Как относятся к интеллигентности наши современники?

Не знаю, кто является автором ресурса ХАРАКТЕР.net, но готов перед ним или ними снять шляпу уже за то, что среди добродетелей, востребованных современными москвичами назвали интеллигентность (хотя это не единственный повод для восхищения этими людьми. Зря они выступают инкогнито, их имена следовало бы золотыми буквами вписать в историю России). Если на базе разработанных ими рекомендаций создать иерархию добродетелей и на первое место поставить интеллигентность, можно получить именно тот вектор развития, который столь необходим современной России. Ведь нынешнему поколению молодежи суждено совершить самую грандиозную в человеческой истории революцию, — не с оружием в руках, а с планшетом, меняя не внешний мир человека, а внутренний. 

Олег Михайлов
2 сентября 2011

Как относятся к интеллигентности наши современники?: 1 комментарий

  1. «О народе, о его воспитанности и культуре справедливо судить по уровню интеллигентности миллионов простых людей. Сегодня он опустился ниже всякого приемлемого для ценящей себя страны уровня» (о. Николай Литургин «Что делать с тем, что происходит»).

    «… постсоветские студенты в массе своей воспринимают интеллигентность как привлекательную ценность и хотели бы приобщиться к интеллигенции (доля потенциальных «неинтеллигентов» около 10 %). Две трети опрошенных связывают с интеллигентским званием выполнение духовно-этических функций, и только 5 % разделяют интеллигентофобскую позицию» (Соколов А.В. Я хочу быть интеллигентом! — А я нет!).

    «Дело в том, что в числе самых почитаемых в народе всегда были праведники, их разум возвышался над обыденностью, суетностью мира. Нелепо было бы пытаться приписать интеллигентность Иоанну Кронштадтскому или митрополиту Петербургскому и Ладожскому Иоанну, сочетавшим народную искренность, сердечность с высочайшей духовной просвещенностью, исторической образованностью, проницательностью и разумностью. Казалось бы, таких людей и надо бы в первую очередь к когорте русских интеллигентов, но внутреннее чувство отвергает такую возможность. Это другое. Это выше всякой интеллигенции и интеллигентности. Интеллигенция бывает разной и переменчивой, а праведники на века» (Корольков А.А. Власть интеллигенции).

    «К словам «интеллигент», «интеллигентность» трудно подобрать синонимы: слишком они обрусели и слишком многое вмещают в себя. Тем необъяснимее негативная реакция на эти слова людей, казалось бы имеющих прямое отношение к интеллигенции. В полемике что только не проглянет: и солдафонский гнев, и плебейская патологическая ненависть, и снобистское презрение. Видимо люди, утверждающие, что на дух не переносят слово «интеллигент», сами глубоко чужды интеллигентности» (Якунина Г. Право быть собой).

    «В перестроечное и постперестроечное время в обстановке информационной свободы вновь расширяется поле концепта, в чем немалую роль сыграли такие интеллигенты, как А. Д. Сахаров или Д. С. Лихачев. И в условиях первоначального накопления капитала, усиления роли олигархов даже в разговорной речи постоянно употребляется «интеллигентность» в положительном смысле в противовес «неинтеллигентности» — голому, бессовестному расчету, наглому нажиму, меркантилизму» (Кирнозе З.И. Концепт «интеллигентность»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 + 9 =