Ивашкевич А. Интеллигентность. Интеллигент — это кто?

Посредством знаков, символов, слов мы выражаем свои мысли, чувства, понимание ситуации для другого человека, отражаем отношения к другим людям и к обстоятельствам…

А насколько слова адекватно, точно, истинно всё это отображают в наших головах и своём звучании? Вот в чём главная проблема понимания друг друга и мира… Как глубоко и  мудро написал мыслитель-поэт Тютчев:

«Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.»
(«О понимании»  http://proza.ru/2017/11/03/1919;
«О понимании 2» http://proza.ru/2018/11/04/1863).

Что такое «интеллигентный человек», «интеллигенция»?

Не я первый и не я крайний, кто задумывается об этом. А зачем? А что не понятно? Ведь в любом словаре про это сказано… Нуда, сказано. А мне этого не достаточно для понимания! У каждого человека свой уровень «понимания». Так?

Я желаю знать и понимать так, чтобы  испытывать чувство полного удовлетворения…  Как хорошо известно: «Каждому своё» и понимание всего…

Понятие «интеллигент» в русской традиции имеет смысл не только «интеллектуалист» — в смысле умный, образованный и мыслящий, — но и включает в себя  особенности поведения, отношения к другим людям, животным, окружающей среде.

Интеллигентный человек не нахамит другому человеку, постарается не обидеть  его словом и делом, отнесётся с уважением и пониманием ко всем особенностям других людей, не станет судить, оценивать, поучать и лезть ему в душу. Так?

Интеллигентный человек  ведёт себя так, таким образом, чтобы не причинить вреда  и каких-либо затруднений другому человеку.

Истинный русский интеллигент верит во всё хорошее, порядочное, изначально чистое в каждом человеке. И именно эта вера  является основой  поведения, отношения интеллигента к другим. Так что глубокие знания о чём-либо конкретном, предметном и высокопрофессиональные умения сделать что-то для «настоящего» интеллигента в русском понимании не главное и не обязательны, но они, зачастую, именно у интеллигентов имеются в достаточной степени, поскольку и к себе они относятся  с большим уважением и стараются  обеспечить себя  всеми необходимыми знаниями и навыками. Поскольку без знаний человек, в принципе, не может понять других людей и окружающий мир и не навредить им существовать так, как они желают и могут…

Не количество знаний делает человека «интеллигентным», а понимание как не навредить людям и природе! Можно быть весьма умным и образованным человеком и даже талантливым, но, при этом, не быть «интеллигентным».

В русском понимании слово «интеллигентность» включает в себя и такие качества человека как порядочность, человечность, отзывчивость, эмпатия и другие положительные черты людей. В этом смысле Иисус был самым интеллигентным человеком. А вот всё знающий Мефистофель Гёте был абсолютно неинтеллигентен…

Непричинение зла словом и делом — вот  основной критерий и кредо интеллигентного человека.

Русский интеллигент это что-то вроде «малого праведника»…

И в «русском же мире» возникли такие понятия как «гнилой интеллигент», «вшивый интеллигент», «продажный интеллигент» и другие о характеристики с негативной коннотацией слова «интеллигент». И так говорят  не обязательно быдло и маргиналы… Достаточно вспомнить переписку Горького и Ленина (сентябрь 1919 года).

Настоящие, истинные интеллигенты всегда  мешали и мешают различным партийным функционерам навязывать свою идеологию «простому народу» или «широким массам». Интеллигенты  почти всегда были в оппозиции существующей власти. Но далеко не все оппозиционеры власти — интеллигенты! Такие стремятся выглядеть  и казаться как «интеллигентными людьми». Хотя, в своём подавляющем большинстве, это вовсе не интеллигенты, а такие же люди, что и во власти — им просто места там не хватило и они любыми средствами хотя[т] обрести власть… Лицемеры, негодяи, подлецы, подонки рядящиеся в одежды  «интеллигенции». Их средства и способы достижения своих личных корыстных целей — лицемери[е] и демагогия. Многие писатели, актёры, режиссёры, певцы и певички и др. так называемые,  «интеллигенты» зачастую имеют главную цель своей жизни — жить в своё удовольствие. Творческая работа — это лишь средство. А это уже, в принципе, не интеллигентно…  Настоящие интеллигенты «раньше думают о Родине, а потом о себе»! Таковых среди нашей сбежавшей на Запад «интеллигенции» нет по определению. Это обычные люди, стремящиеся к максимальному кайфу…  Прикрываясь одёжками «интеллигентности» они врут, лицемерят, предают, хамят, подличают, продаются… Мол, цель оправдывает средства!  Такие были, есть и будут во все времена. Только не надо их считать «интеллигентами» только из-за вида[] их деятельности. Это типичные псевдоинтеллигенты мимикрирующие под приличных людей. Это материализованное «как бы»…

Приведу также то, что обнаружил в Интернете про понятия «интеллигентность» и «интеллигенция». Конечно не всё. Но достаточно. Это же не академическое исследование, а просто мнение автора, выраженное в форме эссе.

Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным — преимущественно сложным и творческим — трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающихся высотой духовно-нравственных устремлений, обостренным чувством долга и чести. В другом значении просто лица умственного труда.

Первоисточником концепта «интеллигенция» можно считать греческое слово noesis — сознание, понимание в их высшей степени. Со временем греческий концепт породил в римской культуре слово intelligentia, которое несло смысловую нагрузку несколько иную, без тонкостей — хорошая степень понимания, сознания. Слово применил драматург-комик Теренций (190-159 гг. до н.э.). И уже позднее в латыни значение понятия трактовали как способность понимания (умственная, интеллектуальная способность).

В 1836 году  слово «интеллигенция» в своих дневниках использовал В.А. Жуковский, когда  писал о петербургском дворянстве, которое, по его мнению, «представляет всю русскую европейскую интеллигенцию». С.О. Шмидт считал, что это первое употребление данного термина [] в смысле  принадлежности обозначаемых им людей  к определенной социокультурной среде, европейской образованности, нравственному образу мысли и поведения. Таким образом,  Жуковский заложил конкретные представления о некой общественной группе под названием «интеллигенция».

«Первыми типично русскими интеллигентами» академик Д.С.Лихачёв считал дворян-вольнодумцев конца XVIII века, таких как Радищев и Новиков. В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы и из недворянских слоев общества («разночинцы»).

В 1860-е годы понятие  было переосмыслено и получило большее хождение в обществе посредством усилий русского журналиста, прозаика, критика и публициста П.Д. Боборыкина.

С тех пор началось широкое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре. В 1875 году П.Д.Боборыкин предложил это понятие и в философском значении  — «разумное постижение действительности». Это определение из статьи под названием «Русская интеллигенция», в которой автор представлял себе   интеллигенцию и в социальном смысле как «самый образованный слой общества».

Виталий Тепикин в своей книге «Интеллигенция: культурный контекст» (2008) выделяет «интеллигентов» как особую общественную группу и как чисто русский феномен. Он систематизировал взгляды различных мыслителей, ученых, писателей и сформулировал основные  признаки «интеллигентности»:

    • передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях;
    • активная умственная работа и непрерывное самообразование;
    • патриотизм, основанный на вере в свой народ и беззаветной, неисчерпаемой любви к малой и большой Родине;
    • творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество;
    • независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя;
      -критическое отношение к действующей власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма;
    • верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению;
    • неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой — и проявлению консерватизма.

https://proza.ru/2023/11/29/286

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × четыре =