Макогонова В.В. Интеллигентность как эстетическая категория

Для того, кто добросовестно желает включиться в работу по рассмотрению круга вопросов, связанных с изучением феномена интеллигенции, существующая на сегодняшний день исследовательская традиция предстает «пугающе» богатой. Чрезвычайно интересными и методологически важными представляются попытки построения формулы интеллигентности. Трудно не согласиться с теми, кто понимает интеллигентность как исходное ключевое понятие, раскрыв содержание которого можно определить сущность интеллигенции.

В качестве отправной точки для размышлений принимается формула интеллигентности, предложенная А.В. Соколовым. Формула выглядит так: I = [C& V] kT. Где I – интеллигентность; C – образованность и креативность, что составляет интеллектуальную постоянную; V – этическая переменная; kT – коэффициент исторического времени, принимающий различные значения в зависимости от поколения интеллигенции. Таким образом, интеллигентность – «интегральное качество личности, включающее на уровне, соответствующем определенному поколению интеллигенции, образованность, креативность, индивидуальное или субкультурное этическое самоопределение» [2. с.64] .

Итак, формула интеллигентности есть. Интеллигент – это человек, обладающий качеством интеллигентности. Интеллигенция – множество (социальная группа) интеллигентов. То есть интеллигенция – это группа людей, обладающих качеством интеллигентности. Означает ли это, что свою интеллигентность и свою принадлежность к интеллигенции человек воспринимает как нечто абсолютно взаимосвязанное? Почему достаточно свободно, часто даже с вызовом, человек может публично отречься от своей принадлежности к интеллигенции как социальной группе (по этическим, политическим мотивам). Но этот же человек не захочет отречься, тем более публично, от себя как обладателя интеллигентности. Почему другой человек с легкостью признает себя представителем интеллигенции, но постесняется сам себя назвать интеллигентным?

Вероятно, дело в том, что в приведенной выше формуле кроме интеллектуальной константы есть этическая переменная и исторический коэффициент. Они и определяют нетождественность утверждений « я – интеллигентный человек» и «я – представитель интеллигенции».

Можно ли отыскать некоторую константу, такую, чтобы все составляющие формулы интеллигентности выступали в качестве производных от этой константы? Автор данного сообщения предлагает связать поиски общего знаменателя, который может объединить в рамках единого все многообразие культурно-исторических форм, в которых проявила себя интеллигенция, с категорией эстетического.

Сама эта категория неоднозначна, что связано с имеющимися разногласиями в понимании сути эстетики. Если отождествлять эстетику в первую очередь, с философией искусства, то категории эстетическое и художественное сводятся друг к другу. Существует более широкое понимание эстетики. «Эстетика – это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, переживает состояние духовного наслаждения, гармонию с Универсумом. Эстетическое – это совокупность человеческих взаимодействий и отношений с миром, нацеленных на достижение гармонии с ним» [1; с.157].

В контексте обозначенной проблемы ключевым понятием представляется «неутилитарное отношение к действительности». Тогда все составляющие указанной выше формулы – производные от эстетического.

«Неутилитарность» C (интеллектуальной константы: образованность, широкий общекультурный кругозор) – это своего рода «жажда подлинности» (по Хайдеггеру), стремление быть самим собой, а не просто продуктом своего образования или своей среды. Отсюда креативность как интеллектуальная независимость, свободомыслие.

«Неутилитарность» – постоянный элемент этической переменной (V). Альтруистическая направленность, предполагающая ощущение личной ответственности за благосостояние других людей. Ориентация не на самосохранение, а на растрачивание, дарение себя другим.

«Неутилитарное отношения к действительности» может выступать принципом, объединяющим различные поколения интеллигенции, каждое из которых характеризуется типичным для себя социально–психологическим складом.

На основании вышесказанного автор данного сообщения обозначает интеллигентность как эстетическую категорию.

Источники и литература

  1. Бычков В.В. Эстетика – М.,2002.
  2. Соколов А.В. Формула интеллигентности //Вопр.философии, 2005, с.57 – 67.

http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/35721/69-Makogonova.pdf?sequence=1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пятнадцать − четырнадцать =