Для обозначения понятия «интеллигенция» как в русских, так и в зарубежных исследованиях часто используются два термина: «интеллигенция» и «интеллектуал». Причинами такого нестрогого терминирования являются, во-первых, традиция перевода с одного языка на другой понятий, описывающих один и тот же социальный феномен, а во-вторых, сама социальная группа, выполняющая в обществе интеллектуальную функцию и демонстрирующая одновременно неоднородность и историческую изменчивость, что провоцирует применение к ней обоих терминов. Социально-функциональные трансформации и попытки их фиксирования и теоретического осмысления вызвали к жизни целый ряд новых терминов, сформировавших семантическое поле вокруг центрального понятия «интеллигенция». «Размытое» несущественными коннотациями содержание этого понятия представляет проблему как для социальной философии при анализе социальной структуры общества, так и для истории философии. Возникает вопрос: можно ли сформулировать содержательно стабильное определение понятия «интеллигенция», позволяющее выявлять концептуальные различия в социально-философских учения[ и обеспечивать продуктивный анализ самого социального феномена? Для этого я считаю необходимым проследить, каким образом формируются дефиниции этого понятия в работах философов разных периодов, и как они зависят от трансформации феномена, который оно обозначает. Это позволит исключить несущественные признаки из содержания понятия «интеллигенция» и прояснить логику его развития и функционирования в истории философии. Методологически продуктивной основой для решения этой задачи представляется метод истории понятий, разработанный Р. Козеллеком [1].
Попытка осмысления интеллигенции как социально-этического феномена впервые обнаруживается в России в конце XIX в. Но формирование этического содержания понятия «интеллигенция» началось гораздо раньше, в работах русских философов революционнодемократического направления. Ими были сформулированы те нравственные ценности, которые составили основу понимания этического аспекта этого феномена. Одна из первых философских рефлексий о неоднородности феномена интеллигенции и этических основаниях этой неоднородности обнаруживается в трудах А.И. Герцена. В его идеале человека основным критерием выступает обладание внутренней свободой, достигнутой через духовную деятельность, что вместе с тем является неотъемлемой частью становления прогрессивного, то есть свободного общества в целом. Однако философ отмечает, что человек в той или иной степени всегда зависит от внешних условий, «от среды, от эпохи» [2, с. 98]. Герцен видит необходимость в существовании относительной свободы, поскольку независимость «не значит распадение со средой», «самобытность не есть еще вражда с обществом». Философ отмечает, что есть эпохи, когда «человек свободен в общем деле» [3], то есть когда интересы личности и общества совпадают. В таких условиях внешние факторы не препятствуют личности обретать независимость, а напротив — способствуют ей. Другие времена характеризуются относительной стабильностью, инертностью, когда связи человека со средой «не настолько натянуты, чтобы лопнуть» [4]. Желание обрести независимость в эту эпоху не так велико, и деятельность социально-активных личностей проявляется в области профессиональной компетенции (индустрии, науке и т.д.) с целью достичь определенного благосостояния. Третью эпоху Герцен характеризует как «очень редкую» и «самую скорбную», когда «общественные формы, пережившие себя, медленно и тяжело гибнут» [5]. Устаревшая система общества сопротивляется прогрессивным идеям, устанавливается террор. В этих условиях народ не способен осознать необходимость обретения свободы, поскольку их главной задачей остается выживание: «Массы хотят остановить руку, нагло вырывающую у них кусок хлеба, заработанный ими, — это их главная потребность» [6]. Инстинкт довлеет над нравственностью, в основе которой лежит свобода, и альтернативная социально-политическая деятельность воспринимается как борьба за власть, способная подвергнуть людей еще большему угнетению: «под равенством понимают равномерный гнет» [7]. Подобные исторические периоды характеризуются противостоянием «свободного человека» и «привилегированных освободителей человечества» [8]. Философ иронизирует относительно группы «освободителей», которые, с одной стороны, нуждаются в том, чтобы ими управляли, с другой — «они современнее, полезнее нас…», поскольку являются «ближе к делу» и находят «больше сочувствия в массах», потому что «нужнее» [9]. Под «привилегированными освободителями» следует понимать интеллектуалов, ассимилированных пришедшим к власти классом. В то же время «свободный человек может быть вовсе ненужный человек» [10], вероятно потому, что в этой эпохе Герцен не видит возможности действовать иными способами, нежели теми, которыми пользуются «освободители человечества». Для «свободного человека» Герцен оставляет выбор: или сойти с политической арены в ожидании, пока «освободители рода человеческого стащат вместе с собою в пропасть старые формы» [11], или принимать участие в политической борьбе. Однако чтобы оставаться свободным, этим людям требуется мужество [12], чтобы оскорбляющей и развращающей «условной нравственности», навязываемой извне, противопоставить разум, в основе которого — самосознание, и творческую нравственность: «свободный человек создает свою нравственность» [13]. Эту мысль Герцен поясняет ссылкой на категорический императив И. Канта.
