В последнее время в науке произошло очень важное событие: сформировалось интеллигентоведение как самостоятельная научная дисциплина. Это стало результатом огромной исследовательской работы сразу в двух направлениях: в изучении истории отечественной интеллигенции, ее возникновения и деятельности в различных сферах, места и роли интеллигенции в современной России и исследовании интеллектуальной истории в целом — истории интеллектуальной мысли и интеллектуалов. Интеллигентоведение — это не какое-нибудь механическое эклектичное соединение различных социальных и гуманитарных дисциплин, а именно самостоятельная междисциплинарная отрасль науки со своими специфическими целями и задачами. В современной науке все активнее проявляются интеграционные процессы, усиливается взаимосвязь различных отраслей науки. Это в полной мере относится и к интеллигентоведению. Оно находится на стыке нескольких гуманитарных и социальных дисциплин — истории, культурологии, истории культуры, философии, искусствоведения, социологии, политологии и других, но не растворяется в них, а остается самостоятельной наукой. Все другие социогуманитарные науки нацелены на исследование какой-либо одной части человеческого общества: культурология исследует культуру, политология — политику, социология — различные общности и т.д. В отличие от них, интеллигентоведение изучает самих «творцов» человеческого общества, т.е. тех, кто непосредственно создает его достижения в различных сферах — культуре и искусстве, науке, педагогике, политике, экономике и др. Поэтому представляется актуальным и необходимым исследовать специфические особенности интеллигентоведения как особой отрасли науки.
Интеллигентоведение, как и любая наука, состоит из трех неразрывно связанных элементов: 1) ученых; 2) научных знаний и теорий; 3) научных учреждений. Из последних особо отметим активно и успешно функционирующий при Ивановском государственном университете Научно-исследовательский институт интеллигентоведения [Меметов 2014].
Очень важно, что интеллигентоведение как самостоятельная отрасль науки имеет свой конкретный объект исследования. Это основные закономерности, этапы и особенности возникновения, формирования и развития интеллигенции и интеллектуалов в различные исторические периоды, в различных регионах и сферах жизни; роль и место мировой и отечественной интеллигенции и интеллектуалов в процессе исторического развития своих стран; функции интеллигенции и интеллектуалов и их отрядов; мировоззренческие и нравственные принципы интеллигенции и интеллектуалов; социально-политическое и культурологическое измерение интеллигенции и интеллектуалов; особенности духовного мира интеллигенции и интеллектуалов; биографический анализ интеллигентов и интеллектуалов; характеристика терминов «интеллигенция», «интеллектуалы», «креативный класс» и их соотношение; осмысление феномена и специфики интеллигенции и интеллектуалов как социального явления и социального слоя (группы) общества; основные закономерности историко-культурного взаимодействия интеллигенции и интеллектуалов с другими социальными слоями и группами человеческого общества; изучение интеллигентосферы; история интеллектуальной мысли в России и за рубежом; взаимоотношения российской интеллигенции и интеллектуалов с западными и восточными интеллектуальными традициями; связь интеллигентоведения с другими отраслями гуманитарного и социального знания. Интеллигентоведение также изучает особенности становления и развития интеллигентоведения как науки в России и других странах; методы и способы интеллигентоведческих исследований; главные идеи, достижения и проблемы интеллигентоведения на всем протяжении его развития; основные историографические оценки процесса развития интеллигентоведения как науки в междисциплинарном исследовательском поле. Интеллигентоведов интересует, как обозначаются позиции и характер поведения современных российских интеллигентов и интеллектуалов в условиях глобального информационного пространства, а также футурология интеллигенции и интеллектуалов.
Необходимо отметить, что интеллигентоведение последнего времени анализируется через синтез и особенности двух интеллигентоведческих категорий и понятий — «интеллигенция» и «интеллектуалы». Интеллектный слой в современном интеллигентоведении включает в себя понятие не только «интеллигенция», но и «интеллектуалы». К интеллектному слою общества относят: 1) людей с высоко развитым интеллектом; 2) представителей интеллектуального труда; 3) представителей социального слоя интеллигенции; 4) представителей умственной элиты общества; 5) представителей гуманитарной элиты общества[1]. Возникает вопрос о соотношении понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы». На наш взгляд, они отличаются друг от друга прежде всего по их общественной роли. Интеллигенция, особенно в России, всегда претендовала на особую ведущую роль в жизни всего общества, стремясь быть выразителем его интересов. Интеллектуалы, как правило, функционируют в своей конкретной интеллектуальной профессиональной деятельности. То есть, с функциональной точки зрения «интеллигенция» — это более широкое понятие, а «интеллектуалы» — более узкое, конкретное. Подобный же подход необходим и при анализе соотношения понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы» с понятием «креативный класс». Тут все зависит от критериев, по которым мы выделяем эти понятия. Например, в современной России креативный класс часто не включает в себя такие массовые отряды интеллигенции, как инженерно-технические работники, учителя, врачи. Поэтому искать общее в этих понятиях можно только с функциональной точки зрения.
