Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего, профессионального и дополнительного образования

«Современный национальный воспитательный идеал —
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную»
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков  

«Будем растить ребенка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше»
С.Л. Соловейчик

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Государственное воспитание

2. Воспитательное воздействие

3. Целенаправленное воспитание

4. Классификация отношений

5. Отношение к интеллигентности

6. Кластеры качеств

7. Постановка целей

7.1. На ступени начального общего образования

7.2. На ступени основного общего образования

7.3. На ступени среднего (полного) общего образования

8. Принципы целеполагания

9. Вспомогательные материалы

10. Нормативно-правовая база

К СОДЕРЖАНИЮ

Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего, профессионального и дополнительного образования: 1 комментарий

  1. «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке» (Лихачев Д.С. О национальном характере русских. СПб., 1997, с. 377).

    «Как качество личности интеллигентность взращивается путем образования и воспитания. Что для тела физическая культура – гармония нагрузки и дисциплины, то для ума просвещение – раскрытие взаимосвязей фактов. Образование души происходит в ее соприкосновении с прекрасным, благородным и возвышенным, а для сознания это дисциплина. Так как сознание присуще всем частям личности, то Интеллигентность не обходится без дисциплины тела, ума и души. Им сливаясь в одно целое дисциплинированное сознание, мы можем создать гармоничную, образованную личность, для которой ум дает обоснование, душа качество, а тело и сознание – дееспособность» (Стелпс П. Semper et ubique (Всегда и везде)).

    «Сегодня, в период становления и утверждения новых принципов образования, нашему обществу необходимо ответить на вопрос, какого человека следует формировать, что есть конечным «продуктом» системы образования. На наш взгляд, сегодня  общество объективно заинтересовано в нравственно ориентированном профессионале, интеллектуале с обостренным чувством совести, патриоте. В совершенном, законченном виде такой тип личности может быть выражен понятием «интеллигент»» (Калашник Н.Г. Функции Густосологии в воспитании интеллигентности современного молодого человека).

    «… характеристика сущности и истории интеллигенции показывает, сколь важно направить педагогические усилия на целенаправленное воспроизводство такого типа личности, ибо это одно из условий преодоления наших российских трудностей, возникших в процессе перехода от советского тоталитаризма к демократической организации общества, и одновременно условие формирования единства человечества в экстремальных обстоятельствах перехода от индустриальной цивилизации и капиталистической экономики к посткапиталистическому обществу и к постиндустриальной цивилизации.

    Уже первые шаги в этом направлении показывают: достижение такой цели требует выработки целостной программы образования-воспитания-научения поколений, обладающих тем ансамблем качеств, которые исторически сложились у нашей интеллигенции и получают новое содержание в современных условиях. Постановка такой задачи — не прекраснодушное благое пожелание, а вывод из трезвого анализа ситуации, в которой оказалось ныне человечество, в нашей же стране драматизм этой ситуации удваивается в силу сложности протекающих в ней социальных процессов» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).

    «В процессе воспитания у детей интеллигентности родители и педагоги должны позаботиться о своевременном развитии у них самостоятельности мышления, уважения к правде, любви к людям, стремления бескорыстно помогать им. Важно сделать интеллигентность постоянной «точкой отсчёта» в оценке окружающего ребёнка мира. В подростковом возрасте уже можно объяснить суть этого личностного свойства, его значение для самого человека и всего общества. В этом возрасте особенно актуальны поиски конкретного идеала. Будет хорошо, если в ряду идеальных для подростка (а потом юноши, девушки) людей, образцов для подражания окажутся такие глубоко интеллигентные люди, как А.П. Чехов, А.А. Блок, М.И. Цветаева, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, А.Д. Сахаров, Б.С. Лихачёв. На пользу ребёнку пойдут советы не следовать слепо интеллектуальной моде, проверять расхожие оценки собственной продуманной позицией. Но самый эффективный способ положительного воздействия в этом направлении — совместный с ребёнком духовный рост, достижение в процессе общения, деятельности всё новых вершин в духовном развитии» (Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 282-283).

    «Bсе мы, естественно, желаем и заповедь имеем быть совершенными. Господь заповедует: будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 3, 48); св. Павел убеждает: злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте (1 Кор. 14, 20); в другом месте у него же читаем: да будете совершенни и исполнени (Кол. 4,12), и опять: на совершение да ведемся (Евр. 6, 1). Предначертывалась эта заповедь и в Ветхом Завете. Так, Бог говорит Израилю во Второзаконии: совершен да будеши пред Господем Богом твоим (там же, ст. 18, 3).

