Кто такой истинный интеллигент?

Истинный интеллигент – интеллигент[1], суждения, поступки, поведение, образ жизни которого подчинены сохранению собственного, гражданского и профессионального достоинства[2].

Истинный интеллигент готов жить с другими людьми в соответствии с существующими в социуме законами и правилами человеческого общежития, нормами нравственности и общечеловеческой морали.

Истинный интеллигент характеризуется аккуратным, не унижающим достоинство окружающих людей видом, скромным, не вызывающим поведением, способностью слушать и слышать.

Кроме названных, истинный интеллигент характеризуется целым рядом лучших человеческих качеств[3].

___________________
1. Не все интеллигенты (представители интеллигенции) являются носителями интеллигентности (см. Что такое интеллигенция? и Кто такой интеллигент?).
2. См. Что такое интеллигентность?
3. См. Глоссарий терминов, определяющих понятие интеллигентности.

Олег Михайлов
29 августа 2011

Кто такой истинный интеллигент?: 1 комментарий

  1. «Так кто же он, «подлинный российский интеллигент»?

    Если для порожденного ельцинской бюрократией Конгресса интеллигенции этот вопрос имел риторическое значение (кого назначим, тот и будет), то для практики высшей школы он имеет стратегическое, жизненное значение, значение «этического идеала воспитания» (В. Е. Триодин)» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 17).

    «… особенностью подлинного интеллигента, отличающей его от тех, кто только хочет казаться таковым, является органичный демократизм, противостоящий и стремлению к власти над другими, политическому или духовному господству, и рабской психологии жаждущего подчинения царю или любому другому властителю, и индивидуалистическому самообособлению и самолюбованию; это делает отношения истинно интеллигентного человека с другими людьми диалогическими, как их назовет в ХХ веке философская антропология» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).

    «… невозможно выявить социальную группу «подлинных интеллигентов». Можно назвать только отдельные личности, «идеальных интеллигентов», «символы интеллигентности»» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 47).

    «Настоящий интеллигент -— это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны. Все остальное — образованщина. Интеллигент — миссионер совести и знаний, которые позволяют ему жить по совести» (Искандер Ф. А. Государство и совесть // Конгресс российской интеллигенции / сост. и ред. С. А. Филатов. СПб., 1998. С. 89).

    «Настоящий интеллигент — это антиклерикал, открытый навстречу людям всех исповеданий, он ратует за свободу, выступает против тирании, воззрения его космополитичны, он верит в прогресс, имеет перед собой нравственные задачи и трансцендентальную цель — воздвижение невещественного храма всечеловеческого счастья» (Крусанов П.В. Плоды кухонной цивилизации (об интеллигентности)//Нева.- 2002.- С.121-132).

    «Для нас интеллигентом является каждый образованный человек. Именно в этом и заключается гибельная ошибка. Учеба, образование, научный багаж — все это необходимо, но не достаточно, чтобы сделать кого-то настоящим представителем интеллигенции. Человек может быть очень эрудированным, но это еще не дает ему право называться интеллигентом.

    Истинным интеллигентом является тот, у кого к интеллектуальным способностям добавляется глубоко нравственный облик, высокая идейность, способность к созиданию новых идеалов, форм жизни, духовное мужество, безграничная способность к состраданию и любви к народу в его целостности» (Тер-Арутюнян Г.Е. (Гарегин Нжде) «Вечное оружие национального духа»).

    «… модель идеального русского интеллигента по эскизу академика Лихачева. Вот эта модель:
    — образованность европейского уровня, широкий общекультурный кругозор;
    — креативность — бесстрашное правдоискательство, интеллектуальная независимость, свободомыслие;
    — этическое самоопределение: а) совестливость, честность, правдивость; б) толерантность, осуждение насилия и террора; в) благоговение перед культурой, приобщенность к книжной культуре, русской литературе; г) индивидуализм, самодостаточность; д) оппозиционность по отношению к деспотичной власти» (Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. Д.С. Лихачев — интеллигент-книжник ХХ века).

    «Во всяком случае, настоящий интеллигент, обладая всеми подобными атрибутами, никогда не рискнул бы объявлять себя интеллигентом, ибо всегда считает, что вышеперечисленные внутренние достоинства присущи ему в недостаточной степени. Тем более он далек от мысли поучать других, какую точку зрения они должны исповедовать, ограничиваясь изложением своей собственной, которая, однако, вовсе не зависит от мнения тех или иных господствующих группировок, ибо является следствием самостоятельных умозаключений» (Денисов А. Общественное сознание (политика, культура, этика)).

