Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего и дополнительного образования

«Теория интеллигентности реальна не в смысле буквальной и моментальной осуществимости,
но в смысле терпеливого и неуклонного воспитания, и если многолетнего, то пусть многолетнего»
А.Ф.Лосев

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Государственное воспитание

2. Воспитательное воздействие

3. Целенаправленное воспитание

4. Классификация отношений

5. Отношение к интеллигентности

6. Кластеры качеств

7. Постановка целей

7.1. На ступени начального общего образования (1-4 кл.)

7.2. На ступени основного общего образования (5-9 кл.)

7.3. На ступени среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)

8. Вспомогательные материалы

К СОДЕРЖАНИЮ

Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего и дополнительного образования: 1 комментарий

  1. «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке» (Лихачев Д.С. О национальном характере русских. СПб., 1997, с. 377).

    «… в сегодняшнем разобщенном мире понятие «интеллигент» может соединить разные социальные слои и группы населения, политические партии и движения. И тех, кто ратует за самобытный путь национального развития, поскольку само понятие «интеллигенция» имеет российские корни; и тех, для кого западные ориентиры — маяки реформирования, так как Петровские реформы были повивальной бабкой интеллигенции. Понятие «интеллигенция» не может оттолкнуть православие, поскольку многие его родовые черты, такие как совестливость, правдивость, человеколюбие, жертвенность, формировались под влиянием нравственных заповедей Нового Завета. «Интеллигенция» — не профессиональная, а нравственная категория и потому имеет отношение ко всем без исключения слоям и группам общества» (Запесоцкий А.С. Российский интеллигент — идеал воспитания современного специалиста).

    «Будучи органично связанным с интеллигенцией всем своим происхождением и жизнью, Лихачев избрал дореволюционную российскую интеллигенцию примером для саморазвития и сознательно сформировал себя по ее образу и подобию» (Запесоцкий А.С. О роли интеллигенции в жизни страны).

    «Устраивающий меня образ для подражания я лично открыл у Алексея Федоровича Лосева (1893—1988 гг.). На мой взгляд, его теория интеллигентности при проектировании новых педагогических систем для «заблудившейся» России может быть смело взята в качестве краеугольного камня» (Ермолин А. Забытая теория интеллигентности).

    «Как качество личности интеллигентность взращивается путем образования и воспитания. Что для тела физическая культура – гармония нагрузки и дисциплины, то для ума просвещение – раскрытие взаимосвязей фактов. Образование души происходит в ее соприкосновении с прекрасным, благородным и возвышенным, а для сознания это дисциплина. Так как сознание присуще всем частям личности, то Интеллигентность не обходится без дисциплины тела, ума и души. Им сливаясь в одно целое дисциплинированное сознание, мы можем создать гармоничную, образованную личность, для которой ум дает обоснование, душа качество, а тело и сознание – дееспособность» (Стелпс П. Semper et ubique(Всегда и везде)).

    «Страсть, незакрепленная силою характера, всегда способна всколыхнуться, замутиться, соблазниться и рвануться на ложные пути» (Ильин И. О русской интеллигенции).

    «Хозяйство вела бабушка, но все делалось как-то сообща, дружно. Приходила иногда молодая девушка, помогала с печкой. Ее звали Поля. С ней связан один нравственный урок, который я запомнила на всю жизнь. Они с бабушкой испекли пирожки, выложили их на стол, и бабушка вышла из кухни. Я пришла, хотела схватить пирожок, но Поля увидела и сказала: «Нельзя, ты спроси разрешения у бабушки». Тогда я: «Как это нельзя?! Да кто ты такая – я вот возьму, и все!» Она снова повторила: «Нельзя!» И я ей нагрубила. Она страшно обиделась и заплакала. Тут вошла бабушка, увидела Полю, ничего выяснять при ней не стала, за дверью спросила: «Почему Поля плачет?» Я отвечаю: «Она не дала мне пирог». – «Она совершенно правильно сделала, а ты ей нагрубила. Она приходит помогать. И ты маленькая девочка так обидела человека, что он плачет! Ты должна попросить прощения». Я говорю: «Прощения? Нет, я не могу!» – «Как это не могу? Значит, ты трус». – «Я трус?» А я лазила по деревьям, была сорвиголова. И тут бабушка сказала: «Самая большая смелость бороться с собой. Тебе не хочется, тебе стыдно — стыдно не попросить, понимаешь? Стыдно оставить человека обиженным», — мне было лет пять или шесть, это осталось на всю жизнь. Я подошла к Поле и пробормотала: «Поля, я не хотела тебя обидеть»… Таким образом складывалось детское мировоззрение» (Из воспоминаний Веры Ивановны Прохоровой).

