Аграфонов М.Ю. Общественно-политические и философские основания появления понятия «интеллигенция» в российском обществе

Существует ряд причин, которые, вероятно, привели к тому, что в российском обществе во второй половине XIX в. сложилось представление о существующей в социальной жизни особой «прослойк[и]» людей, которая получила название интеллигенция.

В основе одной из причин появления интеллигенции в России в качестве всеобъемлющего понятия было своеобразное восприятие российскими интеллектуалами собственной функции в процессе общественно-исторического развития. Этот тип восприятия, однако, как нам думается, не был «исконно русским», а явился своеобразным «заимствованием» с Запада. Его описание характерно своеобразным разделением общества на интеллектуальную элиту (интеллигенцию), власть и народ, что было характерно для отечественных исследователей как дореволюционного, так и советского периода, так и для некоторых западных учёных (Фуко М.). Например, говоря об интеллектуалах, М. Фуко фактически говорил об интеллектуальной элите, формально не принадлежавшей к «машине власти».

Следующая причина может быть сформулирована так — отсутствие личностной концепции в российском обществе на протяжении длительного периода его развития, не говоря уже о концепции «правовой личности», к разработкам которой обратились лишь в конце XIX в.

Анализ традиционных определений интеллигенции позволяет говорить об их надындивидуальном характере, за которым скрывается идеологизированный символизм высказываний, где нет места личности, растворяемой в потоке сознания говорящего.

Говоря об исследовании феномена социальных сверхколлективных институтов — образований как безличных, абстрактных субъектов социальных отношений и действий, замещающих в этой роли человека, делающих его своей персонификацией, своим орудием, подчиняющих его себе, а в ряде случаев и всецело порабощающих его, мы можем обратиться и к феномену интеллигенции.

Корни этого явления прячутся в глубинах русской истории. В России никогда не было той системы индивидуализма и собственничества, которая характерна для западной цивилизации, где идея личности была заложена в фаустовском покаянии.

На протяжении всей российской истории имел место деспотизм власти и преобладания общинного начала над индивидуальным. Это создавало не только своеобразный психологический настрой, но и определенный образ мыслей, выражавшийся в поступке, связанном с самоограничением.

В итоге сам интеллигент (интеллектуал) оказался частично отчужденным от своей ментальной независимости (в философском смысле): его разум, действия, помыслы стали принадлежать безличному социальному субъекту. Поэтому ещё одной причиной возникновения интеллигенции можно назвать особенности российского менталитета и дискурса.

Традиционная цивилизация характеризуется стремлением личности раствориться в целом, в некоторой слаборефлексирующей соборности, тогда как либеральная цивилизация выдвигает как главную ценность развитие личности, ее свободу.

Способность российской ментальности создавать абстрактные понятия на основе склонности к чувствам, нежели к рациональному объяснению действительности проявлялось в том, что надындивидуальное начало превалировало над единичным субъектом.

В рамках русского дискурса «истинность» российской интеллигенции заключалась в постулировании ее особого существования. Долгое время не было понимания того, что интеллигенция лежит не только в границах рационального рефлексивного акта. Отсутствие рефлексии в русском дискурсе, возможно, связано с тем, что в обществе никогда не было стабильности, принадлежавшей «высокоорганизованному западному индивиду», что создавало возможность для мифотворчества интеллектуальной элиты.

Философия ХIХ века, получившая развитие в России, дает нам примеры обращения к сверхличностным началам, способным объединить людей. Эти искания получили свое выражение в начале в идее Софии, Соборности, а позже — в философии всеединства.

Можно высказать мысль о том, что идея российской интеллигенции по своей сути имеет как минимум квазирелигиозную основу, вытекая из особенностей русского религиозного чувства и философских исканий.

Вероятно, интеллигенция есть некий, в том числе и религиозный символ, в который было вложено духовное значение, даже функции провидения, что было обусловлено, в том числе и развитием отечественной философской и общественной мысли. Российская интеллигенция берет свои истоки в христианской философии, в мифе, но мифе не только религиозном, но и общественно-политическом.

https://core.ac.uk/download/12086796.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × пять =