Что такое интеллигентность?

С одной стороны, «интеллигентность — это совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — считающимся носителями культуры»[1], с другой, — это свойство личности, в котором проявляется понимание человеком, впитавшим в себя особенности русской культуры[2], качеств, способных обеспечить ему сохранение своего собственного[3], гражданского[4] и профессионального[5] достоинства.

Поэтому, основным признаком интеллигентности является способность ее носителя иметь в себе и ценить в других качества, образующие кластеры порядочности[6], патриотизма[7] и профессионализма[8], в совокупности представляющие собой комплекс интеллигентности[9]:

______________________
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
2. Исторически русская культура создавалась под влиянием трех культур: древнеславянской, византийской и европейской. Соответственно, большое влияние на формирование ее идеалов оказали образы Ильи Муромца, Иисуса Христа и Дон Кихота. Но не только.
3. Собственное достоинство — достоинство личности как индивида.
4. Гражданское достоинство — достоинство личности, отраженное в достоинстве (имидже, авторитете) социальных систем (семьи, класса, школы, бригады, предприятия, государства и др.), элементом которых человек является.
5. Профессиональное достоинство — достоинство личности и социальных систем, элементом которых человек является, отраженное в результатах их жизнедеятельности (учебы, труда, конкурсов, соревнований, выпускаемой продукции и др.).
6. Кластер патриотизма, кроме патриотизма, образуют альтруизм, бережливость, бескорыстие, благодарности (чувство), благоразумие, благородство, вежливость, великодушие, верность, гуманность, деликатность, добродетельность, доброжелательность, добропорядочность, доброта, заботливость, милосердие, нестяжание, отзывчивость, открытость, преданность, приветливость, радушие,  самоотверженность, соборность, сопричастности (чувство), сострадания (чувство), справедливость, тактичность, терпимость, учтивость, человеколюбие, человечность, чуткость, щедрость.  
7. Кластер порядочности, кроме порядочности, образуют автономия, адекватность, аккуратность, воли (наличие), воспитанность, гордость, дисциплинированность, доблесть, достоинство (чувство), духовность, законопослушность, искренность, мужество, надежность, непринужденность, нравственность, ответственность, правдивость, принципиальность, самобытность, самокритичность, самообладание, самоотречение, свободолюбие, скромность, смелость, совестливость, стыдливость, твердость, умеренность, уравновешенность, целостность, чести (наличие), честность.
8. Кластер профессионализма, кроме профессионализма, образуют активность, грамотность, добросовестность, изобретательность, инициативность, интеллектуальность, квалифицированность, коммуникабельность, компетентность, креативность, культуры (наличие), любознательность, мастерство, мудрость, настойчивость, находчивость, новаторство, образованность, оптимизм, организованность, пунктуальность, разумность, решительность, самодисциплина, субъектность, талант (наличие), творчество, требовательность, трудолюбие, уверенность, ум (наличие), целеустремленность, эрудиция (наличие), юмора (чувство).
9. См. Что такое комплекс интеллигентности?

Олег Михайлов
29 августа 2011

Что такое интеллигентность?: 2 комментария

  1. «Интеллигентность (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры. И. проявляется во всех сферах деятельности человека — интеллектуальной, творческой, бытовой. И. означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др. И. не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции. И. тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью.

    И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определённый период времени. Существует точка зрения, что необходим упорный нравственный опыт нескольких поколений, создающих традиции, которые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух И. Интеллигентность — по сути идеал воспитания. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, система воспитания в семье, образовательном учреждении и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь).

    «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. знающий, понимающий, разумный) — сплав умственных и этических достоинств человека. Выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. Интеллигентность проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира. И.Бестужев-Лада считает, что интеллигентность включает в себя сложный комплекс нравственных качеств и свойств, где образование — лишь один из элементов и поэтому интеллигентным может быть и рабочий, и продавец, и рядовой колхозник, если он порядочен и честен, добр и благожелателен к окружающим, если он умен и начитан и постоянно стремится к пополнению знаний. У интеллигентного человека обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности, ему свойствен интернационализм. Интеллигентность — условие развития личности и общества» (Консультация психолога. Словарь).