    И св. Давид то же заповедует сыну своему Соломону: и ныне, Соломоне, сыне мой, да знаеши Бога отцев твоих и служи Ему сердцем совершенным и душевною волею (1 Пар. 28, 9). После сего не можем не видеть, что Бог требует от христиан полноты совершенства, требует, т.е., чтобы мы были совершенны во всех добродетелях» (Преподобный Никодим Святогорец «В чем состоит христианское совершенство?»).

    «- В чем смысл жизни?
    Ответ, записанный следом, гласил:
    — Не знаю. Наверное, он откроется после Второго пришествия. Тогда нужно будет ответить перед Ним, сделал ли ты то, что тебе предназначено.
    — А что предназначено?
    Мой ответ был таков:
    — Помогать человечеству сохранить свои человеческие черты, идти, не сбиваясь, по своей дороге, не становясь роботами и не превращаясь в зверей.
    — Что нужно для этого делать конкретно?
    — Воспитывать детей, заниматься своим делом, «возделывать свой сад», как сказано у Вольтера» (Чайковская И. О смысле и бессмыслице жизни. Виктор Франкл).

    «Одна из закономерностей воспитания — зло и уродство пусть вытесняются красотой» (Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие).

    «Повторяю, проблемы образования, на самом деле, не существует. Специалистов и вообще грамотных участников производственного процесса готовить современная система образования умеет. Я же говорю о ВОСПИТАНИИ, грубо говоря, о превращении каждого человека в интеллигента (в самом лучшем смысле этого слова). Система образования существует, системы воспитания нет, и что-то не видно даже ее начатков. …

    Ясно, что объектом этой теории должна быть человеческая личность, равно как и сам процесс перехода от состояния tabula rasa к состоянию, который мы называли (условно) Человек Воспитанный. Менее ясно (но представимо, по крайней мере), как в общих чертах выглядит этот Человек Воспитанный: это человеческая личность, в которую основные нравственные нормы (не убий, не укради и т.д.) «вплавлены», так сказать, на уровне инстинкта и высшей (жизненной) ценностью для которой (для личности) является творческий труд. И совсем уж неясно, какова методика этого процесса. Передача же знаний, как таковая, это совсем другая проблема – проблема образования, а не воспитания. Эта проблема, как я понимаю, не так уж плохо решается и сегодня» (Стругацкий Б.Н. OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким «О Теории Воспитания», 2000 г.).

    «Если мы не сформируем в школе фундамент интеллигентной, творческой личности, то откуда ей взяться потом? Не будучи сформированной в детстве, в школьном возрасте, она не появится позже, ведь это практически невозможно. К тому же не лишне сказать о роли родной литературы в формировании гражданской идентичности, о воспитании патриотизма, а в современных геополитических реалиях это особенно важно. И учителю, как никому, принадлежит особая роль в формировании личности, потому что именно он напрямую, лицом к лицу соприкасается с каждым ребенком» (Турбовской Я.С., Иванова С.В. (2017) Педагог – Философ – Стратег // Философские науки. 2017. № 12. С. 7–18).

    «Теме целеполагания в образовательном процессе посвящена масса научно-педагогической литературы: статей, монографий. Вопрос, безусловно, актуальный. Однако до сих пор эта исключительно важная проблема недостаточно изучена и проработана на методологическом, методическом и особенно на технологическом уровне. Результат: абсолютное большинство учителей по-прежнему относятся к постановке целей урока формально, совершенно не понимая значимости и продуктивности злополучной «триединой дидактической цели» (ТДЦ): обучающей – воспитывающей – развивающей. Между тем даже изобретенный «учеными мужами» термин «триединая дидактическая цель» (иногда встречается и «комплексная дидактическая цель») нуждается в коррекции. ДИДАКТИКА, как известно, это наука об обучении, и говоря о системе целей, данная формулировка оставляет вне рамок термина воспитательные цели, хотя на деле включает их.

    Такой формальный подход к одному из важнейших компонентов учебной деятельности приводит к тому, что из урока в урок учитель ставит ничего для него не значащие цели: «формировать», «обучать», «развивать», «воспитывать» и тому подобное» (Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока // uchmag.ru).

