Келеман Л.А. Интеллигентность как идеология универсальной моральной ответственности

Как известно, становление нового глобального пространства связано с формированием мирового человеческого сообщества. А поскольку человечество приобретает свое живое воплощение только в конкретном человеке, постольку основные параметры этого нового сообщества напрямую зависят от тех качеств, которыми обладает реальный, живой человек. И в этом смысле именно качества человека являются тем ресурсом, который и предопределяет содержание и вектор развития современного человечества.

Человек изначально вписан в существующий объективный мир, который детерминирует и с которым сопрягается положение каждого конкретного индивида. Отсюда следует, что основные качества человека также выступают продолжением и завершением объективности, из которой они вырастают и представляют собой своеобразный ответ на «бытийное вопрошение», связанное с правилами и нормами культуры, существующей системой ценностей, с определенными способами познания и формами опыта, задающих и регламентирующих качественную определенность человека. Не случайно в исторической ретроспективе качественная характеристика человека изменяется вместе с изменением исторически конкретных форм его жизнедеятельности.

Вместе с тем, на каждой новой ступени своего бытийного восхождения человеку приходится одновременно переосмысливать и свою сущность — пересматривать свои потребности, переосознавать свою новую «силу» над материальным миром для его дальнейшего развития и покорения.

Отсюда следует, что человеческие качества выступают своеобразными посредниками взаимоотношения мира и человека, которые не только фиксируют и отражают онтологический статус наличного общественного и персоналистического бытия человека, выступают постоянно актуализируемой стратегией дальнейшего индивидуального развития, но являются основой дальнейшего развития этих самих объективированных форм человеческого существования. А поскольку качества современного человека крайне разнообразны и противоречивы, постольку они потенциально содержат в себе системы ориентаций, предопределяющие различный вектор и ритм формирующегося глобального сообщества, в предельном выражении содержащие движение человечества к добру или злу [1].

Иными словами, качества человека могут иметь как «плодотворную ориентацию», основанную на личностном стремлении к творчеству, реализации своих сущностных сил, возможностей и способствующую его приобщению к общечеловеческому идеалу, расширяющему представление человека о самом себе, как части человечества, так и «неплодотворную ориентацию», направленную на эгоцентристское, потребительское восприятие ценностей, стяжательство, ведущих к дезорганизации социальных взаимодействий, агрессии, росту конфликтов.

Это значит, что становление мировой общности может быть представлено как нелинейная ситуация прямой и обратной связи, возникающей в результате преобладания тех или иных конкретных человеческих качеств, инициирующих тот или иной путь развития.

Задача состоит в том, чтобы выявить те качества человека, которые содержат в себе основание для трансформации существующей системы ценностных приоритетов жизнедеятельности отдельных индивидов в направлении их интернациональной ориентированности.

Нам представляется, что качеством, представляющим собой своеобразную квинтэссенцию всего, что имеет значение для человека и человечества (Печчеи) является качество интеллигентности. Наше утверждение строится на том, что, основу интеллигентности, как свидетельствуют многочисленные авторы, составляет признание человека в качестве высшей ценности. Это значит, что интеллигентность содержит в себе в качестве смыслообразующих ценности, центрирующиеся вокруг идеи самоценности человека и концентрирующие в себе все срезы человеческого бытия, что наделяет интеллигентность универсальным смыслом.

При этом не только реализуется одно из общепризнанных положений о том, что человек становится собственно человеком только тогда, когда другой человек осознается как его подобие, и принимается как его продолжение, но и создается уникальная ситуация помогающая человеку осознать себя носителем единых, фундаментальных ценностей, и наполнить человечество смыслом каждого отдельного человека. Только в результате подобного смыслового наложения и может быть достигнута гармония всех интересов, в которой каждый человек, отказавшись от притязаний на исключительность, займет свое достойное место в едином общечеловеческом сообществе.

Вместе с тем, осознание себя главной причиной не только собственной жизни, но и жизни всего человечества предполагает наличие не просто внешней рассудочной отстраненности познания проблем современного человечества, а внутреннюю сострадательную участность: чувство сопричастности и боли, что возлагает на индивида особую ответственность за собственное самоопределение.

Признание ответственности за свои убеждения и за свое поведение порождает, в свою очередь, возможность совмещения безусловной принципиальности в отстаивании своих убеждений и решительной неприязни ко всякой беспринципности со столь же принципиальной толерантностью, терпимостью к взглядам «другого», как бы они ни отличались от собственных.

Из этого корня вырастают не только такие проявления интеллигентности, как тактичность, деликатность в полемике со сторонниками иных взглядов, но и возможность менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. В последнем Д.С. Лихачев усматривал проявление интеллектуальной свободы, приобретающей смысл и значение нравственной категории. Свобода не как возможность делать все, что угодно, ни за что, не отвечая, а свобода внутренняя, которая строится на комплексе моральных и нравственных ограничений, и чем свободнее хочет себя чувствовать в нравственном смысле человек, тем строже он к себе относится. «Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли» [2].

Интеллигентность, таким образом, включает в себя индивидуальное начало, но отрефлексированное через призму общечеловеческого. Непосредственная ценность каждого индивида рассматривается через отношение к другому человеку. Это подчинение индивидуального начала сверхличностному составляет ту сущность интеллигентности, которая противопоставляет ее всякому индивидуализму, отвергающему все, что находится за пределами интересов замкнутого в себе эгоцентрического «Я».

Вместе с тем мы хотели бы отметить, что, во-первых, реализация качества интеллигентности, как и любого другого качества, на уровне конкретных индивидов представляет собой процесс «переживания» и «проживания» отдельным человеком, и в этом смысле оно всегда опосредовано индивидуальными особенностями психической организации индивида.

Во-вторых, свойства, характеризующие интеллигентность, по-разному воспринимались (и воспринимаются) в контексте историкокультурного развития человечества. Это касается и сострадательности, и совестливости, которые могут проявляться и как «призыв к заботе», и как реальная забота, как в форме осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний.

Поэтому, подчеркивая специфику их интеллигентского понимания, как правило, указывается на то, что данные свойства рассматриваются не только как способности человеческого духа познавать этические ценности, но и как механизмы «научения» человека нравственности, исходящие из его собственной природы [3]. Это значит, что интеллигент может обладать индивидуальными чертами, достоинствами и недостатками.

Но значение интеллигентности как раз и состоит в том, что оно объединяет непохожих друг на друга людей на основе принятия ими единой идеи универсальной моральной ответственности, определяющей смысл их жизни. В этом контексте интеллигентность имеет особый смысл. Это способ противодействия замыканию человека на гонке за собственной выгодой и размыкания для развития духа, концептуально содержащий ориентацию на высшую ценность и значимость другого и стремление максимально приблизиться к нему в реальной жизни, что и позволяет рассматривать интеллигентность как идеологию универсальной моральной ответственности.

Литература:

  1. Грузков В.Н. Время выбора: между добром и злом // Вестник СГПИ.-2011.- № 15.
  2. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир. — 1993. — № 2.
  3. Келеман Л.А. Философия интеллигентности. — Ставрополь: СГУ.- 2006.

http://cyberleninka.ru/article/n/intelligentnost-kak-ideologiya-universalnoy-moralnoy-otvetstvennosti#ixzz3z1FIAdUh

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 − десять =