Существенным дополнением концепции Герцена о творческой нравственности «свободного человека», понятие которого, по сути, тождественно будущему понятию интеллигенции, представляется концепция нравственного долга, которую Н.Г. Чернышевский раскрывает в своем романе «Что делать?». Для него нравственный долг — это акт социальной активности, необходимость в полезном действии. Философ формулирует этический принцип, в соответствии с которым существует его социальный идеал: «предлагать мое мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его» [14, с. 210]. Иными словами, интеллигент, имеющий особое мнение относительно какой-либо ситуации, не находит в себе морального права не высказаться, однако решение о принятии его убеждений оставляется на усмотрение общественности. В отличие от обязанностей, которые внушаются человеку «извне», от религиозных и социально-культурных нравственных догм, принимаемых человеком на веру, нравственный идеал Чернышевского является результатом критического мышления и духовной работы, специфическое обоснование которых получило название рационального эгоизма. Выполнение нравственного долга Чернышевский характеризует как деятельность «по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности» [15]. Иными словами, разумные нравственные ценности всеобщи, и каждый член общества способен осознать их в процессе рациональной рефлексии. Исходя из представления Чернышевского о нравственном долге, можно сказать, что интеллигент — это личность, имеющая убеждение (социальный идеал), ощущающая себя обязанной участвовать в общественной жизни и стремящаяся к этому, поскольку социальное благополучие воспринимается им как личная потребность.
Этические ценности интеллигенции входили в противоречие с ценностями «этического мещанства» (Р.В. Иванов-Разумник), господствующего в России на протяжении второй половины XIX в., и служили эталоном нравственности и социальной активности (П.Л. Лавров). Интеллектуалы, как более инертная группа, не оказывали серьезного идейного сопротивления в то время, когда интеллигенты пользовались авторитетом в обществе. Однако когда подошло время глобальных общественных преобразований, интеллектуалы развернули активную идеологическую борьбу против представителей интеллигенции. Так, в начале XX в. появляется сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», который знаменует собой начало публичной критики (читай: травли) интеллигентов. С одной стороны, интеллектуалы стремились отождествить себя с группой интеллигентов в сознании общественности, потому что деятельность «интеллигенции» позиционировалась ими как исполняемая «для народа», с другой стороны — система ценностей и убеждения интеллигентов подвергались безапелляционному осуждению. «Вехи» способствовали существенному размытию понятия «интеллигенция» в сознании общественности, возлагая на интеллигентов в революционном движении 1905-1907 гг. всю ответственность за политический террор. В этом сборнике образ интеллигента-революционера характеризуется ограниченностью мышления, недальновидностью, анархизмом, крайним материализмом и максимализмом, но в первую очередь — безрелигиозностью. Вместе с тем, интеллектуалы позиционируются как «новая интеллигенция», пытающаяся трансформировать сам феномен, избавив его от несостоятельного этического и интеллектуального содержания. В то же время определяющие критерии принадлежности к интеллигенции разнятся в веховских статьях и нередко противоречат друг другу. Это выразилось в первую очередь в значительном расхождении мнений относительно начала формирования интеллигенции. С.Н. Булгаков и М.О. Гершензон ведут отсчет истории интеллигентов от петровских реформ. Вместе с тем основной критике подвергается «кружковая интеллигенция» начиная с Белинского. Веховцы тем самым сначала отождествляют с интеллигенцией «образованный класс», затем разводят эти два феномена. В результате этих манипуляций «все, что симпатично (авторам «Вех» — Е.Ч.) в истории русской интеллигенции, — все это перемещается в рубрику “образованного класса”» [16, с. 309]. Как бы не различались определения интеллигенции у авторов «Вех», безрелигиозность остается главным критерием ее идентификации. Между тем на разных уровнях интеллектуальной группы второй половины XIX в. (не только в среде интеллигентов) можно было наблюдать атеистическое настроение. Кроме того, интеллигенция стремилась к кардинальному преобразованию общественного мировоззрения и государственной системы, что предполагает необходимость устранения элементов, поддерживающих устаревший порядок. В конечном счете, нельзя однозначно утверждать, что критерий религиозности (либо отсутствия таковой) является неотъемлемым признаком этического содержания понятия «интеллигенция», поскольку характер отношения этого социального феномена к религии определяется значением церковного института в системе государственной власти.