    «Жил у нас лакей Фока. Человек огромного роста. Он меня любил чрезвычайно и в свободные минуты объяснял мне по-своему законы физики и механики, стараясь подтвердить свои слова опытами, всегда, впрочем, неудачными. Не могу припомнить, по какому случаю мне показалось, что он меня обидел, и я, в пылу гнева, назвал его дураком. Это услышал отец из своего кабинета и, выйдя, больно наказал меня и, позвав затем Фоку, приказал мне стать перед ним на колени и просить прощения. Когда я это исполнил, Фока не выдержал, тоже упал передо мною на колени, мы оба обнялись и оба зарыдали на весь дом» (Смолярчук В. И. Анатолий Фёдорович Кони (1844-1927)).

    «Чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, нужна громадная работа над собою, долгая упорная борьба против грубых животных инстинктов, неустанный рост благоговения перед Верховным Идеалом жизни. Тут-то вот и кроется главная ошибка нашего воспитания. Люди наивно думают, что стоит лишь указать детям, что правильно, что неправильно, и дети будут поступать правильно. Мы, в большинстве случаев, еще не понимаем, что нравственная польза, которая может быть достигнута воспитанием, должна являться следствием воспитания скорее сердца и воли, чем разума. Если вместо того, чтобы вразумлять ребенка: то, дескать, хорошо, а то дурно, вы даете ему это почувствовать, если вы заставляете его (собственным или чьим иным примером) полюбить добродетель и возненавидеть порок, если вы усиливаете в нем желания благородные и притупляете низкие, если вы вызываете к жизни дремлющее до того доброе чувство, если вы прививаете ему симпатичное стремление, то вы действительно воспитываете ребенка, вырабатываете из него человека» (Петров Г. Евангелие как основа жизни).

    «… нет такой социальной группы «интеллигенция», которая включена в «общественную стратификацию».

    «Цель образования не в том, чтобы просто сообщить знания, и даже не в том, чтобы привить культуру, а в том, чтобы воспитать интеллигенцию. Интеллигентность, как можно заметить, не является некой информацией, которую нужно выучить и запомнить, но является психологической особенностью, которую необходимо развивать. Уверен, что нет бездарных людей, поэтому интеллигентом может стать каждый» (Ольшанский Д.А. К вопросу о воспитании интеллигенции).

    «… можно говорить только о чертах людей, которых мы относим к интеллигентам» (Милнер А. Интеллигент – это…).

    «… можно говорить о воздействии на человека, о стимулировании развития качеств, составляющих системообразующее понятие «интеллигентность».

    Его определяют следующие интеллектуальные и нравственные качества:

    1. Высокая образованность, предполагающая не только получение специальных знаний, но фундаментальную подготовку, знание смежных профессий, осведомленность в последних достижениях, компетентность в современных информационных технологиях и т. д. Одного этого качества недостаточно, чтобы быть интеллигентным, но без него интеллигенции быть не может, так как именно образованность дает возможность воплощать знания в конкретные дела, выводя тем самым человека из состояния рефлексии.

    2. Широта интересов, определяющаяся таким кругом знаний, которые основаны на данных современной науки и нужны для обретения своего места в мире, для понимания закономерностей, определяющих взаимоотношения на разных уровнях: человек-человек, человек-общество, человек-природа. Одним из проявлений этого качества является приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, поликультурность.

    3. Чувство причастности ко всему происходящему и чувство социальной справедливости, которые характеризуют интеллигента как гражданина, достойного представителя своего отечества.

    4. Тонкое ощущение задач времени, чувствительность к проблемам, которые дают возможность следовать современным передовым тенденциям, с одной стороны, и развивают предупредительность, прозорливость во многих жизненных сферах, что характеризует интеллигента как творца — с другой.

    5. Несуетливость — четкое понимание цели, уверенность в поставленных задачах в сочетании с гибкостью, рассудительной восприимчивостью ко всему новому, в то время как наше мобильное время порождает противоположный недостаток.

    6. Внутренняя цельность, избирательность в предмете своих интересов, в знакомствах, профессиональной деятельности, которые определяют интеллигента как человека «всеядного».

    7. Совестливость, личная порядочность, способность к состраданию, которые являются качествами, во многом определяющими личные отношения и проявляющимися на бытовом уровне.

    8. Идейная принципиальность в сочетании с уважением к чужому мнению, т.е. толерантностью. …

    Поэтому цель образования — формирование не только специалиста-профессионала, но и творческой личности, человека-гражданина, интеллигента, способного гуманистически мыслить и созидающе действовать на каком-либо поприще. Таким образом, два самостоятельных процесса, имеющих свои законы и принципы, образование и воспитание, должны быть синтезированы в один» (Мухаметзянова Г.В. Интеллигентность как системообразующее качество педагога).

