Проблема интеллигентности ярко представлена А.И. Солженициным, противопоставлявшим истинную образованность образованщине, считая главным критерием интеллигентности не умственный, а нравственный потенциал. В одноименной статье А. Солженицин пишет: «Если обвиняют нынешний рабочий класс, что он чрезмерно законопослушен, безразличен к духовной жизни, утонул в мещанской идеологии, весь ушел в материальные заботы, получение квартир, покупку безвкусной мебели (уж какую продают), в карты, домино, телевизоры и пьянку, то на много ли выше поднялась образованщина, даже и столичная?»[1].
Можно ли тогда решать задачу развития интеллигентности у людей, получающих образование, или можно констатировать заведомо, что образованность не прибавляет интеллигентности? Складывается впечатление, что в современном обществе понятия «интеллигент», «интеллигентность» забыты, становятся социальным атавизмом, а интерес к ним реанимируется только научным сообществом, в то время как понятия «лидер», «лидерство» широко внедряются в повседневные практики. Возникает вопрос, с чем это связано? Ответ кроется в предназначении, а, следовательно, возможностях. Если обратиться к предназначению интеллигенции, то ее миссию можно сформулировать поэтической метафорой — «глаголом жечь сердца людей». То есть, обращаться к разуму человека, его совести, чувству ответственности за то, что происходит с ним и его близкими, а это создает глубокий душевный дискомфорт и побуждает к необходимости совершения выбора.
Интеллигентность, рассматриваемая нами как заинтересованность и активная включенность в происходящее человека «с обязанностью к душевному труду, направленному на то, чтобы люди, общество, мир в целом становились культурнее, образованнее, одухотвореннее, гуманнее» [2], противостоит той ситуации, в которой человек находится. Интеллигент лишь обращает внимание на проблему, стремится прорваться, достучаться до здравого смысла тех, кто может и должен ее решать, но не навязывает своего решения. В этом принципиальная разница интеллигента и лидера. Даже в обращении к другому человеку интеллигент апеллирует к «я», а лидер — к «мы».
Лидерство, происходя от английского глагола «lead», что значит «вести», в полной мере соответствует своей этимологии. Лидер формирует видение, ставит цели, задачи, убеждая других, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем, если они будут делать так, как им предписывается. Поэтому лидер, обращающийся к решению проблемы и принимающий ответственность за другого, не вызывает у этого другого душевных затруднений, его позиция воспринимается без противоречий. Э. Фромм, анализируя данную тенденцию, определил ее природу в стремлении человека уйти от ответственности, переложить ее на другого(их), что с позиции интеллигента абсолютно не допустимо. Интеллигент не хочет, чтобы за ним следовали, ибо он не решает за другого, он не дает себе такого права, считая навязывание воли другому без его волеизъявления недопустимым, поэтому, конечно же, интеллигент неудобен в своих сомнениях и призывах к лучшим сторонам человеческой души. То, чего действительно хочет интеллигент, заключено в его миссии, стремлении к тому, чтобы люди не потеряли способность к сомнению, не поверили в собственную непогрешимость, не превратились в механистическую систему, лишенную сомнений в правильности того, что они делают. И интеллигент, и лидер постоянно находятся в поле системы окружения и информации, но если задача лидера заключена в соизмерении своих идей, планов, мыслей с окружающей реальностью, в умении выделять из непрерывного потока информации нужные сведения, распознавать полезные сигналы и трансформировать их в цели для других, то для интеллигента важна моральная сторона данного процесса.
По определению А.Ф. Лосева, интеллигентный человек — «прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен и не склонен аналитически вдумываться в свою интеллигентность. Интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания. …она есть та культурная атмосфера, которою дышат люди; и она есть простота, которая где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным» [3].
Обратившись к аксиологии М. Шелера, можно заметить, что философ различает ценности и их носителей, понимая под носителями — блага, вещи, личности, состояния вещей, в которых ценности проявляются и становятся действительными. Ценности — априорная сущностная закономерность, которая зиждется на фактах эмоционального созерцания, лежит вне компетенции логических изысканий и может демонстрироваться только в созерцании. В статье «Философское мировоззрение» М. Шелер предложил рассматривать личность, исходя из идеи субстанциализма, а не функционализма, определяя «Я» личности как место исполнения актов — осознание себя в акте внутреннего и в акте внешнего восприятия, когда «Я» человека выступает как носитель ценностей, а не только оценивающий субъект [4]. По мнению М. Шелера, порядок сердца строг, точен и объективен, обладая той же необходимостью и принудительной силой, что и положения дедуктивной логики [5].
