Что такое интеллигентизация отношений?

После целей вторым по значимости фактором, определяющим результативность семинара, является осознание и постепенное осмысление содержания обсуждаемых понятий.

Что же такое интеллигентизация?

Наверняка, каждому интуитивно понятно, что это такое. Но, поскольку под интеллигентизацией все-таки подразумевается не только процесс, но и результат, поэтому могут быть разные представления о способах его достижения. Чтобы в дальнейшем избежать каких-либо параллелей с интеллигентизациями, имевшими место в истории нашего государства в предыдущие годы, сделаем некоторые уточнения.

Несмотря на то, что ни один русскоязычный словарь не содержит и не дает описания понятия «интеллигентизация», его иногда используют в публикациях, подразумевая под этим процесс, целью которого является увеличение количества интеллигентов (или, иными словами, увеличение социальной категории под названием «интеллигенция»). Например, Лев Альшиц («Мысли вразброс»):

Следующая цитата свидетельствует о том, что мы в своих намерениях не одиноки и, несмотря на отсутствие, как утверждают специалисты, в зарубежных словарях понятия «интеллигенция», там тоже осуществление интеллигентизации лишним не считают Егоров И. («Исламское Возрождение»):

Мы в понятие «интеллигентизация» будем вкладывать несколько иной смысл.

Под интеллигентизацией будем подразумевать процесс, направленный на формирование у себя и окружающих положительного (уважительного, почтительного) отношения к интеллигентности.

Из приведенного определения следует необходимость в определении понятия «интеллигентность», отношение к которой формируется при интеллигентизации.

Понятием интеллигентности пронизана вся русская культура, поэтому каждый из присутствующих наверняка имеет о ней не только свое представление, но и свое отношение к людям, относящимся к данной категории.

Но, если провести эксперимент, заключающийся в сопоставлении существующих по данному термину определений, можно убедиться не только в их существенном отличии, но и в необыкновенной сложности этого, казалось бы, всем известного понятия. «Национальная психологическая энциклопедия»:

«Словарь по общественным наукам»:

«Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура»:

Можно привести еще целый ряд имеющихся определений, но и этих достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что понятие «интеллигентность» четкого определения не имеет и это дает право каждому понимать его как угодно.

Что из этого следует? Смертельного ничего. Интеллигентность не специальность, поэтому различные взгляды на нее к нажатию «не той кнопки» не приведут. И вообще можно ею не обладать. Сказано ведь в определении: «Интеллигентность — понятие, относимое к общественному слою людей, отличающихся высокой культурой…».

Но давайте ответим на вопрос:

Или сформулируем его несколько иначе:

Ответы предсказать нетрудно, но тогда возникает вопрос, почему мы не можем сказать, что большинству из нас свойственна интеллигентность?  

Чтобы разобраться в этом, вспомним кое-что из истории термина «интеллигенция». Известно, что это понятие произошло от латинского intelligentia, которое в переводе на русский язык означает понимание.

Впервые в России слово «интеллигенция» в своих дневниках использовал В.А.Жуковский описывая в 1836 г. петербургское дворянство:

Массовое употребление понятия «интеллигенция»  в русской культуре началось с 1960-х годов, когда русский прозаик, критик и публицист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе (http://ru.wikipedia.org):

Но в 1881 году в словаре В.Даля под понятием «интеллигенция» подразумевается «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46).

Как у любого явления, пользующегося уважением (авторитетом, брендом, спросом), тут же появляются эрзац-заменители, так и у понятия «интеллигенция» тут же появились желающие себя к ней отнести.  А поскольку признак образованности являлся довольно таки формализованным, чтоб чувствовать себя интеллигентным человеком, достаточно было получить кое-какое образование.

И вот что уже в 1897 г. в своем очерке «Мысли об интеллигенции» пишет В.О.Ключевский:

Из этой среды появилась новая революционно настроенная интеллигенция, о которой Л.А.Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» пишет:

И эта новая интеллигенция, используя ударный  потенциал рабочего класса, совершила революцию и сделала все, чтобы старую, подлинную, стародворянскую интеллигенцию уничтожить.

Но, вместо того, чтобы четко указать на признаки, отличающие один тип интеллигенции от другого, вождь пролетариата, как будто сам никакого отношения к данной категории не имеет, в письме к М.Горькому (Ленин В.И. Полное собрание сочинений — Москва: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 134-135) высказался:

Это послужило не только призывом к издевательствам над интеллигенцией, но и началом погружения страны в атмосферу, в которой была дана зеленая улица качествам, не имеющим к интеллигентности никакого отношения. В статье «Интеллигенция: потери и приобретения» А.Н.Севастьянов пишет:

Такая позиция власти создала условия для появления на свет различного рода интеллигентофобов, которые из-за своей врожденной ненависти к качествам, свойственным подлинным интеллигентам, утверждают, что «русской интеллигенции больше нет» (Б.Туманов, например (http://ru.delfi.lt)). Каждый имеет право иметь по этому поводу свое мнение, мы же присоединяемся к мнению А.И.Солженицына, изложенному им в статье «Образованщина»:

Однозначно утверждать, что сегодня нет социального заказа на интеллигентность, нельзя, поскольку, наверное, ни одно человеческое качество не выдержало в своей истории столько предательства и подлости, как это. Где сознательно, а где бессознательно, но истинная интеллигентность в России на протяжении полутора веков старательно уничтожалась. Тем не менее, она еще жива. Причем, в гораздо большем степени, чем этого хотелось бы всякого рода врагам России и русскости. Понятно, что, если б на нее вообще не было социального заказа, этого не произошло бы. Заказ есть, но ему не хватает легитимности. То есть, интеллигентность в нашем обществе, как и духовность, — с одной стороны, как бы и нужна, но говорить об этом считается чуть ли не признаком дурного тона. Гораздо приятнее собрать кучу чернухи об интеллигентах ленинского типа, например, или о современных политтехнологах, мнящих себя интеллигентами, и вместе в ними отправить на свалку истории и интеллигентность. Поэтому, часто люди выбирают стиль поведения,  прямо противоположный тому, который свойственен истинному интеллигенту.

Наша задача заключается в том, чтобы скептицизм, презрение и пренебрежение к интеллигентности сменились уважением к ней. А для этого нужно рассмотреть это понятие и содержащуюся в нем сущность во всей полноте и многообразии.  Поэтому,

Чтобы конкретизировать его и при этом не стать в оппозицию к авторам уже существующих N определений, создавая N+1-е, поступим следующим образом: введем новое, не существующее ни в одной энциклопедии понятие «комплекс интеллигентности» и наполним его содержанием:

Что это за совокупность качеств? Вот она:

Поэтому, мы под интеллигентностью будем подразумевать способность ее носителя иметь в себе и ценить в других такие свойства, как патриотизм, порядочность и профессионализм.  

Может возникнуть вопрос, почему при описании интеллигентности нужно использовать понятие «комплекс»?

Потому, что интеллигентность проявляется комплексно, любой набор качеств ее не характеризует. Т.е., о наличии в человеке интеллигентности, качества, принадлежащие трем кластерам (щедрость, скромность и новаторство, например) свидетельствуют. А вот, допустим, образованность, квалификация и компетентность, принадлежащие одному из них, о наличии интеллигентности не говорят практически ничего.

При этом необходимо иметь в виду, что качества, являющиеся признаками интеллигентности, никогда не присутствуют в человеке сами по себе, а выступают взаимосвязанными группами. Например, если известно, что человек обладает благородством, то без всяких сомнений можно утверждать, что ему свойственны и щедрость, и бескорыстие, и альтруизм, и многие другие качества, характеризующие его, как патриота. Но при этом дисциплинированностью, пунктуальностью, надежностью и другими качествами, относящимися к порядочности, он может и не отличаться. Иными словами, любая совокупность качеств, проявляющихся в патриотизме, порядочности и профессионализме может рассматриваться как комплекс интеллигентности.

Таким образом, интеллигентизацию теперь можно определить так:

Соответственно,

Нетрудно заметить, что настоящая концепция представляет собой нетрадиционный подход к понятию «интеллигентизация». Это заключается в том, что интеллигентизации подлежат не сотрудники сами по себе, а их отношение к качествам, образующим комплекс интеллигентности и уже, как проявление этих отношений, – их личностные качества. А, оказывая влияние на отношение человека к тем или иным сущностям, мы влияем на его качества и, следовательно, на него самого. В том числе, формирование у сотрудника положительного отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности, способствует возникновению этих самых качеств в его менталитете и их проявлению в его поведении.

Понятно, что под интеллигентизацией отношений будем подразумевать не только межличностные отношения, хотя и их тоже, но и весь огромный, если не сказать бесконечный, спектр отношений человека к самым разным аспектам окружающей действительности: к себе, к другим людям, к животным, к труду, к собственности, к законам, к решениям, к качествам и т.д. и т.д.

Ответ на вопрос, что такое интеллигентизация отношений на предприятии будет неполным, если не коснуться вопроса о том, что такое псевдоинтеллигентизация и антиинтеллигентизация.

Иными словами, если интеллигентизация фактически не обеспечивает положительного отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности, ее можно назвать псевдоинтеллигентизацией.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 8 =