Мощный мультикультурный вызов в форме глобализационного импульса срезонировал во всех доменах социальной стратификации, в том числе ощутимо сказавшись на механизмах самонастройки отечественных лидеров духовного производства, пытающихся окропить смыслом свое существование в России и саму Россию.
Значимым признаком интеллигентного человека сегодня является активный бойкот «узурпаторов 2012» власти. Когда всякая их поддержка автоматически исключает человека из числа интеллигентов независимо от социального статуса или личного вклада в национальную культуру (С. Говорухин и Ко). Конечно, можно поспорить с Д. Лихачевым, утверждавшим, что «невозможно прикинуться интеллигентным», но в любом случае интеллигент всегда личность высокой степени внутреннего одиночества. Представить себе партию или движение интеллигенции практически невозможно. Настоящий интеллигент вряд ли признает вслух, что он интеллигент (это было бы слишком неинтеллигентно), но и не будет яростно открещиваться от этого «статуса». Ведь интеллигенция, по Н. Бердяеву, часть человечества, в которой индивидуальная сторона человеческого духа победила групповую ограниченность.
Интеллигент не может быть угрозой никакой ответственной власти, поскольку властолюбие и желание сломать существующий строй силой в принципе не совместимо с интеллигентностью. Поэтому и формы протеста такие «наивные»: народные гуляния, беседы с писателями, уличные встречи с депутатами.
Есть ли у интеллигентов какая-то миссия в сегодняшней России? Ведь «добро должно быть с кулаками». Возможно, только одна: попытаться сохранить страну, понимая при этом, что кроме них это по большому ! счету никому не нужно, поэтому их не слушают, не слышат и не замечают. Участникам протестных акций требовать к себе уважения от власти привлекательно, но бесперспективно. Формулировать и выкрикивать проблемы, напоминать о смысле существования страны, рафинировать мораль в светском и политическом смыслах, сопротивляться насилию, ратовать за равенство закона для всех, за укрепление рамок свободы внешней и невмешательство государства во внутреннюю свободу граждан — вот приемлемая политическая программа для интеллигента. Да, можно прослыть смешным и инфантильным мечтателем. Но только инфантильные идеалы отчасти спасают нас от грязи и пошлости мира.
Согласимся — одним из центральных мотивов народа при выборе Путина на «пожизненное» правление в марте 2012 г. было восприятие его как национального лидера, радеющего за народ. Последний, в свою очередь, бессознательно, но страстно брезгует общения с представителями чуждого ему по сути менталитета, для которых способность понимать, ценить и учитывать больше того, что ему выгодно. По наблюдению П. Струве, идейной формой русской интеллигенции является её отщепенство, её отчуждение от государства и враждебность ему. А словарь Ушакова закрепляет: интеллигент — человек, социальное поведение которого характеризуется безволием, колебаниями, сомнениями.
Три основных социальных репрезентанта составляют каркас современного социума: «народ — новые мещане — интеллигенция». Из них рекрутируется как оплот, так и оппозиция власти. Где народ — простолюдины, «не носящие пиджаки»; интеллигенция — аристократы духа, «честь имеющие»; новые мещане — крайне полиморфная общность (без негативной коннотации), включающая представителей многих сословных групп, ставящих социальное благополучие на верхнюю ступеньку жизненной иерархии, в силу этого «социальная мимикрия» является ведущим способом общественной адаптации.
Последние интеллектуально ленивы, уверены, что смысл жизни заключается в удовольствиях и развлечениях, а работа является лишь средством к добыванию денег и славы. По мнению Ортега-и-Гассета, подобного «человека массы» характеризуют: «врожденная, глубокая уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений», поэтому «заурядный человек проникнут ощущением победы и власти… ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство это ведет к тому, что он не признает никакого авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается». Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит заговорить с ним о чём-нибудь несъедобным, например, о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти — замечал А. Чехов. Ортега-и-Гассет сравнивает такое поведение и образ мышления с поведением и мышлением «избалованного ребенка» или варвара, дикаря. Когда доминируют: индивидуализм; склонность к наживе, накопительству; примитивизм морали и этики; уверенность в абсолютной правильности своего образа жизни и системы ценностей и, соответственно, нетерпимость к иным жизненным целям и устремлениям. Мещанская аксиологическая рамка, не вмещающая высоких стремлений, сводящаяся к устройству собственного быта, жизнь без «штурма неба» и высоких целей, стали еще одной точкой, отталкиваясь от которой калибруется интеллигенция.
Без «гнилой» интеллигенции всё остальное загнивает. Она есть духовная диаспора, сообщество «паразитов», вырабатывающих культуру, где три поколения отделяют наготу от голытьбы. Хотя и у выродков бывает хорошая наследственность.
В свою очередь, у народа ненависть к интеллигенции выше корысти. Выразитель народных чаяний Л. Толстой сетовал, «мужик думает своим умом о том, о чём ему нужно думать, интеллигент же думает чужим умом и о том, о чём ему совсем не нужно думать».
Извечный парадокс — интеллигенция победившая хуже интеллигенции проигравшей. Ее путь заканчивается в тот самый момент, когда из культурной элиты она выкукливается в политический бомонд или, еще хуже, в истеблишмент. В России вожди уничтожали интеллигенцию физически, генсеки — морально, рынок — материально.
Интеллигенция должна быть голодной, «не у дел», ибо на «месте под солнцем» неизбывно выцветает «кумач нации». Ее путь — инакомыслие, которое хорошо как оружие в борьбе за власть. Но когда власть завоёвана, интеллигенцию надобно в тираж, ибо власть зиждется на единомыслии, а не инакомыслии. У культуры никогда не будет власти, а у власти — культуры.
«Нравственное чувство есть в сознании каждого, и поэтому нет ничего страшного, когда забывают бога. А где это нравственное чувство? Его у меня нет. Или говорят: «У каждого в глазах своя звезда». А вот у меня ни одной звезды, ни в одном глазу». После слов диссиденствующего интеллигента В. Ерофеева, кажется, миссия невыполнима…