Какой же стала интеллигенция в более поздний исторический период? М.К. Мамардашвили выделяет два ряда трансформаций, которые оказали набольшее воздействие на формирование интеллигенции второй половины XX в. Во-первых, изменилось «соотношение между действием объективных экономических законов и механизмом сознания людей» [17, с. 283]. В прошедшей эпохе, отмечает философ, сознание общественности (следовательно, и «обработка» такового) не имело большого влияния на экономическую организацию государства. Поведение индивида в классическом буржуазном обществе, характеризующемся отношениями собственности и эксплуатации (а также воспроизведение этого соотношения во всем многообразии человеческой деятельности), обуславливалось «“свободной” игрой экономических механизмов и интересов» [18]. Вмешательство государственного аппарата было необходимым только в период острых конфликтов, угрожающих установившейся политической системе. Воздействие на сознание общества со стороны правящего класса было минимальным: «жесткая регулировка поведения масс людей задавалась лишь в виде конечного результата игры стихийных законов рынка» [19]. Совсем другую ситуацию видел Мамардашвили в современном ему обществе. Увеличилось количество «организованных связей в обществе», следовательно, и влияние сознания людей стало значимым для «реализации целей государственно-монополистического капитализма» [20]. В результате этого развивается идеологический механизм манипуляции сознанием людей, заключающийся в управлении таковым «посредством их идей, мыслей, сознательных навыков» [21]. Научно-технологическое развитие связывается с производственными нуждами и организацией общества, что стало причиной роста и «стандартизации массового интеллектуального труда» [22]. Интеллектуальное производство характеризуется распределением обязанностей. Иными словами, меняется сущность выполнения интеллектуальной функции в обществе, что, в свою очередь, трансформирует саму интеллектуальную группу таким образом, что ее представители в процессе осуществления профессиональной деятельности «теряют из виду связь целого и в этом отношении вполне подобны фигуре частичного рабочего» [23]. Вместе с тем, из представителей интеллектуальной группы может формироваться оппозиция, которая включается в процесс манипуляции общественным сознанием.
Во-вторых, это изменение самой «социальной структуры духовного производства» [24]. В прошедшей эпохе, отмечает Мамардашвили, лишь небольшое количество людей имело возможность заниматься производством в интеллектуальной сфере деятельности. Собственно, представителей интеллектуальной группы, которые реализовывали «историческое право на идейное выражение того, что реально происходит в обществе» [25], философ характеризует как интеллигентов. Однако стоит отметить, что Мамардашвили при анализе интеллектуальной группы во многом продолжает традицию А. Грамши, который описывал интеллектуалов как социальный феномен, в котором лишь косвенно выделял подгруппу интеллектуалов, характеризующуюся социально-этическим содержанием. Мамардашвили также указывает, что существует «определенная часть интеллигенции, способная подняться до овладения всей общей культурой человечества и до понимания исторического процесса как целого» [26]. Именно эта часть интеллектуальной группы является представителем «всеобщей совести» и защитником интересов угнетаемых слоев общества «во имя “разума”, “добра”, “красоты”, “истины вообще” и особенно “человека вообще”» [27].