    «Интеллигентность — синоним прогрессивной общественно-политической направленности. Пожалуй, нет ни одного положительного нравственного качества, которое было бы чуждо интеллигентности» (Психолого-педагогический словарь. Интеллигентность / Сост. Рапацевич Е.С.).

    «Интеллигентность – это не просто образование и сумма знаний – все это может быть и у неинтеллигентного человека. Это способность к приобретению знаний и к пониманию другого человека и другой культуры» (Лихачев Д.С. Об интеллигентности).

    «Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям» (Лихачев Д.С. Человек должен быть интеллигентен!).

    «… интеллигентность – это очень ценная философия жизни» (Алтунин А.И. Интеллигентность).

    «Интеллигентность – это благоговение перед Культурой, т. е. перед тем огромным опытом, который накопило человечество, включая искусство, науку и технику, традиции обыденной жизни, трудовые навыки, язык и многое, многое другое. Речь идет о всемирной истории людей, взятой в плане ее духовной составляющей, т. е. как опыт, как нечто, несущее смысл» (Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана).

    «…признание академика Н. Н. Моисеева: «Сочетание гражданственности с нравственным началом и гуманистической системой обществоведческих суждений у меня связывается с понятием интеллигентности»» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 40).

    «…интеллигентность есть исходное ключевое понятие, так сказать, главный семантический множитель, посредством которого можно выразить другие понятия. Интеллигент — это человек, обладающий качеством интеллигентности, а интеллигенция — множество (виртуальная социальная группа) интеллигентов. Раскрыв качество интеллигентности, мы определим сущность интеллигента и интеллигенции» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 50-51).

    «Интеллигентность — важнейшее социально-культурное качество не только личности, но и национального человеческого потенциала, потому что именно интеллигентность характеризует образованность, творческие способности и этическое сознание, ценностные ориентации и мотивации поведения субъекта» (Соколов А.В. Я хочу быть интеллигентом! — А я нет!).

    «…интеллигентность как родовую, имманентную черту интеллигенции следует трактовать как интеллект, помноженный на нравственность, где нравственность определяется как мера человечности в человеке» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант / В.И. Астахова // Европ. журн. соц. наук = European Social Science Journal : [междунар. науч. журн. / Европ. науч. о-во «Mazleksnes», Междунар. исслед. ин-т]. – Рига ; М., 2012. – № 1. – с. 325).

    «Интеллигентность – это разумность и порядочность в поведении и в мыслях. Именно эти добродетели, а не политическое высокомерие и оппозиционность делают интеллигенцию той силой, которая позволяет обществу стать лучше, солидарнее, справедливее» (Ивашинцов Д.А. Нужна ли России интеллигенция?).

    «… интеллигентность — это служение Культуре. <…> это ответственность перед Культурой в плане воспроизведения ее позитивных образцов, позитивного опыта, осознание того, что самим фактом своих поступков мы даем интерпретацию «метафор» прошлого. <…> Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное к ним отвращение» (Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество).

    «Интеллигентность – это не то, на что ты способен, а то, на что ты не способен ни при каких обстоятельствах» (Митрофанов А.Г. Интеллигентность как помеха).

    «Интеллигентность определяется не владением хорошими манерами или иностранными языками, не умением сочинять стихи или ставить спектакли, не способностью понимать Платона и Гегеля (хотя по многим сущностным обстоятельствам деятельность интеллигента связана с этими навыками). В первую очередь это потребность и способность соотносить свою жизнь и профессиональную деятельность с общими проблемами бытия, с сохранением и утверждением духовности и душевности человеческого существования в мире» (Праздников Г.А. Мир человека и жизненная позиция интеллигента).

    «… в современной трактовке интеллигентность понимается как интегративное качество человека, которое включает в себя гармонично развитую духовно-нравственную, профессионально-трудовую и гражданскую культуру» (Машарова Т.В., Сырцова Е.Л. ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА).

