Кому и зачем нужна интеллигентизация отношений?

Освещение вопроса, кому и зачем нужна интеллигентизация отношений, начнем с формулировки целей и задач интеллигентизации:

Одним из ожидаемых следствийдостижения этой цели является наличие у сотрудников творческого отношения к труду, уважительного отношения друг к другу, бережного отношения к собственности.

Вторым следствием интеллигентизации отношений является создание и совершенствование методологии интеллигентизации предприятия. Это потому, что от степени совершенства такой методологии зависит качество и скорость распространения идей интеллигентизации на другие предприятия, что само по себе является очень ценным явлением.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

Чем выше уровень знаний, компетентность, квалификация сотрудников предприятия, тем качественнее они способны выполнять возложенные на них обязанности. Но не только от профессиональных качеств это зависит. Очень часто результаты работы, — особенно выполняемой в нестандартных ситуациях, — зависят не столько от мастерства, сколько от таких личностных качеств человека, как добросовестность, скрупулезность, аккуратность, целеустремленность, сила воли и т.п. Но и это еще не все. Во многих, если не во всех областях человеческой деятельности решающую роль в достижении желаемого результата играют такие, казалось бы, далекие от производственных функций качества, как совестливость, честность, принципиальность, достоинство. Иными словами, от нравственных свойств личности во многом зависит степень ее полезности как элемента производственной системы. К этим следует добавить также целое множество качеств, характеризующих человека с позиций его способности к участию в совместной деятельности: толерантность, отзывчивость, способность слышать собеседника и т.п.

Наличие или отсутствие у сотрудника перечисленных качеств говорит о наличии или отсутствии у него интеллигентности. Именно от степени ее развитости на предприятии, от насыщенности ею отношений между людьми, их отношения к выполнению своих обязанностей, к материальным ресурсам зависит качество выпускаемой ими продукции со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, чем больше интеллигентности на предприятии, тем лучше всем, кто имеет к нему хоть какое-то отношение. И наоборот, чем меньше на предприятии интеллигентности, тем больше беспорядка, брака, бесхозяйственности и т.п. и, главное, — меньше удовлетворения от деятельности.

Вывод очевиден — чем активнее работают механизмы интеллигентизации и воспроизводства интеллигентности, тем совершеннее предприятие и тем больше от него пользы людям.

Актуальность интеллигентизации продиктована следующими обстоятельствами:

  1. Любое из современных российских предприятий нуждается в повышении своей конкурентоспособности. Основным ресурсом, требующим модернизации, является трудовой. К настоящему времени потребительская психология проникла не только в сферу потребления, но и в сферу производственных отношений. Интеллигентизация в том смысле, который заложен в предлагаемую концепцию, способна мобилизовать, активизировать и вдохновить персонал предприятия на совершенствование своего потенциала и показать всем участникам экономических взаимоотношений пример более привлекательного, более гуманного и более эффективного во всех смыслах способа экономических взаимоотношений, чем существующий.
  2. На сегодняшний день самым результативным (если фактически не единственным) способом мотивации человека к самосовершенствованию является экономический, наиболее представительным и характерным институтом которого является предприятие. Никакие учебные заведения, никакие государственные институты, в том числе институты власти, не в состоянии сделать демократическими средствами того, что способны сделать собственники и руководители предприятий, используя средства материального стимулирования. Но сами по себе эти средства не всесильны. Для наиболее оптимального и эффективного их применения собственникам и руководителям предприятий необходима соответствующая программа, на роль которой претендует данная концепция.
  3. Национальными особенностями современного россиянина является плохая способность слушать, слышать, договариваться, совместно действовать, что проявляется в соответствующем уровне экономического развития государства. Чтобы эти особенности преодолеть, необходимо способности межличностного взаимодействия формировать. С одной стороны, в условиях функционирования предприятия способность действовать совместно является чрезвычайно востребованной, с другой, — именно в условиях, когда люди объединены единой целью, формирование способности действовать совместно является наиболее реальной.
  4. Предприятие является именно тем звеном в цепи пространственно-временных систем, инициативу которого в любых начинаниях можно квалифицировать, как демократическую, проявляемую не сверху, а снизу. Это дает основание предположить, что реализация концепции, осуществляемой по собственному представлению собственников, руководителей и сотрудников, способна дать жизнеспособные, а не мертворожденные результаты, как это не раз бывало, когда преобразования осуществлялись посредством директивных указаний;
  5. Достаточно взглянуть на качества, образующие комплекс интеллигентности, чтобы понять, что формирование к ним положительного отношения (т.е., интеллигентизация отношений) способно дать результаты, в которых заинтересованы все:

Но есть и враги интеллигентизации. Это:

Чтобы глубже разобраться, почему интеллигентизация отношений, нужна каждому сотруднику, независимо от профессии и занимаемой должности, рассмотрим вопрос о том, каким образом личностные свойства человека, определяемые отношением к комплексу интеллигентности, проецируются на его потребности.

Причины и мотивы человеческой активности

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над вопросом, что заставляет людей совершать те или иные поступки, осуществлять ту или иную деятельность. Этот вопрос абсолютно не праздный, поскольку от качества, достоверности ответа на него зависит, насколько легко мы способны управлять собой и сосуществовать с другими людьми.

Попытки изложить свой взгляд по этому вопросу делали многие ученые. Наибольшее распространение среди практиков получила точка зрения американского психолога А.Маслоу, согласно которой, все, что мы делаем, подвержено достижению одной цели – удовлетворению потребностей, расположенных в иерархической последовательности. Эта иерархия известна под названием пирамиды Маслоу, которую мы используем в качестве аксиомы для изложения своей точки зрения.

На нижнем уровне пирамиды расположены физиологические потребности. Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что вода, пища, жилье и другие средства удовлетворения этих потребностей настолько для нас важны, что мы на многое способны ради их получения. И не только мы. Животные тоже готовы преодолевать расстояния, проявлять хитрость, сноровку, выносливость, силу для получения необходимого организму куска мяса. Упоминание о животных не случайно. Одной из особенностей физиологических потребностей является их инстинктивный характер проявления, свойственный, как известно, всем живым организмам. Поэтому их можно назвать, также животными или утилитарными потребностями.

Над физиологическими потребностями в иерархии Маслоу расположены потребности в безопасности и защищенности. Почему они расположены на втором уровне? Потому, что любому живому организму необходимо не только наличие средств удовлетворения физиологических потребностей, но и возможности иметь эти самые средства всегда. Поэтому, при наличии возможностей и человек, и животное способны делать запасы, обеспечивающие их выживаемость в ситуациях, когда непосредственное получение средств существования по каким-либо причинам будет затруднено. Примером удовлетворения потребностей в безопасности и защищенности является медицинское или пенсионное страхование. Но страхование это способ удовлетворения потребности, а не ее проявление. Проявлением этой потребности является обыкновенное беспокойство по поводу будущего. Человек о будущем способен побеспокоиться, используя свойственное ему воображение, животное – инстинктивно.

На третьем уровне расположены потребности в общении (или социальные потребности, как их еще называют). Многие виды представителей животного мира в процессе эволюции приспособились жить парами, семейными группами (прайдами), стаями. Сосуществование с себе подобными нередко является условием, достаточным, — а иногда и необходимым, — для удовлетворения потребностей предыдущих двух уровней. Что же касается человека, то, являясь существом социальным, для выживания в одиночестве он имеет очень мало шансов. Поэтому, преследуя цель удовлетворить свои, так сказать, низменные потребности, каждый человек, хочет он того, или нет, вынужден приспосабливаться жить в обществе себе подобных. Для этого все мы своими поступками, поведением, образом жизни соответствуем в той или иной степени правилам человеческого общежития, в каких бы формах они перед нами не были представлены. Иначе нас ждет в лучшем случае непонимание, неодобрение, в худшем, — презрение, преследование, изоляция и т.п. Чем больше у человека друзей, единомышленников, соратников, удовлетворяющих требованиям социума, тем прочнее его жизненные позиции, тем легче ему, образно говоря, заработать на кусок хлеба, тем безопаснее и увереннее он себя чувствует. Таким образом, можно сказать, что удовлетворение потребностей, названных социальными, необходимо для того, чтобы удовлетворить потребности предыдущих двух уровней.

Но сам по себе факт наличия друзей не гарантирует наличие возможности беззаботного и безбедного вечного существования. Чтоб действовать сообща, в человеческом обществе (да и не только) действуют правила субординации, устанавливаемые в соответствии с существующей в ней иерархией ценностей. Поэтому, чем выше статус, положение, звание человека, более он, условно говоря, уважаем, тем шире круг людей, готовых и способных оказать ему помощь в удовлетворении потребностей, расположенных на первых трех уровнях. В зависимости от качества перевода, эту потребность называют по разному: потребностью в уважении, самоуважении, самоутверждении, почитании, одобрении, признании, компетентности и т.д. Но название большого значения не имеет, по сути это потребность в совершенствовании и укреплении своих позиций в социуме согласно действующим в нем правилам. «Рыба ищет, где глубже, человек , где лучше». Лучше человеку там, где его потребности удовлетворяются с меньшими затратами жизненных ресурсов. Таким местом является соответствующее его амбициям общественное положение.

И, наконец, пятый уровень, который иногда детализируют, разбивая его на три части, превращая тем самым пирамиду в семиуровневую. Не будем стремиться к точности в числах, так сказать, вернемся к сути. А суть в том, что общественное положение, достигаемое человеком в процессе удовлетворения им своих потребностей в уважении, зависит не только и не столько от количества друзей (это вторично), сколько от степени его приближения к таким понятиям, как «истина», «красота», «гармония», «совершенство», «идеал». Потребность в приближении к этим понятиям Маслоу назвал потребностью в самоактуализации (самореализации, самовыражении). Удовлетворение этой потребности достигается в результате достижения человеком положения, позволяющего ему полностью реализовать потенциал, предоставленный ему его родителями, социумом, природой, судьбой, Богом. Нетрудно понять, что потребность в самоактуализации заложена в человека его Создателем не только для того, чтоб он, подобно Творцу, испытал радость творчества. Ее роль заключается еще и в том, чтобы самоактуализирующийся человек пользовался в обществе заслуженным авторитетом, позволяющим ему занимать соответствующее его способностям социальное положение, обеспечивающее его и дорогих ему людей необходимыми для благополучного существования условиями жизни.

Поскольку, как утверждают специалисты, в трудах А.Маслоу графических интерпретаций его взглядам в виде пирамид вообще не было, не исключаю, что причину этого факта следует искать в том, что иерархия потребностей напоминает не столько пирамиду, сколько русскую матрешку, уровни которой взаимообусловлены. То есть, не только удовлетворение потребностей n-го порядка обеспечивает условия, необходимые для проявления и удовлетворения потребностей n+1-го, но и наоборот, — удовлетворение потребности n+1-го порядка предполагает создание условий, необходимых для удовлетворения потребностей всех предыдущих n уровней.

Потребности высших порядков и условия их удовлетворения

Как утверждает народная мудрость, «от тюрьмы и от сумы не отрекайся». Не дай Бог голода никому на этой земле, но нужно признать, что, по крайней мере, нынешнему поколению россиян при всем существующем несовершенстве социальной сферы, на голод грех жаловаться. В отличие от других времен и народов, в современной России проблема пропитания остро, слава Богу, не стоит. Также и с остальными условиями физического существования – воде, одежде, крыше над головой и т.д. Кто не согласен с этим утверждением, пусть вспомнит некоторые факты из истории нашего государства в первой половине двадцатого столетия, и, надеюсь, согласится, что на современном этапе физиологические потребности в нашей стране по большому счету удовлетворены.

Нельзя сказать, что институты, призванные обеспечивать удовлетворение потребности в безопасности и защищенности, у нас работают в полную силу и выполняют свои функции в должной степени, тем не менее, того страха, при котором человек не знал, что его ждет завтра, сейчас нет. И еще раз, слава Богу!

Сосредоточим свое внимание на тех категориях потребностей, которые в пирамиде Маслоу расположены на третьем, четвертом и пятом уровнях. Это, еще раз напомню, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.

Если взрослый человек по тем или иным причинам не является иждивенцем или по своей натуре паразитом, об удовлетворении этих своих потребностей он должен позаботиться именно сам. Чтоб подчеркнуть данное отличие верхних трех категорий от двух предыдущих (накормить или защитить может кто-то иной, а вот заслужить уважение, например, может только сам человек), условия их удовлетворения целесообразно обозначить терминами, начинающимися с приставки «сам-».

Чтоб были удовлетворены социальные потребности, человеку нужно быть способным соответствовать требованиям среды, предъявляемым ему в виде морально-нравственных норм, существующих традиций, установленных правил, действующих законов и т.п. Для этого он должен определиться, в соблюдении каких традиций участие принимать, а каких нет, какие правила соблюдать, а какие игнорировать и т.д. Для этого ему нужно определиться, с какими группами «дружить», а с какими нет. А, прежде чем определиться с группами, нужно определиться со своими ценностями и предпочтениями, — что для тебя важнее, «сто рублей или сто друзей?». Т.е., сплошное самоопределение. Поэтому условие, необходимое для удовлетворения социальных потребностей, назовем самоопределением.

Для удовлетворения потребности в уважении нужно правильно себя позиционировать. Выбор правильной позиции сопровождается самооценкой. Если она соответствует действительности, шансов на уважение у человека больше, если не соответствует – меньше. Правильная самооценка помогает выбрать подобающий в той или иной ситуации и в том или ином окружении стиль поведения. Важно при этом помнить хотя бы одну из русских пословиц: «Знай сверчок свой шесток» или «Богу богово, кесарю кесарево». Условие, сопровождающее процессы удовлетворения потребности в уважении, назовем самоидентификацией.

Самоактуализация – особая категория потребностей. Прежде всего ее особенность заключается в том, что в большинстве своем люди о ее существовании либо не подозревают, либо ее наличие не осознают, а, если и осознают, то относятся к ней с недостаточной степенью почтительности. В результате, — и в этом ее вторая особенность, — потребность в самоактуализации уступает свое место потребностям более низких порядков и больше своего господина (т.е. самого человека, не испытывающего ее) своим существованием не тревожит. Поэтому, истинное наслаждение, испытываемое от удовлетворения этой потребности, знакомо не всем. Но, как говорится, «хозяин -барин». Условие и соответствующий процесс, обеспечивающие удовлетворение этой потребности, будем так и называть, самоактуализацией.

Варианты условий удовлетворения потребностей высших порядков

Самоопределение, как условие, необходимое для удовлетворения социальных потребностей, прежде всего, касается системы ценностей человека, поскольку от нее, как от печки пляшет наше подсознание. Все многообразие ценностей человека условно можно разбить на две категории. В первую входят ценности, которые приносят удовлетворение через других людей и совместно с другими людьми. Ко второй относятся те, которые доставляют удовлетворение непосредственно человеку и никому другому от этого, как говорится, «ни холодно, ни жарко». Таким образом, самоопределение, прежде всего, предполагает поиск человеком ответа на вопрос, какая из двух позиций для него более предпочтительна: 1) жить вместе другими людьми, получая удовлетворение от взаимопонимания, сотрудничества и любви; или 2) жить в одиночестве и для себя? Выбор первого варианта будем называть социоцентрическим, второго – эгоцентрическим самоопределением.

