Каминаров С. Что такое интеллигенция? Ответ интеллигента. Кодекс интеллигента

Определение

По происхождению от латинского intelligentis, означающего знающий, понимающий, разумный (Словарь иностранных слов. «Дуэт», «Комета», Спб, 1994) понятие интеллигенции не должно ограничиваться видом деятельности (умственный труд), перечнем профессий (врач, учитель, инженер) или характером труда (творческий). Это гении, маэстро, лауреаты всевозможных премий (в том числе научных, литературных, музыкальных, кинематографических и т.п.), известные учёные, писатели и композиторы мирового уровня, уважаемые люди планеты. И безусловно, большинство из них является высоко культурными людьми и интеллигентами. Но не все! В понятие интеллигента входит одна определяющая черта, которая не является бесплатным приложением к высоким достижениям в любой области человеческой деятельности. Пренебрежение этой мелкой деталью вносит путаницу в понятия, приводит к снижению социального статуса интеллигента.

Эту черту Антонио Грамши определил следующим образом. По его словам интеллигент «… даёт критическую оценку окружающей действительности, у него есть своё мировоззрение, свои моральные принципы, и, таким образом, он вносит свой вклад в укрепление или в изменение определённой мировоззренческой системы и принимает участие в выработке новых способов мышления… Он должен принимать активное участие в практической жизни как строитель, организатор, “постоянный агитатор”, а не только как мастер красноречия ради красноречия, ему должна быть чужда ограниченность абстрактно-математического мышления: от техники-труда он переходит к технике-науке и к гуманистическому пониманию истории, без которого он — только “специалист”…». Далее в этой же работе А. Грамши замечает, что «В традиционном, банальном смысле интеллигент — это писатель, философ, художник. Поэтому журналисты, которые считают себя писателями, философами, художниками, не сомневаются, что они являются “настоящими” интеллигентами».

К сожалению и до сих пор существует такая же путаница в определении интеллигенции, когда в нём теряется указание на её главную функцию, а отличием от других видов труда считается указание на умственный и творческий характер. Хочу ещё раз подчеркнуть: работники умственного и творческого труда являются мыслителями и творцами, но автоматически это не означает, что они являются и интеллигентами. Интеллигент не является синонимом мыслителя и творца. Нет смысла в дублировании одного и того же значения слова в другом термине. Тем более что это отличие чётко определено: интеллигент – это не обязательно работник умственного труда, но это человек, который «даёт критическую оценку окружающей действительности», «вносит свой вклад в укрепление или в изменение определённой мировоззренческой системы и принимает участие в выработке новых способов мышления», «ему должна быть чужда ограниченность абстрактно-математического мышления: от техники-труда он переходит к технике-науке и к гуманистическому пониманию истории».

Таким образом, интеллигентом является и рабочий и крестьянин, то есть любой человек, отличающийся глубоким пониманием действительности и выполняющий особую общественную функцию, о которой – ниже. Придерживаясь именно такого, содержательного определения интеллигенции, исследуем более внимательно социальную функцию и роль интеллигенции в обществе.

Долг и социальная функция интеллигента

Итак, долгом истинного интеллигента является его умение разбираться в сути происходящего (интеллигент – это прежде всего «понимающий»). Интеллигент, не понимающий сути, – это нонсенс (или не интеллигент). Заметьте, что гениальный исполнитель-виртуоз не обязан разбираться в политике. Академик, лауреат нобелевской премии может совсем не разбираться в искусстве. Это не делает ему чести, но и нисколько не умаляет его заслуги перед человечеством. Но всемирно известный музыкант виртуоз, смущённо разводящий руки на злободневный вопрос о народе (или о политике) остаётся всемирно уважаемым музыкальным гением, но не является интеллигентом. То же самое можно сказать о всемирно известном учёном: это интеллектуал, но является ли он интеллигентом, определяется не из характера его труда (умственного) или профессионализма, а из понимания им ключевых вопросов современности.

Социальная роль интеллигенции как авангарда народа – воспринимать и осваивать всё прогрессивное, пропагандировать это в народе, содействовать росту его культурного уровня. В советское время под нажимом властной элиты часть интеллигенции соглашалась пропагандировать идеологию большевизма (тем самым, переставая быть интеллигенцией – по определению), другая часть (диссиденты, правозащитники) – преследовалась.

Средством понимания может быть только достаточное количество истинной информации. Ложь и сокрытие информации – древняя традиция нашего общества. Коммунисты сделали всё возможное, чтобы затруднить понимание происходящего. В этом аспекте надо понимать, что любой монопольный источник информации является потенциальным распространителем лжи. Да и вообще, обнаружить ложь можно только путём сопоставления информации, полученной из разных источников. Поэтому наличие достаточного количества свободных источников информации – необходимое условие прогрессивного развития любого общества.