    «Однажды меня спросили, что такое интеллигентность. Я ответил, что считаю интеллигентом своего неграмотного деда, который не знал этого слова, но поднимался навстречу, когда в дом входил гость, даже если это был соседский мальчишка…» Так говорил Нодар Думбадзе» (Краснохолмский А. Интеллигенты).

    «По сути интеллигентность — это уважительное отношение к себе самому и всем другим людям. Качество это не врожденное. Это создается в человеке воспитанием и самовоспитанием. Интеллигентность в крови — это когда человек так глубоко усвоил принципы уважительного отношения к окружающим людям и миру в целом, что личное отступление от этих принципов для него сопряжено с некоторой внутренней ломкой. Интеллигентность в крови — это модель стереотипного поведения индивида. … Для меня интеллигентность очень важна. Мне нравится свободное общение с людьми. А свободное общение возможно только с интеллигентным человеком, который не считает возможным давить, навязывать и осуждать» (Тиань Просветленный).

    «Интеллигентность, для меня, это бесспорное уважение в другом — личности, подобной себе. Из собственного опыта: чаще встречала глубокие научные знания — в сочетании со скромнейшей самооценкой и с искренним интересом к другому, будь этот другой дворником или бомжем» (Re: Интеллигентность — попытка аполлогии // Алла (Вета)).

    «Интеллигентность — осознанное самоограничение в выборе альтернатив поведения морального и нравственного характера» (Для чего нам эта интеллигентность? // Владимир Оглоблин).

    «Интеллигентность – это <…> прежде всего самокритичность и сдержанность в самооценках (включая и отнесение себя к клану интеллигентов) наряду с терпимостью к инакомыслию и стремлением к взаимопониманию и состраданию» (Денисов А. Общественное сознание (политика, культура, этика)).

    «Интеллигентность, я думаю, — это прежде всего способность мыслить самостоятельно и независимо, это жажда знаний и потребность приносить свои знания, как говорится, на алтарь отечества. Вот уже что-то вырисовывается, но этого, конечно, мало. Ведь интеллигентность, кроме того, в моем понимании, — это состояние души. Важны нравственные критерии: уважение к личности, больная совесть, терпимость к инакомыслию, способность сомневаться в собственной правоте и отсюда склонность к самоиронии и, наконец, что крайне важно, неприятие насилия» (Булат Окуджава //Из интервью 1992 г.).

    «Под интеллигентностью я понимаю, главным образом, редчайшее врожденное умение — не обременять собою окружающих» (Жемчужины мысли // интеллигентность).

    «Интеллигентность — это симбиоз качеств, которые одни характеризуют высокой планкой, а другие оценивают поворотом пальчика у виска…» (Весь Сосновый Бор | Форум форумов > Общение > Общество > Интеллигентность > стр.3).

    «Интеллигентность – это совокупность проявлений высокой умственной и нравственной культуры. Интеллигентность проявляется прежде всего по отношению к другому человеку. Главное здесь – умение без возражений, не перебивая, выслушивать мнение другого человека, даже если ты с ним полностью не согласен» (Петров Б.С. Что такое русская интеллигенция?).

    «Интеллигентность — это набор личностных качеств, таких, как чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли» (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).

    «В начале XX века слово “интеллигентность” употреблялось редко, однако именно в это время за ним закрепилось новое значение: не человеческая разумность вообще, а наличие у индивида некоторой совокупности нравственно-психических качеств» (Назаров Ю.Н., Возилов В.В. Роль интеллигенции в управлении обществом).

    «… интеллигентность — тоже не средство для чего-то: это состояние, к которому следует стремиться, стремиться быть (а не казаться) интеллигентным» (Большаков В.П. Культура как форма человечности).

    «Интеллигентность – это просвещенность души, это альтруизм, это нравственный императив – и совестливость, и грызущее чувство ответственности, — за страну, за будущее, за свой народ и не свой народ, и боязнь причинить зло, и душевная зрячесть, и жалость, и милосердие, и умение радоваться за другого, и плакать о другом, и мысль: “это, наверное, я виноват”, и порыв: ”чем помочь?”, и жертвенность, и благие намерения, те самые, которыми, по пословице, вымощена дорога в ад. …

    Интеллигентность – мучение, невидимый, добровольный, бескорыстный душевный труд. …

    Интеллигентность – волшебная гавань, открытая любым кораблям. Тот, кто хочет быть интеллигентным, будет им: ни пол, ни возраст, ни богатство, ни нищета, ни работа, которой ты занят, ни место, где ты живешь, не могут быть помехой; король и бомж, калека и силач равны и свободны на своем пути к пристани. Только вот дуть в паруса придется тебе самому» (Толстая Т. Интеллигент).

    «Интеллигентность – антипод хамству» (Царькова Л. Ударим интеллигентностью по хамству).

    «Можно сказать, современная интеллигентность – сплав лучших интеллектуальных и морально-нравственных черт, собранных в одном человеке» (Кого называют интеллигентным человеком).

    «Интеллигентность — это определенная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе.

    Интеллигентность — как развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом, которое лежит в основе такого важнейшего качества, как скромность. Такое чувство долга перед обществом, а также перед менее удачливыми людьми, которым по разным причинам не удалось достичь жизненного и профессионального «успеха» — это результат понимания несправедливости в стартовых возможностях разных людей» (Пряжниковы Н.С. и Е.Ю. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика).

    «Когда я думаю, что такое интеллигентность, то прихожу к выводу, что вместе с дипломом ее не получают. Можно иметь прекрасное образование и при этом быть хамом и негодяем. Тата была глубоко порядочным, тактичным человеком, с развитым чувством собственного достоинства. Вот это и есть истинная интеллигентность, которая свойственна и многим простым людям» (Шмидт С. Сын своего отца).

    «Интеллигентность – это то, что Ф.М.Достоевский, говоря об Александре Сергеевиче Пушкине, назвал «СПОСОБНОСТЬЮ К ВСЕМИРНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ» (Новиков Б. В. Об интеллигентности и интеллигенции).

    «… для носителей русской культуры «интеллигентность» являлась безусловным воплощением порядочности, высокой нравственности, суммой тех лучших качеств, которые могут быть свойственны цивилизованному человеку» (Комментарий к статье «Интеллигенция — это народ»).

    «… интеллигентность, как мы все это слово интуитивно понимаем, включает в себя, кроме образования и интеллектуальной компоненты, еще элементы воспитанности, например, деликатность, тактичность, скромность, порядочность и еще что-то, зачастую неуловимое, и всё это сочетается с определёнными моральными принципами» (Калихман Г. Этюд об интеллигенции и интеллигентности).

    «…интеллигентность – это набор личностных качеств, как говорят философы, таких как: чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли, мудрость…» (Смотрицкий Е.Ю. Эссе об интеллигенции).

    «… интеллигентность как родовую, имманентную черту интеллигенции следует трактовать как интеллект, помноженный на нравственность, где нравственность определяется как мера человечности в человеке» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант).

    «Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего» (Билюк И. Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек).

    «… что такое интеллигентность как не стремление понять и услышать другого?» (Кабыш И. Приспосабливаться или взирать свысока?).

    «Интеллигентность — способность различать ценности, лежащие на разных уровнях. И не лезть без очереди только потому, что я самый наглый и никто меня не остановит» (Семенов В. Для чего нам эта интеллигентность?).

    «… мнение академика Д.С. Лихачева, который пишет: «Интеллигент — представитель профессии, связанной с умственным трудом, и обладающий умственной порядочностью». Именно эту «умственную порядочность» мы и назвали интеллигентностью» (Ольшанский Д.А. К вопросу о воспитании интеллигенции).

    «Образ интеллигентности, воплощенный в художественных произведениях, позволяет сделать вывод, что интеллигентность — это светская духовность, стремление познать смысл жизни с помощью науки, разума» (Ларионова Е. Природа и сущность понятия интеллигентность).