Самоидентификация, как условие, сопровождающее процессы удовлетворения потребности в уважении, может быть перспективной и бесперспективной. К перспективной относится идентификация, следствием которой является повышение самооценки и оценок человека со стороны окружающих, к бесперспективной – понижение. Соответственно, чтобы самоидентификация оказалась перспективной, она должна быть, как минимум, адекватной. При неадекватной самоидентификации, — т.е. при завышенной или заниженной самооценке, — она заведомо бесперспективна. Таким образом, самоидентификация может быть адекватной или неадекватной.

Самореализация может либо иметь место, либо не иметь. В первом случае будем называть ее конструктивной, поскольку процесс удовлетворения связанной с ней потребности сопровождается полезными для человека и общества состояниями типа вдохновения, творческого экстаза, радости. Если же потребность в самоактуализации является для человека столь же далекой, как, допустим, потребность в левитации, такой вариант ее проявления (или, точнее, непроявления) назовем деструктивной, поскольку и человеку, и обществу пользы она не приносит.

Изложенное можно представить в виде следующей таблицы:

Таким образом, каждый из нас подсознательно выбирает те свойства и черты характера, тот стиль поведения, те поступки, которые с точки зрения наших интересов в наибольшей степени им соответствуют. А интересы это и есть отражение наших потребностей. В предельно упрощенной форме эту мысль можно изложить, например, так:

  • находить общий язык с другими людьми благородному человеку проще, чем завистливому;
  • вероятность пользоваться уважением у человека принципиального выше, чем у лицемерного;
  • радость творчества человек добросовестный испытывает гораздо чаще, чем халатный.

И таких утверждений можно привести огромное множество. Иными словами, между свойствами человека и степенью удовлетворения им своих потребностей существует прямая зависимость. 

Самое непосредственное проявление потребностей и свойств характера можно наблюдать у детей.Чем меньше возраст ребенка, тем в меньшей степени в его поведении проявляются качества, являющиеся своего рода реакцией его психики на требования окружающей среды. Одним из таких качеств является хитрость. Именно она и ее производные лишают возможности людей видеть истинные лица друг друга (и помогают их срывать). Понятно, что у среднестатистического ребенка по сравнению со среднестатистическим взрослым хитрости меньше, поэтому он более, если можно так выразиться, откровенен. В поведении детей относительно легко обнаружить проявление любопытства или безразличия, щедрости или скупости, честности или появляющейся лживости. Попытки найти в поведении ребенка проявление, например, нравственности или цинизма преждевременны и бессмысленны. Всему свое время. Тем не менее, уже эти качества неким недвусмысленным образом проецируются на оси потребностей. Так, вокруг щедрого ребенка обычно больше детей, чем около скупого (ось самоопределения), у честного в совокупности меньше конфликтов с товарищами, чем у лживого (ось самоидентификации), а любопытные дети интеллектуально более развиты, чем их безразличные ко всему сверстники (ось самореализации).

В результате мы получаем следующую картину:

Глядя на рисунок нетрудно догадаться, что качества, обозначенные сплошными линиями, представляют собой комплекс интеллигентности в раннем детстве. Соответственно, качества, обозначенные пунктирными линиями, можно назвать комплексом антиинтеллигентности в раннем детстве. Естественно, эти названия условны, и применять их к конкретным детям ни в коем случае не допустимо.

Понятно, что картинка может быть сколь угодно красивой, любопытной, напоминающей снежинки, монады или что-то еще, но человек и его свойства гораздо сложнее, чем самая замысловатая модель. На этом факте сосредотачивается внимание в данный момент именно для того, чтобы рассеять подозрения в попытке представить действительность в виде трех осей и шести овалов. Это лишь модель, и, как всякая модель представляет собой некую упрощенную до очевидности картину. В реальной жизни ребенок, например, может чем-то дорожить и проявлять жадность, а в чем-то другом демонстрировать чудеса щедрости, — попробуй установи, что ему больше свойственно. Поэтому данная модель предназначена для ориентации, но не для вынесения вердиктов.