Пытаясь разобраться в каком-то вопросе, настоящий интеллигент не спешит с обнародованием собственного мнения: для того, чтобы разобраться, необходимо сопоставить информацию из разных источников – ведь сила интеллигента в опоре на правду, на истину! При отсутствии информации интеллигенту приходится молчать, он становится неспособным на оперативную реакцию, он теряет свою роль, значение в обществе. Этим пользуются любые силы, не заинтересованные в прогрессе общества. На это нацелено массовое засекречивание государственной деятельности, цензура, уничтожение независимых средств массовой информации.

Люди, готовые пользоваться неполной, непроверенной информацией, компрометируют имя интеллигенции. Как правило, они являются радикалами – носителями одностороннего (неполного) понимания, но готовые активно вмешиваться в происходящие в обществе процессы. Понятно, как они опасны в одни моменты, но могут быть и спасительны – в другие.

Интеллигент очень уважителен к чужой точке зрения – ведь это бесценный источник информации. Но каким бы ни был источник информации – для настоящего интеллигента «истина дороже».

Интеллигент – это обязательно самостоятельный мыслитель – штучная уникальная личность. Невозможно представить себе ряды и колонны интеллигентов. Интеллигенты никогда не могут сбиться в толпу. Настоящий интеллигент никогда не поддаётся «магнетизму» (или безумству) толпы, у него нет «стадного инстинкта». Интеллигенту чужда групповщина, он старается не ввязываться в служебные и политические интриги.

Чтобы получить право советовать и просвещать окружающих интеллигент постоянно проверяет истинность собственных представлений, многократно убеждается в своей правоте, всегда открыт конструктивной критике и продолжает самостоятельно учиться всю свою жизнь, оставаясь благодарным любым своим учителям, кто бы они ни были. Сколько вопросов надо задать самому себе и окружающим, чтобы найти истину и убедиться в её объективности! Истину надо выстрадать, докопаться до неё. Зато потом «хитрости» манипуляторов и лжецов становятся прозрачными.

Настоящий интеллигент всегда готов проиграть в споре, если убеждается, что его аргументы слабее. При этом он благодарен победителю за полезный урок. Для него важнее принципиальность, ради которой он может пожертвовать многим.

К сожалению, никогда и никто не может быть уверенным на 100 % в истинности располагаемой информации, в конструктивности занимаемой позиции. Кроме того, интеллигент – это всё-таки человек, а человеку, как известно, свойственно ошибаться. При обнаружении ошибки истинный интеллигент всегда извиняется за ненамеренную дезинформацию, корректирует свою позицию, с благодарностью принимает новую информацию. В условиях ограниченности доступной информации честью и долгом каждого интеллигента является стремление к взаимному обмену более менее достоверной информацией.

По приведённым примерам стандартного поведения интеллигента не трудно определить, является ли любой наблюдаемый человек интеллигентом или нет. Тем не менее, в обществе накопилось масса заблуждений, а вопросы на эту тему не прекращаются.

Типичные заблуждения в отношении к интеллигентам.

В советской и радикально коммунистической современной среде нередко распространено другое определение интеллигента, основными качествами которого являются продажность или безыдейность.

Вообще-то любой наёмный рабочий продаётся за деньги. И делает то, что приказывает работодатель. Среди писателей, журналистов, публицистов тоже нетрудно найти человека, которому можно заказать статью на любую тему. Почему профессионал (писатель, журналист или пренебрежительно: бумагомарака) не может выполнить свою работу за оплату? В представляемой заказной статье он не выражает свои собственные убеждения, да и не должен этого делать. Если же смысл заказной статьи противоречит его собственным убеждениям, он не обязан браться за выполнение заказа. Понятно, что согласно предлагаемому определению интеллигента, человек, предавший интересы собственного народа, обманувший его, не может считаться интеллигентом. Понятно также, что отсюда не следует, что все публицисты или журналисты – продажные твари и враги народа.

Часто задаваемые вопросы.

Советский строй плохо относился к интеллигенции, почему?

Сегодня, зная и понимая историю нашего недавнего прошлого, мы понимаем, что тоталитарный строй не мог не уничтожить свою интеллигенцию. В командно-казарменном социализме ей не было места. Ведь она плохо выполняет команды. Теперь нам понятно, почему. Потому что она живёт своим умом.

Наоборот, наёмные работники умственного труда, выполняющие заказ на манипуляцию сознанием, прекрасно уживаются с их хозяевами и имеют тенденцию к попаданию в правящую элиту. Следует отметить, что эта прослойка «умных и понимающих», сознательно предающих интересы своего народа и страны и по нашему определению теряющая право называться интеллигенций, составляет всегда крошечное меньшинство думающего населения.

