Алфимов В.М. Воспитание интеллигентности лицеистов

Интеллигенции всегда были присущи особая нравственная впечатлительность, особая ранимость, особая отзывчивость на общие социальные проблемы, образованность и разумность

Говоря о возможности и опыте воспитания интеллигентности в молодых людях, позвольте сделать некоторые общие замечания.

Прежде всего, хочу отметить существование более 300 определений понятия «интеллигентность». Это понятие в широкий обиход в 1866 году ввел русский писатель П. Боборыкин для обозначения людей, занимающихся умственным трудом. Тогда оно означало «высший образовательный слой общества», было наделено определенной исторической миссией. Эта миссия и сегодня понимается как беспокойство не только о личном, но и об общественном благе. Нельзя не согласиться с известным офтальмологом С. Федоровым, что интеллигенция — это интеллект, помноженный на нравственность.

В свою очередь, Д. Лихачев справедливо подчеркивал, что учебное заведение теряет полностью право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентности.

Важной посылкой в воспитании интеллигентности наших лицеистов выступает тезис о том, что духовность невозможно объяснить, но ее можно демонстрировать. Такая демонстрация и динамичных комплексов личностно ориентированных воспитательных мероприятий.

Среди таких воспитательных комплексов особое место занимает клуб «Интеллигент», который возглавляет народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого академического театра оперы и балета Вадим Писарев. Частыми гостями клуба являются выдающиеся люди Донбасса — Герои Украины, ученые, спортсмены, художники, звезды мирового балета, послы. Вымпел клуба «Интеллигент» водружен на горных вершинах Африки и Европы — Килиманджаро и Эльбрусе. На Эльбрус его доставила команда лицея вместе с альпинистами Донбасса в год 75-летия нашей области.

Мероприятия клуба «Интеллигент» создают в лицее периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, позволяют сохранять и приумножать его традиции. В результате коллективные переживания множатся, оттачивая известные естественные механизмы в воспитании как эффект заражения и эффект подражания.

Воспитание интеллигентности у лицеистов также происходит через использование метода «погружения в культуру». В лицее обучаются старшеклассники самых разных национальностей. И каждый имеет возможность изучать культуру своего народа. Например, дети греческой национальности изучают новогреческий язык, историю греков Приазовья и литературу Греции. Новогреческий язык им преподают члены общества греков и специально прибывший из Греции преподаватель. Для усовершенствования языка лицеисты имеют возможность учиться в летней школе Янинского университета, а затем поступить в Мариупольский государственный гуманитарный университет.

Если в учебном процессе лицеисты обязательно изучают два иностранных языка, то в клубе «Полиглот», который принят в семью евроклубов, каждый может изучать восемь языков. Языковая подготовка способствует развитию социальных навыков, межкультурного знания и компетенций, вырабатывает у школьников такое важное качество как толерантность.

Сегодня выпускников лицея можно встретить в 11 странах мира. Четырнадцать раз лицеисты завоевывали призовые места на международных олимпиадах, каждый второй (а это 950 человек) являются призерами и победителями областных, всеукраинских и международных олимпиад, конкурсов, турниров, каждый двадцатый стал ученым.

Будущую научную интеллигенцию сегодня воспитывают 60 профессоров и доцентов Донецкого национального университета, высококвалифицированный коллектив педагогов, среди которых 75 % носит высокое звание «Учитель-методист», а пять педагогов звание «Заслуженный учитель Украины» и «Заслуженный работник образования Украины».

Вместе с тем, следует отметить, что у педагогической и научной интеллигенции кроется колоссальный потенциал невостребованности. И у школьного учителя и у вузовского профессора накоплены мощные внутренние инновационные ресурсы, жаждущие своей реализации.

Однако для этого нужны соответствующие социально-политические условия. Среди этих условий — повышенный социальный статус в обществе, который бы не только декламировала, но и подтверждала власть, возможность беспрерывного повышения своего профессионального и культурного обогащения и т. д.

В царской России, например, интеллигенция получала заработную плату в среднем в 20 раз больше, чем рабочие. А иногда она доходила и до 4000 и более раз. Сегодня же мы наблюдаем, как экономические преобразования, рост конфликтов разных культур, смена ценностей приводят к утрате частью научной и педагогической интеллигенции аксиологических ориентиров, индивидуального самоутверждения, способствуют переходу на нижние ступени социальной пирамиды.

Не последнюю роль в этом процессе играют средства массовой информации. Создается впечатление, что телевидение и пресса пытаются сформировать у нас комплекс национальной неполноценности и национальной депрессии. Мощный поток пошлости и примитива щедро финансируется и поддерживается в телевизионных передачах, на радио и в газетах. Как может быть воспитана идея радости, национального самоуважения, если в прессе и на экранах телевизоров больше негатива, чем позитива. Это касается, в том числе, и образа донбассовца — жителя нашей многонациональной области, области, которая, кстати, является бесконфликтной и толерантной.

Надо признать, что не работает государственная программа «Учитель», научно-педагогическая интеллигенция поставлена на грань выживания. Помнится, что еще на ІІ Всеукраинском съезде педагогических работников звучало предложение приравнять учителя к государственному служащему, но это, как, впрочем, и многое другое, относящееся к повышению роли педагогической и научной интеллигенции в обществе, осталось неуслышанным.

Нетрудно предсказать, какова будет результативность нашего собирания, как и Всеукраинского форума интеллигенции, если не будет, как следствие, резко увеличено благосостояние учителей и вузовских профессоров. И при этом не на проценты, а в разы. В аудиториях должна, и немедленно, появиться современная компьютерная техника, дети должны полноценно питаться и должна быть упразднена система госзакупок в том виде, в котором она сегодня существует.

https://ru.osvita.ua/school/method/upbring/1993/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 × 2 =