Итак, с этих качеств начинается наша жизнь. Что происходит потом? Потом ребенок сталкивается с теми или иными реакциями окружающих его людей на те или иные проявления своих качеств. Не все реакции для него одинаково ценны. Бывают среди них такие, которые хочется избежать. А, чтоб избежать, есть два способа: либо искоренить в себе качества, которые социумом не приветствуются, либо их просто вуалировать. Первый способ сложен, требует усилий, второй – сравнительно прост и поэтому в некоторых случаях более предпочтителен. Поэтому поведение подростка, в отличие от поведения ребенка, со стопроцентной уверенностью назвать непосредственным уже сложнее. Тем не менее, определенную совокупность качеств, которая, с одной стороны, — представляет собой некую сумму качеств, проявляющихся в детстве, с их производными, являющимися характерными для подросткового возраста, с другой, — служит удовлетворению потребностей высших порядков, назвать можно. 

Вот она:

Может показаться, что комплекс интеллигентности в подростковом возрасте ограничен девятью качествами, нашедшими отражение на рисунке. Это не так. На рисунке указаны лишь те из них, о которых можно сказать, что с их помощью можно описать интеллигентность, способную проявляться в поведении подростка. Но совокупность может быть и иной, в том числе более полной, более детализированной, более точной. Суть не столько в отраженных составляющих кластеров, сколько в их функциональной направленности, определяемой категорией потребности, удовлетворению которой они служат.

То же самое можно сказать и о комплексе антиинтеллигентности. 

В юности у большинства людей формирование характера завершается. Не удивительно, что самоопределение к этому возрасту распространило свои полномочия и на сферу качеств молодого человека. Именно в этом возрасте ребятишки, как правило, довольно четко (а иной раз и не без конфликтов с родителями) проявляют свойственную человеку склонность жить в сообществе себе подобных.

В этом же возрасте не менее откровенно проявляется стремление к самоидентификации, поэтому качества соответствующих кластеров актуализируют смутно выраженные до этого времени (особенно у юношей) потребности «быть не хуже других», соответствовать, нравиться и т.д. Это говорит о том, что особенно в юношестве огромнейшую роль играет культура (в широком смысле этого слова), которой молодой человек отдает предпочтение. Если культура только доставляет удовольствие, служит сугубо для развлечения, ее участие в формировании личности может оказаться не только бесполезным, но и пагубным. В том же случае, когда чтение книги, например, или общение с высоконравственным человеком заставляет юношу или девушку задуматься о совести, чести, достоинстве и т.п., такое общение может оказать неоценимую помощь в формировании у молодого человека способностей к адекватной самооценке и соответствующей самоидентификации. В противном случае может получить развитие либо переоценка, либо недооценка себя и своего потенциала. И то, и другое одинаково плохо и ничего хорошего в будущем человеку не сулят.

И, наконец, известно, что юношеский возраст является самым продуктивным в плане формирования профессиональных качеств. Однако следует иметь в виду, что потребность в самореализации в этом возрасте остро не проявляется. Нередко молодому человеку просто-напросто не до учебы из-за неудовлетворенных потребностей предыдущего уровня. Большое значение при этом имеет помощь взрослых (предельно тактичная) и собственная сила воли.

В этом же возрасте у человека появляются самосознание и способность к самосовершенствованию. Эти свойства могут оказаться не задействованными или задействованными не в полную силу, если юноша или девушка имеет четкое представление о фирме-производителе вещи, о которой он или она мечтает, но не имеет абсолютно никакого представления о качествах собственного характера, посредством которых мечты способны реализовываться.

В этих случаях может оказаться полезным следующий рисунок:

Как и в предыдущем случае, перечисленные свойства не претендуют на все многообразие и полноту качеств, образующих комплексы интеллигентности и антиинтеллигентности. Они лишь задают направление мысли, конец которой не может быть ограничен по определению. И, естественно, представленные совокупности ни в коем случае не претендуют на статус единственных и неповторимых. Они могут меняться, но с соблюдением некоторых не осознаваемых разумом, а лишь ощущаемых душой ограничений. 