    «Само выражение “истинный интеллигент” говорило о том, что были и неистинные — многие пытались выглядеть интеллигентами. …

    Игорь Бестужев-Лада поражал замечанием, что интеллигент — это воплощение Бога на Земле: «Господь Бог в образе своего Сына Иисуса Христа во всех четырех Евангелиях ведет себя с людьми как истинный интеллигент» (Запесоцкий А.С. Дмитрий Лихачев и русская интеллигенция).

    «Подлинный интеллигент добровольно выбирает ответственность перед миром в своей духовной деятельности. Самореализация для него совершается не вопреки миру и не напоказ, но в органическом единстве с совершенствованием мира» (Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии).

    «… истинный интеллигент никогда не отступит перед трудностями, не сломается под давлением, не спрячется в кусты в трудную для народа годину испытаний» (Мелик-Шахназарян Л.Г. Интеллигенция – мост между народом и властью).

    «Много ли вы видели людей, лично выстрадавших свои убеждения, а не принявшие их бездумно или небескорыстно в угоду доминирующего большинства? Многие ли из них способны к спокойному диалогу с оппонентом и владеют ли они материалом для этого? У многих ли достанет мужества открыто не согласиться с каким-либо догматом их идеологии и пойти против мнения своего большинства? И, наконец, часто ли вы встречали людей, демонстрирующих доброжелательность и искренний интерес к адекватному идеологическому антиподу, или к человеку не своего круга, достойно проходящему свой жизненный путь в чуждых ему условиях? Если вам довелось повстречать такого человека, то вас можно поздравить – вы познакомились с настоящим интеллигентом. Истинный интеллигент в процессе своего индивидуального развития сам активно строил свое мировоззрение, выстрадал свои убеждения и на этом не остановился. Он продолжает развиваться и строить, мыслить и переосмысливать, что-то менять и в чем-то меняться. А для этого необходимо известное мужество. Оно же поможет и в неизбежном противостоянии агрессивному большинству, не терпящему инакомыслия. Истинный интеллигент начисто лишен чванства, ему чужд глупый карикатурный снобизм и, как говорил Чехов, он не станет чваниться даже перед собакой. … Скромность – еще одно украшение в нравственной короне истинного интеллигента» (Миллер Н. Интеллигенция и интеллигент).

    «Сочувствие (в английском есть более объемное слово empathy), — необходимый, по его [Владимира Эммануиловича Шляпентоха, — прим. Мих.] мнению, элемент высокоразвитого общества, а также характерное качество истинного интеллигента.

    … От себя я бы добавил еще одну черту свойственную истинному интеллигенту — простоту в общении. С такими людьми, как Володя — а их, увы, так прискорбно мало, всегда чувствуешь себя легко и комфортно, так как они умеют настроить вас на творческий лад, побудить непроизвольно высказывать оригинальные мысли, то есть, как бы повышаешь свою интеллектуальную планк» (Мессерер А.Э. Памяти истинного интеллигента).

    «Настоящий, подлинный интеллигент исходит из того, что в любом случае, при любой власти можно и нужно честно работать на своем месте, причем выбирает такое место, где можно принести пользу в первую очередь не себе — любимому, а окружающим. Можно и сейчас учить и лечить людей за невысокую зарплату; писать для небольшого круга читателей, не рассчитывая на крупный гонорар; за малые деньги двигать вперед науку и технику в надежде, что это, в конце концов, все равно пригодится; и т.д.» (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).

    «Приходит на память одно тоже старомодное слово — «подвижничество». Я знаю, «проходил» в институте, что «хождение в народ» — это не самый верный путь русской интеллигенции в борьбе за свободу, духовное раскрепощение великого народа. Но как красив, добр и великодушен был человек, который почувствовал в себе неодолимое желание пойти и самому помочь людям, братьям. И бросал все и шел. Невозможно думать о них иначе, чем с уважением. Это были истинные интеллигенты!» (Шукшин В.М. Монолог на лестнице).

    «Истинный, а не мнимый, интеллигент – это человек, который всегда стремится оставаться в обществе незаметным.

    … истинный интеллигент ни за что не будет унижать другого за счет собственного возвеличивания» (Мурзин Г.И. Интеллигентный диалог).