В Западной Европе интеллектуальная группа уже в первой половине XX в. начинает восприниматься как неоднородная. Ж. Бенда, исследуя проблему этического содержания этой социальной группы, выделяет следующие духовно-интеллектуальные ценности: справедливость, истина и разум. Однако эти ценности должны, по мнению философа, иметь определенные характеристики. Справедливость, истина и разум должны быть «статичны, неутилитарны, рациональны» [28, с. 76]. Статичность духовно-интеллектуальных ценностей обуславливает «отвлеченность» интеллектуала от трансформации нравственных ориентиров в культурноисторическом пространстве. Таким образом, интеллектуал становится «гарантом связанности нравственных воззрений человечества» [29]. Получается, что этическому содержанию понятия «интеллигенция» соответствует именно та часть западных интеллектуалов, которая в этической перспективе сохраняет константность в процессе социокультурных трансформаций. Кроме того, Бенда настаивает на неутилитарности духовно-интеллектуальных ценностей: «культ справедливости — это действительно позиция интеллектуала, только если он обращается к отвлеченной справедливости, к самодовлеющему понятию ума, а не пытается осуществить справедливость на земле.» [30]. Бенда отмечает, что стремление к осуществлению справедливости часто предполагает безнравственные методы, противоречащие первичной цели и обесценивающие ее; свобода сама по себе (не предусматривающая осознанной необходимости) не может выступать условием прогрессивного общества, поскольку освобождает его представителей от какого-либо созидательного действия. Интеллектуал должен быть носителем и распространителем духовных ценностей, которые для каждого индивида становиться умозрительным эталоном, в соответствии с которым осуществляется критика действительности.
Рациональность духовно-интеллектуальных ценностей «предполагает работу разума». Ж. Бенда примыкает к античной традиции (Платон, Эпикур), в соответствии с которой эмоции рассматриваются как оказывающие пагубное влияние на разум человека. Поэтому «те, кто обесценивает подобные состояния (восторженность, мужество, вера, любовь к людям — Е.Ч.), -интеллектуалы в высочайшей степени» [31]. Таким образом, Бенда проповедует объективист-ско-созерцательное невмешательство интеллектуала в жизнь общества, так что все социальные функции этой группы сводятся им к одной-единственной — хранение однажды найденного идеала человечества: «Задача интеллектуала — не изменить мир, а остаться верным идеалу, сохранение которого представляется мне необходимым для нравственности человечества (точнее даже, для его эстетики)» [32]. Замечание в скобках оказывается ключом к концепции Ж. Бенда: действительно, в результате принципиальной «неангажированности» интеллектуалов происходит подмена этического сугубо эстетическим, так что Бенда, соответственно, формулирует основные признаки не интеллигенции и не «органических интеллектуалов», а «традиционных интеллектуалов», если воспользоваться терминологией А. Грамши [33].
Во второй половине ХХ в. понятие «интеллектуал», по мнению М. Фуко, трансформируется вследствие появления «нового способа “связи между теорией и практикой”» [34, с. 201]. В соответствии с классической традицией интеллектуал представлял собой носителя всеобщей истины: «Интеллектуал-универсал происходит из почтенного законодателя и находит наиболее полное выражение в писателе как носителе значений и ценностей, которые любой человек может счесть своими» [35]. Для Фуко же интеллектуал больше не «носитель всеобщих ценностей», а человек, «занимающий особое положение», связанное с «общими функциями аппарата истины», ее политической ролью в обществе [36]. Занятость интеллектуалов в «определенных отраслях», по мнению философа, способствовала сближению их с другими социальными классами [37]. Именно в таком статусе интеллектуалы способны реально оценить характер идеологической борьбы, поскольку они непосредственно сталкиваются с ней в повседневной жизни. Вместе с тем, будучи занятым в конкретной области знаний, интеллектуал не только способен идентифицировать процесс политизации истины, но и сам оказывается вовлеченным в него. В соответствии с этими положениями, понятие «интеллектуал» у Фуко переосмыслено, прежде всего, в когнитивно-политическом плане [38]. Основная проблематика, на которую ориентирован современный интеллектуал, это не изменение содержания сознания людей, но «самого политического, экономического или институционального режима производства истины» [39]. Таким образом, этическая сторона получения истины интеллектуалом Фуко не отрицается, но практически поглощается политическим значением этого процесса и его результатов. В этом отношении Фуко со своей концепцией интеллектуала остается в горизонте значений, предложенных Грамши в понятии «органические интеллектуалы».