    «… интеллигентность, как универсальное качество включает в себя такие интеллектуально — этические качества как: интеллектуальная честность и ответственность, идеальная потребность познания, признание безусловности приоритета истины; упорство и следование внутренним, а не внешним императивам в достижении и объяснении истины, выступающие основой познания, оценки и мысленного плана преобразования мира или обоснования возможности, или необходимости такого преобразования на основе «принципа благоговения перед жизнью», а также «ответственности за то, что тебя лично не касается, не затрагивает, но касается и затрагивает других — близких и далеких, общество, народ, весь мир». Интеллигентность — это «интеллектуальная честность» и «совестливый ум»» (Келеман Л.А. Интеллигентность как интеллектуально-нравственно-эстетическая целостность).

    «… интеллигентность является выражением универсальной качественной сущности человека, а само понятие выступает как категориальная словоформа для обозначения интеграции интеллектуальных и нравственных качеств, являющих собой продукт эволюции культуры и реализующихся в теории и практике отношения людей к миру и друг к другу» (Келеман Л.А. Методологические и теоретические основания исследования интеллигентности).

    «… интеллигентность, подчеркнем, это не «что», а «как», не набор идей, а определенный стиль, в котором важны не столько идеи, сколько интонация, с которой они произносятся» (Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции).

    «Когда повторяем, что человек создан по образу и подобию Божию, можно быть атеистом-разатеистом, но ведь и образ — не буквальное фото Господа Бога. Он просматривается в Нагорной проповеди, он с ней прямо соотносится. Собственно, русская интеллигентность и есть эта соотнесенность…» (Рассадин С.Б. Интеллигенты в законе).

    «Интеллигентность, я думаю, — это прежде всего способность мыслить самостоятельно и независимо, это жажда знаний и потребность приносить эти знания, как говорится, на алтарь отечества» (Городницкий А.М. И жить ещё надежде…).

    «Мне запомнился ответ Ии Сергеевны [Саввиной — ред.] на вопрос: где проходит граница между грамотностью и безграмотностью, между интеллигентностью и образованностью? — на который она ответила так: «… На мой взгляд, интеллигентность — это психология и строение души. Её настрой на мир, на людей, на самого себя, на то, чем человек занимается в жизни. Человек обязательно должен быть кому-нибудь нужен. Это и есть счастье» (Межевитин В.А. Оставшись в зрительских сердцах).

    «Интеллигентность, как свойство человека, основана на духовности, деятельности духа.
    Интеллигентность включает в себя сознательную часть деятельности духа, разумную, интеллектуальную, рациональную. Интеллигентность – это часть духовности в когнитивноаксиологическом понимании» (Машарова Т.В., Сырцова Е.Л. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).

    «Интеллигентность — нечто, что невозможно вытравить, только если каленым железом» (Берштейн А.А. Предчувствие катастрофы).

    «Умение защитить свои интересы, соблюдая интересы других людей, является единственным оружием интеллигента, средством защиты личности, дорогой к адаптированности в обществе. Интеллигентность – средство скрытой борьбы человека за целостность личности при внешнем
    давлении» (Трегубова И.М., Трегубов Д.Г. Интеллигентность — это проявление культурного уровня адаптованности человека в социуме).

    «Говоря об интеллигентности, следует иметь в виду не образованность и профессионализм человека, а совокупность нравственных качеств и черт личности. Это прежде всего уважение к человеческой личности, умение «понимать другого», высокая требовательность человека к себе, подчинение высшим моральным законам. …

    Интеллигентность подразумевает высокий уровень культурного развития, чувство справедливости, сострадательность, альтруизм, честность и правдивость, чувство долга и ответственности, верность своему слову, восприимчивость к интеллектуальным и духовным ценностям и, наконец, наличие тех свойств личности, который называют порядочностью. Интеллигентность не совместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к другим людям. Прежде всего интеллигентность сопряжена с нравственностью, понимаемой как «переживание», сочувствие, содействие, сопричастность к судьбам человечества» (Веремчук А.С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе).