    «Сегодня, в период становления и утверждения новых принципов образования, нашему обществу необходимо ответить на вопрос, какого человека следует формировать, что есть конечным «продуктом» системы образования. На наш взгляд, сегодня  общество объективно заинтересовано в нравственно ориентированном профессионале, интеллектуале с обостренным чувством совести, патриоте. В совершенном, законченном виде такой тип личности может быть выражен понятием «интеллигент»» (Калашник Н.Г. Функции Густосологии в воспитании интеллигентности современного молодого человека).

    «Думаю, интеллигентности не учатся. Я полагаю, что это особое состояние, что ли, которое постепенно накапливается. И человек может постепенно приближаться к понятию «интеллигентность» и стать интеллигентным. То есть, это какое-то накопление. Наверное, интеллигентности не учатся, а накапливают какие-то качества, и с какого-то момента человек, очевидно, может сказать, что, наверное, я все-таки интеллигент. <...>

    Мне кажется, что все большее и большее значение в самом процессе обучения сегодня играет воспитание. Чувства добрые все-таки надо воспитывать. Понимаете, они, конечно, и сами приходят. Но мы не знаем до конца, как формируется внутренний мир человека. Безусловно, на примерах и добрых поступках и понимании, что это добрый поступок. Очень трудно воспитывать интеллигентного человека в неинтеллигентной семье. Словом, вклад родительский никак нельзя отбросить. Поэтому я бы обратилась к родителям, чтобы и они подумали о том, хотят ли они видеть своих детей интеллигентными людьми. Затем это, конечно, школа и особенно преподаватели самых первых классов. Многое идет от того, как учитель говорит с учеником, какие интонации у него в голосе» (И.Антонова. «Интеллигентность – это гармония духа» Беседа Альберта Лиханова с Ириной Антоновой).

    «… характеристика сущности и истории интеллигенции показывает, сколь важно направить педагогические усилия на целенаправленное воспроизводство такого типа личности, ибо это одно из условий преодоления наших российских трудностей, возникших в процессе перехода от советского тоталитаризма к демократической организации общества, и одновременно условие формирования единства человечества в экстремальных обстоятельствах перехода от индустриальной цивилизации и капиталистической экономики к посткапиталистическому обществу и к постиндустриальной цивилизации.

    Уже первые шаги в этом направлении показывают: достижение такой цели требует выработки целостной программы образования-воспитания-научения поколений, обладающих тем ансамблем качеств, которые исторически сложились у нашей интеллигенции и получают новое содержание в современных условиях. Постановка такой задачи — не прекраснодушное благое пожелание, а вывод из трезвого анализа ситуации, в которой оказалось ныне человечество, в нашей же стране драматизм этой ситуации удваивается в силу сложности протекающих в ней социальных процессов» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).

    «В процессе воспитания у детей интеллигентности родители и педагоги должны позаботиться о своевременном развитии у них самостоятельности мышления, уважения к правде, любви к людям, стремления бескорыстно помогать им. Важно сделать интеллигентность постоянной «точкой отсчёта» в оценке окружающего ребёнка мира. В подростковом возрасте уже можно объяснить суть этого личностного свойства, его значение для самого человека и всего общества. В этом возрасте особенно актуальны поиски конкретного идеала. Будет хорошо, если в ряду идеальных для подростка (а потом юноши, девушки) людей, образцов для подражания окажутся такие глубоко интеллигентные люди, как А.П. Чехов, А.А. Блок, М.И. Цветаева, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, А.Д. Сахаров, Б.С. Лихачёв. На пользу ребёнку пойдут советы не следовать слепо интеллектуальной моде, проверять расхожие оценки собственной продуманной позицией. Но самый эффективный способ положительного воздействия в этом направлении — совместный с ребёнком духовный рост, достижение в процессе общения, деятельности всё новых вершин в духовном развитии» (Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 282-283).

    «- В чем смысл жизни?
    Ответ, записанный следом, гласил:
    — Не знаю. Наверное, он откроется после Второго пришествия. Тогда нужно будет ответить перед Ним, сделал ли ты то, что тебе предназначено.
    — А что предназначено?
    Мой ответ был таков:
    — Помогать человечеству сохранить свои человеческие черты, идти, не сбиваясь, по своей дороге, не становясь роботами и не превращаясь в зверей.
    — Что нужно для этого делать конкретно?
    — Воспитывать детей, заниматься своим делом, «возделывать свой сад», как сказано у Вольтера» (Чайковская И. О смысле и бессмыслице жизни. Виктор Франкл).

    «Одна из закономерностей воспитания — зло и уродство пусть вытесняются красотой» (Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =