, то нужно понимать, что цельная картина мироздания не построена. Сложность здесь заключается в том, что каждый должен выстроить мироздание самостоятельно, пройдя этот путь от начала до конца. И только тот достигает цели, кто правильно определил точку отсчета и соблюдает правила построения этого мироздания. …

    Когда остаются полностью неосмысленными и спорными сами понятия и подходы к воспитанию человека, т. е. кого, когда и как воспитывать, эта классификация только мешает студенту сосредоточить свое внимание на основополагающих началах. Не конкретизированная точка отсчета — причина неудач педагогики.

    … педагогика — это система нейропрограммирования человека согласно существующих условий с целью достижения желаемого, а точнее, заказанного социумом результата» (Шикунов Г. Трактат по педагогике).

    «… формирование и становление интеллигенции происходит как стихийно, под влиянием генетических задатков, так и целенаправленно — в ходе специально организованного обучения и воспитания» (Меметов В.С., Будник Г.А. Теоретические основы формирования интеллигенции в образовательном пространстве высшей школы).

    «Идеология интеллигенции, будь то славянофилов или марксистов, вращается вокруг отношения к Западу, к капитализму. Эта проблема отнюдь не только российская, как прекрасно знают и поляки, и китайцы, и турки» (Валлерстайн И. Россия и капиталистическая мир-экономика).

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 + 19 =