    «… если в народе более всего ценятся ум, интеллигентность и мудрость, к которым призывают стремиться всех, воспитывая на этом целые поколения, не является ли это намеком на то, что этот народ более всего пострадал от тупости, глупости и хамства, причем как чужих, так и своих собственных?..» (Мелешко В. У кого чего болит… // Учительская газета, № 38 от 22 сентября 2020).

    «… учительство – это как островок воспитанности и интеллигентности. В школе ученики должны иметь возможность увидеть умных, воспитанных и образованных людей. Поэтому я должен быть красивым, опрятным, умным и современным! И должен идти в ногу со своими учащимися, примерно на равных, но лучше чуть впереди» (Масликова Т. Случайности не случайны. Каждый урок — это частичка жизни // Учительская газета, № 40 от 6 октября 2020).

    «Вера Александровна стала для меня примером того, каким должен быть настоящий учитель, – признается бывшая ученица. – Она не только прекрасно знает и умеет подать свой предмет. Истинная интеллигентность – вот что особо ее отличает. Она воспитывала нас своим примером» (Карева Е. Истоки мастерства, или Зачем нужны школьникам «умные теплицы» // Учительская газета, №02 от 12 января 2021).

    «Задачи социализации состоят в том, чтобы преобразовывать нравственные и феноменологические позиции воспитанников в модель самоорганизуемого взаимоотношения с миром и с самим собой. …

    Отдельно можно обозначить комплекс черт и качеств регионального и Национального Характера, со временем обретших статус ценностей: любовь к Отечеству, готовность еѐ защищать, мужество; обостренное чувство правды, справедливости и истины; прощение врагов; честность, трудолюбие, совестливость, гордость, свободолюбие, верность долгу, презрение к смерти, сосредоточенность, товарищество, целостность завещанной предками земли, самодисциплина….

    Социализация обучающихся в условиях дополнительного образования определяется как сформированность у детей и подростков черт, усвоение ими социальных и личностных качеств, требуемых современным обществом. Социализация предполагает готовность и способность обучающихся к выполнению различных социально-значимых видов деятельности (игровой, познавательной, образовательной, коммуникативной, профессиональной и др.), обеспечивающих им социальную успешность в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями» (Региональная модель социализации и воспитания обучающихся на историко-культурных и нравственных традициях России и Донского края // minobr.donland.ru).

    «Если родители, чиновники, общественные организаторы не задумаются срочно, куда нас ведет система образования и не начнут ее преобразовывать в ближайшие годы, помня, прежде всего, не о прибыли и производстве, а о становлении образа в каждом маленьком человеке, то произойдет катастрофа огромного социального масштаба. Мы самоуничтожимся, уйдем как нация, даже имени своего не оставив.

    Известнейшему педагогу и организатору русской школы С. А. Рачинскому (1833−1902) принадлежит высказывание: «Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это — вопрос роковой и грозный. От качеств ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы мира» (Гончаров А. Образование без образа).

    «Учитывая, что процесс воспитания интеллигентности рассматривается как процесс целенаправленного формирования личности студента, ее развития, следует отметить, что именно надлежащим образом сформированные условия обеспечивают возможность осуществления данного процесса, поскольку, как подчеркивают Н. Баженова и И. Хлудеева, условия являются необходимой составляющей в логике причинно-следственных отношений «причина — условие — следствие» и, будучи независимыми от причины, способствуют появлению следствий. Именно от характера условий зависит, проявится ли в реальности причина и каковы будут ее следствия.

    В педагогическом процессе в качестве причины выступает его цель. Именно цель педагогического процесса, предполагающая решение определенной последовательности задач, закономерно обусловливает необходимость разработки и реализации различных типов условий (предпосылок, обстановок и требований), направленных на преобразование педагогической действительности в соответствии с требованиями целесообразности, целенаправленности и целедостижения» (Фунтикова Н.В. Педагогические условия воспитания интеллигентности у студентов университета).

    «Вообще же отказываться от целенаправленного взращивания определенных качеств у подрастающего человека посредством воспитания нет оснований. Все дело в том, какие это качества. Должны ли мы воспитывать интеллигента, т.е. стремиться сделать интеллигентами всех? Ответ на этот вопрос представляется таким.

    Интеллигенция – категория историческая, ограниченная к тому же географически. Лучше говорить в этом смысле об интеллигентности как о качестве личности, которым в идеале должны обладать все, не только избранные. Здесь открывается широкое поле действий для школы, для образования вообще.