Понятие «интеллигенция» в работах некоторых современных российских философов продолжает сохранять свою идентичность, обозначая социально-этический феномен. «Интеллигент, осуществляющий социальный эксперимент и жертвующий собой в ходе этого эксперимента, — это полномочный представитель всех, кто объективно заинтересован в изменении своего неравноправного социального статуса, в общественном прогрессе» [40, с. 173]. Социальная деятельность интеллигента, поэтому, определяется высоконравственными принципами, включающими в себя внутреннюю свободу, ответственность, готовность к самопожертвованию, стремление к духовным ценностям и справедливому социальному идеалу. Нравственная ответственность формируется у представителя интеллектуальной группы тогда, когда он стремится определить свое место в системе общественных отношений и находит его в том, чтобы дать непривилегированным слоям общества понимание необходимости бороться за равные права и возможности. В современном обществе, где помимо органических и традиционных интеллектуалов существует и другие источники социальной информации, деятельность интеллигентов зачастую остается незамеченной, теряясь за бессмысленным эпатажем и пошлостью, нацеленных на увеличение рейтинга, потенциальной прибыли, рекламы и рассчитанных на общество с низким уровнем образования и культуры. Формированию такой системы ценностей в обществе способствуют интеллектуалы, ассимилированные правящим классом: «.органические интеллектуалы в пассивной революции <…> ответственны за различные моменты истины, охватываемые понятием “философия”, массам же оста(ется) только “идеология”, соответствующая их включенности в практические дела» [41, с. 79]. Люди уже не в состоянии отличить работу интеллигентов от деятельности интеллектуалов, выдающих себя за интеллигенцию (не в последнюю очередь потому, что они сами этого не осознают в виду расплывчатости самого понятия). Подмена ценностей и предубеждения мешают обществу усваивать прогрессивные социальные идеалы. В действительности отличить публичную деятельность интеллектуалов от деятельности интеллигента можно, основываясь на следующем критерии: интеллектуал пытается решить насущные проблемы общества с целью увеличения собственной популярности во имя личных интересов, тогда как интеллигент работает на распространение и торжество справедливого социального идеала.
Ссылки:
- История понятий, история дискурса, история метафор. М., 2010.
- Герцен А.И. С того берега // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1986.
- Там же. С. 98.
- Там же. С. 99.
- Там же.
- Там же. С. 101-102.
- Там же. С. 102.
- Там же. С. 101.
- Там же.
- Там же. С. 102.
- Там же.
- Там же. С. 97.
- Там же. С. 107.
- Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. М., 1975.
- Там же. С. 206.
- Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вехи; Интеллигенция в России: сб. ст. 1909-1910. М., 1991.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд. М., 1992.
- Там же. С. 283.
- Там же. С. 284.
- Там же.
- Там же. С. 285.
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- Там же. С. 286.
- Там же.
- Там же. С. 287.
- Бенда Ж. Предательство интеллектуалов. М, 2009.
- Там же. С. 76.
- Там же. С. 78.
- Там же. С. 82.
- Там же. С. 83.
- Дмитриева Н.А., Чичин Е.С. Интеллигенция или интеллектуалы? Систематическое значение понятия «gli intellet-tuali» в философии Антонио Грамши // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: научный журнал. Т. 2: Философия. 2013. № 2.
- Фуко М. Интеллектуалы и власть: избр. полит. ст., выступления и интервью. В 3 ч. Ч. 1. М., 2002.
- Там же. С. 204.
- Там же. С. 207.
- Там же. С. 201.
- Там же. С. 204.
- Там же. С. 209.
- Тарасов А.Н. Письма либералу-шестидесятнику из Архангельска и либерал-шестидесятникам вообще. Письмо второе: Об интеллигенции и интеллектуалах, жертвенности и камикадзе // Альтернативы. 2001. № 1.
- Thomas P. Gramsci and the intellectuals: modern prince versus passive revolution // Marxism, Intellectuals, and Politics / Ed. by David Bates. London, 2007.
http://cyberleninka.ru/article/n/intelligentsiya-kak-sotsialno-filosofskoe-ponyatie-k-istorii-voprosa#ixzz4Sj6lUhXB