Кому нужны рассуждения об интеллигентности?

Многие русские люди предрасположены впитывать качества, образующие комплекс интеллигентности. Но, как известно, для реализации предрасположенности необходимы соответствующие условия. Когда их нет, место, предназначенное, например, для патриотизма, может занять, тот же национализм в самом худшем проявлении. Если у ребенка нет возможности учиться хорошему, он все равно чему-то научится, в том числе, плохому.

В нынешнее время сознание молодых людей подвергается бомбардировке информацией, стимулирующей развитие потребительских качеств. Это увеличивает вероятность того, что в мировоззрении юношей и девушек навсегда займут место убеждения индивидуалистического и эгоистического характера, уничтожающие способности к совместной деятельности. Производство, на котором основные функции выполняются такими людьми, может быть успешным только в случае, если все технологические процессы на нем достигли очень высокого уровня организации. Но этого уровня нужно достичь. Каким образом, если организация любого современного процесса требует усилий большого числа специалистов, а мы к совместной деятельности не расположены? Выход один – капитуляция перед западными специалистами, добровольная работизация (от слова «раб», — сам придумал).

Ярким и весьма полезным примером проявления собственного и национального достоинства можно назвать слова Г.Г.Шпета:

«Мы входили в Европу исторической и этнографической загадкою. Таковы были и для себя. Мы всё могли получить от Европы уже в готовом виде, но чтобы не остаться в ней вещью, предметом познания, чтобы засвидетельствовать в себе также лицо, живой субъект, нам нужно было осознать и познать самих себя».

Завершая ответ на поставленный вопрос, резюмирую так: рассуждения об интеллигентности нужны тем, кто не хочет быть рабом и придатком. А тем, кому все равно, кому служить, лишь бы платили, они, естественно, могут показаться лишними.

Олег Михайлов
14 сентября 2011

Кому нужны рассуждения об интеллигентности?: 1 комментарий

  1. «Попытки создать нормативный образец интеллигента как творения культуры и ее творца мы находим в Библии, Коране и других энциклопедиях человеческого гения. Они позволяют увидеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных для культуры нравственно-эстетических качеств» (Ариарский М.А. Нравственные истоки российской интеллигентности).

    «Известно, что народ, который не хочет кормить свою армию, оказывается вынужденным кормить армию чужую. Аналогично — народ и власть, которые не хотят ценить свою интеллигенцию, оказываются вынужденными следовать чужому интеллекту, подчиняться чужим интересам. В равной мере и интеллигенция, которая не желает жить интересами своего Отечества, почитать его, благоговеть перед ним, теряет свою интеллигентность и пресмыкается в Отечестве чужом» (Карлов Н. В. Интеллигентна ли интеллигенция?).

    «Только настоящая интеллигентность как качество духа, приближающееся к святости, может затушить традиционные недуги русской интеллигенции, такие, как, например, осуждение с превозношением, заискивание перед властью или противоположное этому неуёмное её критиканство. <…> Необходимо понять, что настоящая интеллигентность не может быть противопоставляема святости – она как раз предполагает стремление к ней» (Cвященник Филипп П. Интеллигенция, интеллигентность, церковность, святость?).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × пять =