    По отношению к образованию интеллигентность выступает как его интегральная цель, которую необходимо конкретизировать в контексте педагогики – науки об образовании.

    В сущности, интеллигентность – это приобщенность к  культуре, воплощающей опыт человечества, приобретенный им на его многотрудном пути.

    Поэтому и содержание  образования, целью которого было бы воспитание интеллигентности, должно  представлять собой педагогически адаптированное содержание человеческой культуры, взятой в аспекте социального опыта» (Краевский В.В. По ухабам времени: интеллигенция и образование).

    «Сама цель (воспитание интеллигентности) полностью в рамках школы не достигается, да это и невозможно, т.к. интеллигентность человека непрерывно совершенствуется и растет с его возрастом, с его жизненным опытом, с его коммуникациями в новых человеческих коллективах. Но в школе … закладываются предпосылки для дальнейшего самоусовершенствования личности, создаются условия для творческого ее развития, для развития своих потенциальных возможностей к совершенствованию» (Корнющенко Д.И. Эстетика межличностных отношений).

    «В силу … объективных причин фактически был ликвидирован такой компонент формирования интеллигенции, как ее воспитание. Усилиями радикальных либералов это слово стало чуть ли не ругательным, ибо в нем они усматривали идеи социализма, проявление тоталитаризма, ограничение свобод личности. Но когда стало ясно, что многие выпускники высшей и средней специальной школы не имеют никаких гражданских ориентаций, не ценят общественные идеалы и даже цели тех производственных организаций, в которые они пришли работать, а претендуют только на удовлетворение личных потребностей, началось осознание порочности таких установок» (Тощенко Ж.Т. Интеллигенция и интеллектуалы: современные реалии).

    «… нужно искать компромисс, который удовлетворил бы на некоторое время всех. Необходим возможный возврат в сторону развития личностных качеств. Есть два пути: или через небытие, или через пропаганду природных соотношений (соотношений, а не отношений). Государство со своими средствами массовой информации пока уничтожает свое население отсутствием программы. Не озвученная подобающим образом концепция развития, которой следует российское государство, является диаметрально противоположной напрашивающейся концепции постиндустриального развития. Она позволяет буйствовать борьбе за мнимое превосходство в плоскости программирования индивидуализированного общества. Цели, к которым устремляют Россию…, ничем не отличаются от целей, которые пропагандировали последними марксисты, а до них плеяда философов, религиозных и общественных деятелей, рисовавших виртуальные картины без конкретизации смысла своей терминологии. Предлагаемые концепции развития туманны и не состоятельны, а напрашивается сверхпростой вариант, где концепция подчинена лозунгу: востребованность обществом каждого от его первого до последнего вздоха. Пусть каждый попытается выстроить в своем уме подобное общество, и первостепенность действий не заставит себя конкретизировать. Совсем не нужна сила для революционных преобразований. Следующая революция будет вне плоскости насилия» (Шикунов Г. Трактат по педагогике).

    «Мы не можем сделать из наших детей христиан, это не в наших силах, но мы можем привить им правила этики – чтобы они не клали ноги в суп, уважали родителей, не врали. Когда у ребенка есть навык не врать, у него большие шансы вырасти интеллигентным человеком» (Андрей Ошарин. От Петра I до 1917 года: Как совратилась российская интеллигенция).

    См. в Библиотека › Статьи › Список статей:
    — Данюшенков В.С., Машарова Т.В. Миссия гуманитарного университета — воспитание интеллигентности.
    — Запесоцкий А.С. Российский интеллигент — идеал воспитания современного специалиста.
    — Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема.
    — Келеман Л.А. К вопросу о воспитании интеллигентности.
    — Машарова Т.В. Интегративный подход в воспитании интеллигентности будущего специалиста в высшей школе.
    — Морозова Т.В. Как воспитать интеллигентность?
    — Оксентюк Н.В. Воспроизводство интеллигенции в контексте гуманизации образования.
    — Ольшанский Д.А. К вопросу о воспитании интеллигенции.
    — Праздникова Г.З. Воспитание интеллигентности как качества личности.
    — Симаева Н.П. Развитие университетского образования: пути и условия формирования интеллигентности студента.
    — Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России.
    — Тепикин В.В. Воспитание интеллигенции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × 5 =