    «Разумные интеллигенты, в отличие от вечно оппозиционных, пенобурлящих образований, от «людей дела», навязывающих Русскому народу чуждые ему социальные модели, проходят с ним всю длительность страдальческого пути, учась у него. Человек, представляющий собой партию, какое либо отдельное движение, существующее наряду с другими, или только свою персону (негативная самостоятельность), является не более, чем сектантом, и лишь тот, кто представляет Бога, а значит – Симфоническую Личность, является Истинным Интеллигентом. Интеллигентное сектантство – это ветхозаветное столпотворение, разноязычие и взаимное непонимание. Подлинная Интеллигентность – это универсализм, обладание различными языками* для взаимного понимания и всеобщей Гармонии» (ВладиМир «Казачество и интеллигенция как феномены сугубо русские»).

    «Для меня понятие «интеллигент» не только значит, что человек достаточно хорошо образован, но и воспитан. Эти две вещи по моему мнению всё-таки идут рядом: то есть он не только много знает, как интеллектуал, но и ведёт себя прилично» (Дьюхерст М. Интеллигенция: Миф или Реальность?).

    «… настоящий интеллигент, помимо своей конкретной работы (преподаватель университета или доктор), живет еще высшими запросами: что такое человек, что такое чувство родины?» (Кублановский Ю.М.). («Желтое колесо» Юрия Кублановского).

    «Интеллигент — это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию» (Билюк И.Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек).

    «Истинный интеллигент не идет во власть. Он всегда ей противостоит, ибо не было еще на земле власти, которая не подавляла бы человеческого духа и не ограничивала его свободы. Абсурдно вообразить, чтобы такие люди как Лихачев, Сахаров и другие стали бы вращать, смазывать и чинить проржавевшую государственную машину. Они выше и шире любых рамок и на любую машину насилия смотрят, образно говоря, как с космолета на паровоз. Просто это люди другого времени и расстояние, отделяющее их от основной массы современников-соплеменников, огромно» (Якунина Г.П. Право быть собой).

    «Интеллигент сочетает в себе прекрасное образование и воспитание с активной нравственной позицией, т.е. он неравнодушен к тому, что происходит в обществе и во всем мире. Настоящему интеллигенту не только «до всего есть дело», но он, в силу своего образования и положения в обществе, может хоть как-то повлиять на ситуацию и хотя бы попытаться улучшить ее» (Пряжниковы Н.С. и Е.Ю. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика).

    «Самый настоящий интеллигент не строит свою героическую судьбу» (Прилепин З. Достаточно одного. О людях с тонким голосом и пронзительным взглядом).

    «Настоящий интеллигент никогда не поддаётся «магнетизму» (или безумству) толпы, у него нет «стадного инстинкта». Интеллигенту чужда групповщина, он старается не ввязываться в служебные и политические интриги. …

    Настоящий интеллигент всегда готов проиграть в споре, если убеждается, что его аргументы слабее. При этом он благодарен победителю за полезный урок. Для него важнее принципиальность, ради которой он может пожертвовать многим. …

    При обнаружении ошибки истинный интеллигент всегда извиняется за ненамеренную дезинформацию, корректирует свою позицию, с благодарностью принимает новую информацию» (Каминаров С. Что такое интеллигенция? Ответ интеллигента. Кодекс интеллигента).

    «Чаще для описания истинно интеллигентного человека приводятся примеры не реальных людей, а персонажей, что наталкивает на мысль: а существуют ли они, живые, настоящие интеллигенты?» (Ишимская Е.В. Методология исследования интеллигенции: проблемы и перспективы).

    «… подлинная интеллигенция вооружена но только ради открытого в полемическом споре обнаружения истины, но и ради необходимости бороться со всякого рода скрытыми несовершенствами жизни. Но это значит, что подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг. …

    Подлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен и не склонен аналитически вдумываться в свою интеллигентность» (Лосев А.Ф. Интеллигент всегда трудится для других).

    «… уточним, что заключает в себе понятие «подлинный интеллигент». Прежде всего, интеллигент – это человек, который обладает определенным уровнем знаний и умением ими пользоваться. Это качество обычно называют интеллектуальностью, а людей, им обладающих — интеллектуалами. Вторым обязательным слагаемым интеллигента является собственно интеллигентность, которая включает в себя высокую нравственность, служение отчизне, совесть, честь и прочие качества, иначе именуемые человечностью или благородством» (Головинский А.Г. Интеллигенция всех стран, соединяйся!).

    «»Интеллигенция», и в данном случае русская интеллигенция, состояла и состоит из людей высшей умственной и этической культуры, принадлежащих к разным лагерям, партиям и направлениям, но есть несколько основных начал, которых она всегда держалась. Эти начала:  
    1) Признание науки руководящей нитью при выработке своего миропонимания.  
    2) Сочувственное отношение ко всем высшим приобретениям культуры.  
    3) Требование гражданской свободы как для отдельной личности, так и для общества в его совокупности.  
    4) Демократизм общего настроения, вытекающий из искреннего интереса, который подлинная русская интеллигенция всегда имела к судьбе народа, крестьянской массы, а впоследствии и рабочего пролетариата.  
    5) Защита свободы совести в религиозной жизни и протесты против векового гнета, который исходил от государственно-полицейского церковного быта.  
    Под этими пунктами, надеюсь, подпишется всякий подлинный «интеллигент» (Боборыкин П.Д. Подгнившие «Вехи»).

    «Настоящий, а не мнимый интеллигент – это человек, обладающий интеллигентностью» (Горемыкина Л.И., Яминова С.А. Интеллигенция и интеллигентность).

    «Истинный интеллигент, как правило, обладает достаточно глубоким умом. Который совершенно незаменим в решении вопросов жизни средней степени сложности и сложных. Не говоря уже об очень сложных. Глубокий и серьезный анализ – это своего рода норма жизни интеллигента. Халтурить он просто-напросто не умеет» (Алтунин А.И. Интеллигентность).

    «Можно быть неплохим врачом или неплохим инженером, но если круг их интересов не выше профессиональных, то это всего-навсего технари, а не интеллигенты. Выдающимся гениальным врачом или выдающимся гениальным инженером при общей ограниченности стать нельзя. Только люди высокой разносторонней культуры могут совершать качественные революционные изменения в своей собственной работе и в истории в целом» (Евтушенко Е. Источник нравственности — культура).

    «Интеллигент — это состояние души. Мне кажется относится больше к русскому духу. Это внутренний стержень, с которым человек идет по жизни. У интеллигента преобладает в действиях «должен» вместо «хочу», прежде всего отличается порядочностью, если ошибется будет мучим совестью. «Там русский дух, там Русью пахнет» (Чухнова Н. Кто такой интеллигент?).

    «Именно такие «интеллигенты» … ходят на оппозиционные митинги, постоянно всем недовольны и вечно пытаются что-нибудь сломать. (Пытаются еще с дореволюционных времен. Собственно, такие люди революцию-то и устроили — которые вместо того, чтобы лечить, учить, строить, открывать — писали прокламации, агитировали против власти, создавали подпольные газеты и т.п.).

    И сейчас такая же история. А ведь настоящий интеллигент всегда любит свою страну — даже когда «суровые годы приходят». И в этом его главное отличие от тех «интеллигентов», которые кичатся своей образованностью» (Трубиновская Н. Есть ли у нас в стране настоящие интеллигенты?).

    «… важнейшим качеством, присущим интеллигенту, является моделирование «лучшего будущего» как модели идеального (желаемого, должного) мироустройства» (Наумов П.Ю. Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ).

    «… интеллигент – человек не просто мыслящий, а мыслящий самостоятельно, умеющий сопоставлять свои устремления с потребностями общества, в котором он живет, говорит, пишет, вещает, просвещает» (Тощенко Ж.Т. Интеллигенция и интеллектуалы: современные реалии).

    «Истинная интеллигентность часто противопоставляется мещанству. …

    Уважение и признание достоинства другого человека, понимание последнего не как средства, а самоцели (И. Кант) — признак истинного интеллигента» (Антюхина А.В. Интеллигенция: социально-исторический портрет).

    «В узком смысле слова интеллигент, имеется в виду именно русский, российский интеллигент, напротив, не означает принадлежности человека к определенной профессии. Это есть особое отношение человека к миру, точнее, к социальным процессам, протекающим в обществе. Быть интеллигентом означает быть совестливым человеком, живущим по совести, а не по расчету» (Шевченко В.Н. Интеллигенция и общественность в истории российского общества).

    «каким-то чудодейственным образом эти молодые люди услышали властный призыв: «Встань и иди!». Их глаза выделяли в городских постройках, прежде всего полуразрушенный собор или проржавевший графский вензель на старинных воротах. Они замечали икону, пробитую пулей и брошенную под лавку в каком-нибудь «красном уголке», и бережно подбирали ту икону, чтобы отнести ее к себе домой. Они были молчаливы, но старались держаться с достоинством, стремились жить не по лжи и не смешивались с толпой совинов. Вступая в пору своего самоопределения, молодые представители возрождающейся русской элиты особенно остро ощущали свое духовное сиротство» (Покровский Ю.Н. Об интеллигенции. Русское и советское).

    ____________________
    См. также «Кто ты, о, истинный интеллигент?» на https://forum.privet.com/viewtopic.php?f=4&t=121660&sid=86538866a6a7610e46771980d0f88982

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − двенадцать =