    «Что такое интеллигентность, по Чехову? Это сложно организованная характеристика, не поддающаяся строгой формации. В нее входит, но ни в коем случае ее не исчерпывает представление о хорошем образовании, внешний образ, формируемый еще в глубоком детстве и проявляющийся в таких чертах, как голос, тон, фигура, выражение лица, одежда, речь. Интеллигентности нельзя научиться, однако ее сразу замечаешь, причем по едва уловимым, часто неосознанным признакам. Интеллигентность совсем необязательно связана с ярким умом и большим талантом, но, несомненно, связана с внутренним достоинством, со сдержанностью, тактом, подчеркнутым уважением к собеседнику. Это — не даваемый никаким образованием, а прививаемый только воспитанием стиль жизни, свойственный лучшим дворянским семьям» (Узлов Ю.А. Типологизация российской интеллигенции).

    «Категория «интеллигентность» носит апорийный характер. Сложно понять диалектику перехода от неинтеллигентности к интеллигентности. Невозможно составить полный перечень качеств, соответствующих ей. Однако ясно, что эти качества не формальные, а нравственные. Верно пишет А.И. Солженицын: «Только по другим бы признакам я узнавал и отграничивал это ядро (интеллигентное): не по достигнутым научным знаниям, не по числу выпущенных книг, не по высоте образованности «привыкших и любящих думать, а не пахать землю», не по научности методологии, легко создающей «отраслевые подкультуры», не по отчужденности от государства и от народа, не по принадлежности к духовной диаспоре («всюду не совсем свои»). Но — по чистоте устремлений, по душевной самоотверженности — во имя правды и прежде всего — для этой страны, где живешь… Если это и слой, то — психический, а не социальный, и, значит, вход и выход всегда оставались в пределах индивидуального поведения, а не рода работы и социального положения» (Ишимская Е.В. Интеллигенция: основные категории философского дискурса).

    «Кто-то очень верно сказал, что интеллигентность – это способность понимать больше, чем данному человеку выгодно. Пожалуй, это если не главный, то существенный признак. Я бы только добавил: интеллигентность – это также способность человека делать добрых дел больше, чем ему выгодно» (Ведов А. Об интеллигентности).

    «Русскую интеллигенцию вернее определить через ее сущностное системное свойство — интеллигентность. Что это такое? Это — не ярлык (слово татарское и многим режет слух; ему можно найти замену — “лейбл”) престижа и кастовой замкнутости, не показатель образованности и благосостояния, не способность предписывать нормы и правила поведения, не приближенность к власти и привилегия служить ей. Это скорее забота и тревога за судьбу общества и человека, некое бескорыстное служение высоким целям, стремление к просвещению общества словом, творчеством и жизненным примером» (Баранников В. Русская интеллигенция: родовая миссия).

    «Интеллигентность – это нравственный и гражданский запрос на свободу мысли. Это не только способность к созданию культурных ценностей, но и стремление ими поделиться, утвердить их в сознании общества. …

    Интеллигентность – это область выхода за границы тех культур, которым мы принадлежим по рождению и воспитанию (национальных, профессиональных и т.п.), способность их опредмечивать и преодолевать актами рефлексии, в том числе культурологической, и не замыкаться ни в одной из них» (Эпштейн М.Н. Интеллигенция, интеллектуалы и социальные функции интеллекта).

    «… это то, что достигается путём воспитания и обучения ребёнка функционированию как homme, citoyen и bourgeois, то есть как личности, гражданина и работника. Эти три категории были тремя доминирующими типами людей с XVIII века: человек для других людей, гражданин для общества и компетентный работник в частных и государственных учреждениях» (Ларс Квортруп: Общественная система образования — введение в педагогическую теорию Никласа Лумана).

    «… «интеллигентность» — это черта, которой может обладать даже человек, не имеющий образования вообще. Главное, чтобы человек был ориентирован на то, что происходит в обществе, и был готов содействовать всему лучшему. Конечно, при этом нужно иметь определенный уровень эрудиции, образования, чтобы понимать, что происходит вокруг, быть нацеленным на служение людям» (Дмитриева А.А. Проблемы осмысления феномена интеллигенции в современной России).