Возможно ли, развивая личность в процессе образования, формировать ее эмоциональное восприятие себя и мира, отвечающее критерию интеллигентности? В поисках ответа обратимся к идеям М. Хайдеггера. М. Хайдеггер обосновал постулат о том, что человек немыслим без мира, с которым он соотносится, как и мир несводим к сознанию человека. По мнению М. Хайдеггера, мир повседневности есть вечная угроза всеобщего усреднения, отсутствия ответственности, когда все за все в ответе, все действуют и думают, но на деле — никто, поскольку «всякий похож на всякого». Речь в данном случае идет не о коллективном субъекте, а о модусе, стороне существования каждого — «здесь-бытия». Как отмечает М. Хайдеггер, «это совместное бытие настолько растворяет свое «здесь-бытие» в способе бытия «других», что «другие» еще больше исчезают в своей различности и выразительности. В этой неприметности и неуловимости разворачивается настоящая диктатура das Man» [6] как нечто неопределенно-личное.
Подлинность и неподлинность являются результатом выбора каждого человека. «Здесь-бытие» проявляется в трех возможностях. Прежде всего, это «падение» как полная поглощенность «здесь-бытия» миром, присутствующая в любом времени, обществе, поскольку наслаждающийся всеми благами культуры человек может действовать «как все», что ведет к потере собственного Я. Во-вторых, это «заброшенность», когда человек всем своим существом соотносится с миром, его настроение и чувства оказываются не состояниями сознания, а знаками того, что имеется в самом мире, поэтому они не субъективны, являются ключами ко всему «бытию-в-мире», открывая человеку то, что его бытие есть совокупность возможностей, и что выбирать среди них он должен сам. И, в-третьих, это «проект», который как раз и подразумевает этот выбор. «Здесь-бытие» понимает свои возможности, проектируя себя, забегая вперед самого себя. Это есть проявление подлинного существования.
Как же оно возможно? По мнению М. Хайдеггера, подлинное существование начинается с тревоги, когда распадаются привычные основания и мир ощущается чуждым и небезопасным, когда в человеке пробуждается ответственность за собственные деяния и осуществляется поворот к самому себе.
Как эти идеи можно применить к педагогической практике становления интеллигентности? Прежде всего, контакт педагога с личностью, обучающейся, не должен превратиться в повседневную рутину, за которой теряются лица людей, и разворачивается диктатура das Man. Путь к этому лежит через индивидуализацию подхода, позволяя избежать растворения каждого отдельного студента в общей массе. Следуя за тем, что чувства людей соотносятся с окружающим миром, требуется пробуждение и поддержание интереса к изучаемому, и без творчества, импровизации, эмоционального накала задача не решаема. Это требует от каждого участника взаимодействия поворота к самому себе, осознания собственной уникальности, постоянного проектирования себя и своей жизни, возможности ее предъявления.
М. Фуко определил техники понимания себя как заботу о своей душе, в отличие от техник подчинения, целью которых является «вписанность» человека в социум, «всеподнадзорность». Забота о душе, о духовности индивидуальна и уникальна для каждого. Она выражается не только в познании духовного, но и в реальном изменении, преображении человека в результате познания и самопознания. Забота о себе является образовательным способом активизации человека, находящегося в подлинном модусе бытия и стремящегося к социальному утверждению своего экзистенциального проекта. Именно принцип «озабочивания» собственным потенциалом есть стремление реального подтверждения и социальной значимости жизненного проекта. Забота как неуспокоенность достигнутым результатом, беспрестанное внимание к внутреннему и внешнему миру ориентирует на действенное, то есть продуктивное проживание собственной жизни.
По сути, забота о себе — это вариант самообразования, делание себя, то есть процесс, не предполагающий необходимость институционального вмешательства. Однако введение нового аспекта в современную систему образования практик заботы о себе может предоставить человеку возможность «пробовать» себя в различных ролях и перспективах в условиях постоянно меняющейся социальности. Техники заботы о себе создают возможность обнаружения подлинности, а их внедрение в современные образовательные практики способствует активизации побуждений к интеллигентности.
Таким образом, пробуждение подлинного существования составляет базовую тенденцию становления интеллигентности как процесса распознавания несовершенства «здесь-бытия» и искренней заинтересованности в его преобразовании, а становление такой особо ориентированной жизненной позиции, как интеллигентность можно расценивать как способ пробуждения человека к повороту к самому себе, благодаря которому проблема духовного совершенствования постоянно актуализируется и не застаревает. В этом качестве, интеллигентность не имеет массового характера и является продуктом индивидуального рода, имеющим по своему воздействию на социальные процессы общечеловеческий, универсальный смысл.
ПРИМЕЧАНИЯ:
-
- Солженицын А.И. Образованщина / А.И. Солженицын // Новый мир — 1991.-No5. _ с. 28.
- Иванкина Л.И. К вопросу о смысловой определенности интеллигентности /Л. И. Иванкина // Интеллигенция в изменяющемся обществе: социальный статус, облик, ценности, сценарии развития: Мат-лы VIII Междунар. науч. конф. (Байкальская встреча). Улан-Удэ, 2010. — С. 131.
- Лосев А.Ф. Об интеллигентности / А.Ф. Лосев // Дерзание духа. М., 1988.-С . 320.
- Шелер М. Философское мировоззрение / М. Шелер // Избранные произведения. М., 1994. — С. 13.
- Шелер М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. М., 1989. — С. 61.
- Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993. — С. 47-48.
https://core.ac.uk/reader/12086796