Внимательно присмотревшись к кластерам, расположенным по одной оси, можно обнаружить, что  нередко они состоят из симметричных качеств таких, как активность-пассивность, альтруизм-эгоизм, коллективизм-индивидуализм и т.д. Там, где нет антонимов, есть симметрия выполняемых функций.

Как следует из рисунка, антиинтеллигентизация, о которой шла речь в первой части, способна проявляться в формировании положительного (уважительного, почтительного) отношения к качествам, образующим комплекс антиинтеллигентности.

При этом под комплексом антиинтеллигентности подразумевается такая совокупность качеств, которая характеризует личность с позиций ее прагматизма, порочности и паразитизма.  Антиинтеллигентность характеризуется качествами, входящими в упомянутые кластеры. Например, признаками прагматизма являются жадность, эгоизм, зависть, корысть, индивидуализм, шкурничество, нетерпимость и др. Порочности – лживость, безответственность, конформизм, ханжество, высокомерие, чванство, цинизм и др. Паразитизма – безразличие, небрежность, халатность, иждивенчество, пассивность, консерватизм, невежество и др.

К сказанному остается добавить, что, как, например, честность является особенностью не только детского возраста (просто в детском возрасте ее легче констатировать), так и многие другие, появившись в определенный период или момент, могут сопровождать человека всю жизнь. А могут и не сопровождать, поскольку человеку свойственно меняться. Но главное в том, что выше расположенный рисунок может использоваться в порядке самосовершенствования не только молодыми людьми, но и зрелыми.

Чем совершеннее человек, тем лучше удовлетворены его потребности. Но это утверждение верно только для совершенного сообщества. Поэтому интеллигентизация нужна не только каждому отдельному человеку. Она нужна всем, особенно нам, живущим в России.

Хотелось бы обратить внимание на одно весьма любопытное обстоятельство. То, что можно назвать постижением интеллигентности, на Западе называется самоактуализацией. Если внимательно рассмотреть характеристики самоактуализирующихся людей, описанные А.Маслоу, можно прийти к выводу, что он фактически описал свойства, отличающие носителей интеллигентности. Это говорит о том, что, несмотря на наличие в некотором смысле монопольного права России на это понятие, суть его не является чем-то абсолютно диковинным для остального мира. Возможно, причину этого явления следует искать в русской эмиграции, распространившей качества, образующие комплекс интеллигентности за пределы России. А может быть, русские в этом никакой роли не сыграли, а интеллигентность является общечеловеческим свойством, а не сугубо русским. Или, иначе говоря, интеллигентность — это русский вариант самоактуализации.

История показала, насколько несостоятельными были надежды на революционные преобразования. Как не надеялись догнать и перегнать Запад, сделать это так и не удалось. Пришлось возвращаться назад, — к экономике рыночного типа.

Однако двадцатилетний период рыночных преобразований лишь подтвердил давно известную истину о том, что любые преобразования нужно начинать с человека, а, точнее, — с его внутреннего мира.

Между тем, в современной России интеллигентностью, свойственной огромному количеству имеющихся в ней по-настоящему интеллигентных людей, не дорожат. 

Но именно интеллигентность является тем ресурсом, который необходим России для восстановления ее былого величия. Только интеллигентность способна вернуть людям их человеческий облик и способность созидать, а не только отбирать друг у друга, распределять и потреблять.

А для этого необходимо согласие.

Согласие в том, что для модернизации экономики России нужны не просто высококвалифицированные, а именно интеллигентные специалисты, способные взять на себя ответственность не только за судьбу предприятия, но и за судьбу России.

Согласие в том, что подготовка таких специалистов требует организованного взаимодействия участников данного процесса, основанного на взаимопонимании и жесткой дисциплине.

Согласие в том, что организованное взаимодействие участников процесса предполагает наличие единой системы ценностей, для создания которой необходимо формальное объединение граждан на добровольной основе.

Согласие в том, что объединение предприятий, ориентированных на интеллигентизацию, способно решить задачи не только личного или корпоративного характера, но и всероссийского масштаба.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 4 =