  2. Олег Михайлов 27 мая 2012 в 22:06

    Все перечисленные Вами, Яков Богданович, негативные явления на самом деле есть. Но люди, которые, как Вы говорите, «себя считают интеллигентами», «но при этом почему то располагают личными капиталами в размере 130 млрд$» абсолютно никакого отношения к интеллигентности не имеют. И не будут иметь, поскольку мы сами, кроме, разве что заповедей «не убий» и «не укради», плохо представляем себе, какими мы хотели бы их видеть, каким вообще должен быть человек, какие качества нужно в себе развивать, а каких стыдиться. Мы меряем человека по объему имеющегося у него капитала (если тот его не скрывает) да по размеру принадлежащего ему имущества. Поэтому-то они и стараются его наживать. А, если б мы перестали обращать внимание на это, а заговорили о качествах, которыми должны обладать наши избранники, глядишь, и задумались бы. Но, повторяю, пока мы всем людом об этом сами не задумаемся, они этого не сделают никогда. Спрос определяет предложение. И пока у нас, избирателей будут псевдопредставления, псевдоожидания, псевдотребования, псевдонаказы, до тех пор они будут подменять «понятия общечеловеческих ценностей, культурного наследия, жизненных устоев понятиями «псевдоморали», «псевдонравственности»» и т.д.

    Яков Тенета # 27 мая 2012 в 20:58

    Уважаемый Олег! Я полностью согласен с вашей, жизненной, схемой интеллигентности, но она не полная, так как она отвечает требованиям коммунистической России. Сейчас многие себя считают интеллигентами, со всеми характеристиками на данной схеме и бьют себя «пяткой в грудь», что они в …. свои и они настоящие проводники идей в жизнь, что они «генераторы идей» и знают, что можно сделать, но при этом почему то располагают личными капиталами в размере 130 млрд$, а другие не менее культурные, получая в день со своей женой около 2 млн.рублей. И при этом иногда заявляя , что они якобы занимаются благотворительностью. Может ли общество таких патриотов и порядочных людей, преданных своей Родине и достойных личностей называть «мерилом» нашей совести и могут ли такие новаторы ….. и специалисты вести нашу Россию вперед? А есть другая категория интеллигентности, скопив свой «небольшой»капитал за счет нас с вами(налогоплательщика) и вообразив себя тоже настоящим патриотом со всеми признаками интеллигентности создает такие «кино шедевры», что просто становится стыдно за эту «маразматическую распущенность» и что некому дать по шапке этой неприкрытой сытости, унижающей достоинство нашей многострадальной России. Самое страшное что они не одиноки и их дела не пропадают, а множатся. Называя себя профессионалами,они подменяют понятия общечеловеческих ценностей, культурного наследия, жизненных устоев понятиями «псевдоморали», «псевдонравственности», косвенно насаждая это произвольно и неумышленно, а может и умышленно через средства массовой информации, оплачивая при этом всё из кармана налогоплательщика. Таким образом мы все с вами становимся заложниками этой дутой и разнузданной истерии «псевдоинтеллигентности», замешанной на «бульоне» вседозволенности, повального беззакония, а значит и крупнейшей коррупции и воровства. Весь мир с содроганием смотрит за происходящим в России с надеждой, что с приходом нового»старого» президента изменятся эти критерии ценностей. И надежда на изменения есть. Казалось бы, победа (2 место) на Евровидении 2012 «Бурановских бабок», 1 место на ЧМ. Это знаковые победы. Но это капля в море, что предстоит ещё нам с вами и нашему государству сделать. Пока мы только топчемся на месте(все последние 20 лет) и варимся в собственной «культурной революции», готовя плацдарм для резкого и многозначительного рывка.

    P.S C учетом изменившихся реалий я думаю вы сами можете добавить пункты интеллигентности 21 века. C уважением.

Добавить комментарий для Олег Михайлов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 9 =