Что означают слова Ленина «Интеллигенция – не мозг нации, а говно»?

Ленин, прекрасно понимая роль интеллигенции в обществе, не мог допустить свободу слова, и даже наличие интеллигенции при отсутствии свободы слова. И дело здесь не в «сопротивлении класса буржуазии» (многие специалисты умственного труда и представители буржуазии сознательно перешли на сторону большевиков, обманутые их лозунгами и лживыми обещаниями), а в изначально лживой и обманной стратегии Ленина по захвату власти и заведомой ставке на кровавое принуждение – диктатуру номенклатуры. В отношении к интеллигенции единодушны все узурпаторы, тираны, авторитарные и тоталитарные режимы. Для сравнения, по словам Адольфа Гитлера «Интеллигенция – это отбросы общества».

Очевидный обман и насилие большевиков не мог не вызвать справедливое возмущение всех разумных граждан страны и резкую критику большевистских властей. Ленин не только заранее пресёк и то и другое: напугал боязливых и уничтожил смелых. Его девизом (и соответственно стилем диктатуры пролетариата) стало не просто подавление протеста в обществе, а предупреждение протеста путём уничтожения не только протестующего контингента, но и всех сомневающихся, колеблющихся, а, в конце концов, всех самостоятельно думающих членов общества.

Такая тотальная профилактика общества (которую без большого преувеличения можно определить как культурную стерилизацию народа) до самого конца советской власти проявлялась в полном неприятии какой бы то ни было критики в свой адрес, соответственно в подавлении свободомыслия, преследовании диссидентов, глубокой цензуре, замалчивании или осуждении серьёзных научных работ и целых научных направлений, тотальном засекречивании всей «ненужной» народу информации, которая даже в малейшей степени способна вызвать размышления.

Часто доходило до полного абсурда. Малейшее замечание, искренне направленное на устранение очевидных недостатков, тормозящих развитие социалистической системы, воспринималось без всяких на то оснований как антипартийный выпад, что тут же объявлялось антинародной контрреволюционной деятельностью и каралось высокими и высшей мерами наказания. Недаром мемуары бывших политических заключённых полны упорной верой арестованных в «ошибке следствия», «путанице» в органах, надеждой, что скоро «разберутся».

Власть упорно в искренних соратниках видела врагов. Потому что эти соратники «посмели» самостоятельно размышлять, увидеть недостатки, пусть мелкие на первый раз. Однако такие люди в принципе (потенциально) уже были способны понять подлог и обман, на котором покоилась вся советская власть, а потому были опасны такой системе. Получилось, что советская власть не только в первые годы кровавого террора, но и на протяжении всего своего существования, постоянно отталкивала от себя творчески одарённых людей. Такая политика не могла не привести к позорному краху системы, основанной на человеконенавистничестве (по числу осуждённых людей, в последствие ставших гордостью человечества, Россия занимает первое место в мире).

Может быть, Ленин так резко ругал интеллигенцию, потому что сам относился к той части интеллигенции, которая прекрасно понимала, что своими действиями она идёт против интересов народа и Родины. Ведь «у кого много недостатков, тот легко находит их у других» (Адыгейская пословица). Патриотическая по своей природе интеллигенция несомненно мешала Ленину в осуществлении мировой революции, в которой народу России отводилась роль пушечного мяса, расходного материала, которым коммунисты решили пожертвовать ради «великой цели» насильственного осчастливливания человечества.

* * *

Роль и значение интеллигенции нисколько не изменились в наши дни. Интеллигенция как наиболее здравомыслящая часть общества всегда составляла, составляет и должна составлять принципиальную конструктивную оппозицию любой власти. Сегодня истинных интеллигентов можно найти в общественных некоммерческих и правозащитных организациях, в по-настоящему оппозиционных партиях, среди активистов гражданского общества. Именно они организуют и возглавляют те здравые патриотические силы общества, которые пытаются действовать в интересах народа против погрязшей в коррупции проворовавшейся бюрократической вертикали власти. Именно они являются главными врагами хунты временщиков, приватизировавших всю страну, именно против них приняты законы о партиях, о противодействии экстремизму. Именно их разгоняет дубинками ОМОН. Именно они являются жертвами политических расправ, составляют контингент политических заключённых современных пыточных российских тюрем и учреждений карательной психиатрии.

Однако «деградация государства начинается с травли интеллигенции» (Георгий Александров). История подтверждает ту элементарную истину, что процветают лишь страны, руководимые людьми честными, умными и грамотными (интеллигентами), а погибают под руководством лживых, вороватых и подлых.

http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=951

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × три =