Интеллигентоведение, как и другие гуманитарные науки, всегда в какой-то мере связано с идеологией — системой светских или религиозных ценностных предпочтений, отражающих общественные интересы и помогающих народу, классу, человеку выживать и формировать ключевые целевые программы развития общества. На наш взгляд, нельзя настаивать на полной «деидеологизации» интеллигентоведения якобы в целях усиления его объективности. Ведь человек, общество — это не только объективное явление, но и явление, содержащее в себе субъективную реальность и имеющее свои особые интересы, благодаря чему социум способен превращаться в творческо-преобразовательную силу и подниматься вверх по лестнице прогресса. Наиболее тесно связаны с идеологией именно интеллигенция и интеллектуалы, которые в силу своего положения вырабатывают и выражают интересы различных, в т.ч. и противоположных, общественных сил и классов, а также, обладая возможностями идеологического и культурного влияния на общество, во многом формируют общественное мнение.
Объективная дифференциация наук является основанием для их классификации. На наш взгляд, интеллигентоведение относится одновременно и к фундаментальным, и к прикладным наукам. С одной стороны, оно изучает теоретические вопросы, связанные с возникновением и деятельностью интеллигенции, интеллектуальной историей. С другой стороны, интеллигентоведение направлено и на решение конкретных нужд современного российского общества — повышение культурного и социального уровня населения, улучшение материального положения интеллигенции и интеллектуалов. В этом дуализме интеллигентоведения кроется одна из его главных особенностей и преимуществ как одновременно и теоретической, и практической отрасли науки.
Как и любая другая наука, интеллигентоведение имеет свою методологию, т.е. систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Исследование интеллигенции и интеллектуалов предполагает использование соответствующего методологического аппарата, который проистекает из специфики изучаемого объекта и касается, с одной стороны, анализа самой интеллигенции, интеллектуалов и их деятельности, а с другой — он связан со спецификой интеллигенции и интеллектуалов как социального явления и социального слоя общества. Поскольку интеллигентоведение находится на стыке гуманитарных и социальных отраслей науки, то для его методологий характерны очень большое разнообразие, противоречивость и сильный субъективизм. Поэтому разработка интеллигентоведческой методологии активно продолжается [Кураев 2017].
Основная функция науки — выработка объективных знаний о мире. Исходя из законов интеллигентоведения, можно сформулировать общие закономерности развития этой науки: это 1) определяющая роль в ее развитии социальной практики, практических потребностей общества; 2) зависимость научного творчества от социально-экономических условий бытия и уровня развития культуры тех или иных народов; 3) сочетание и чередование в процессе развития интеллигентоведения эволюционных и революционных периодов; 4) противоречивый характер влияния научно-технического прогресса и его социальных последствий на интеллигентоведение; 5) интернационализация и глобализация интеллигентоведения и его достижений.
Подведем итоги. Интеллигентоведение — это самостоятельная междисциплинарная отрасль науки, имеющая свои специфические особенности. Она тесно связана с другими социальными и гуманитарными дисциплинами, но от этого не теряет свою самостоятельность и значимость. Конкретный объект исследования интеллигентоведения — все вопросы, связанные с интеллигенцией и интеллектуалами. Интеллигентоведение относится одновременно и к фундаментальным, и к прикладным наукам, что является одним из его преимуществ. Интеллигентоведению присуще многообразие методов исследования — системные и более узкие, макро- и микроподходы. Интеллигентоведение как самостоятельная часть науки имеет свои законы и общие закономерности развития. Поэтому необходимо и дальше активно развивать интеллигентоведение как новую, молодую, но очень важную и перспективную отрасль научного знания.
_____________________
1. Социологический энциклопедический словарь. 1998. М.: ИГ ИНФРА; М-НОРМА. С. 106.
Список литературы
-
- Кураев А.Н. 2017. О специфике и особенностях подходов к интеллигентоведению. — Интеллигенция и мир: Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. Иваново. № 1. С. 9-24.
- Меметов В.С. 2014. К итогам 25-летия МЦ и НИИ интеллигентоведения. — Интеллигентоведение: теория, методология, и социокультурная практика: материалы XXV Международной научно-теоретической конференции. Иваново: ИвГУ. С. 6-9.
- KURAEV Aleksei Nikolaevich, Dr.Sci. (Hist.), Professor of the Chair of Public Processes, Mass Media and Advertising Technologies, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack University) (73 Zemlyanoj Val St, Moscow, 109004, Russia; cool.kuraev@mail.ru)
https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-intelligentovedeniya-v-sisteme-sotsialnyh-i-gumanitarnyh-nauk