Оксентюк Н.В. Воспроизводство интеллигенции в контексте гуманизации образования

Проблемы поиска ценностных ориентиров, воспитательного идеала, новых тенденций в образовании – одни из ключевых в условиях создания государства в Украине.

Гуманитаризация содержания на всех уровнях образования является проявлением нового мышления мирового соавторства относительно глобальных проблем развития человечества. Она предусматривает усиленное внимание к личности в целом, создание наибольшего содействия развитию всех ее способностей и качеств.

Реформа школы должна быть основана на установлении в преподавании связи между знаниями и человеческими ценностями. Наличие ценностей является проявлением небезразличия человека в отношении к миру, которое возникает из значимости разных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни. [1] Механизм образования должен перейти в институт культуры, который способен формировать не только образованных, но полноценно-культурных людей, интеллигентных личностей.

Проблема формирования такого духовного качества, как интеллигентность является необходимой, но одной из самых тяжелых педагогических проблем.

Интеллигенция сформируется по мере осуществления программы гуманитаризации школы. Этот процесс делает интеллигентность осознанным качеством молодого человека, который понимает ее значение в жизни человечества на нынешнем этапе его исторического развития.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса – переход от педагогики давления на личность (отрицает обще-гуманистическую ценность свободы как возможность самоактуализации творчества) к личностно-ориентированной педагогике (абсолютное значение предоставляет личной свободе и умению индивида прогнозировать и контролировать свою деятельность, поступки, личную жизнь), утверждению гуманных отношений между участниками педагогического взаимодействия.[2] При этом основная функция гуманистического обучения — формирование развитой личности с высоким уровнем интеллекта и высокими общественно-значимыми целями и идеалами.

Современное образование должно создавать условия для воспитания человека демократического мировоззрения, который уважает права и свободы культуру и традиции других, ориентируется в реалиях и перспективах общественного развитии, то есть интеллигента.

Интеллигентность допускает овладение тем кругом знаний, которые выходят далеко за пределы эрудиции специалиста, которые нужны для получения основанного на данных современной науки понимания мира и своего места в мире, понимание закономерностей, которые определяют взаимоотношения человека и человека, человека и общества, человека и природы. Этот круг проблем и составляет суть гуманитарного знания в широком значении данного понятия.

Гуманитарное знание должно стать базовым для формирования осознанного мировоззрения студента как теоретического фундамента интеллигентности, ибо такое мировоззрение преодолевает эгоистичный эгоцентризм жизненных позиций молодого человека, открывая его сознанию значения между человеческих контактов, общения людей, что обеспечивает единство человечества, а вместе с ним – живое единство человечества и природы.

Суть гуманитарности — в обеспечении человека теми знаниями, которые необходимы каждому не профессионально, а экзистенционально, то есть способны направлять всю его жизнедеятельность, социальную активность, общение с другими людьми в интересах человека не как индивида, и не как социально-этнической или половозрастной группы, а в интересах человечества. Именно такое знание может стать в наше время гносеологическим фундаментом интеллигентности, в отличие от специализированной научной информации, что определяет уровень профессиональной компетентности специалиста.

Суть гуманитаризации всех учебных программ в том, чтобы преподавание каждой дисциплины содержало нравственный смысл, то есть было обращено к человеку как центру мироздания, а не описывало ее содержание абстрагировано от его реального отношения к человеческому бытию.

Приоритетная роль в гуманитаризации школы – языковому, литературному, эстетическому образованию, курсам человековедения, благодаря которым ученики и молодежь лучше познают окружающий мир и себя в нем, овладевают умениями самоорганизации, саморегуляции поведения в общественных и естественных измерениях и координатах. В содержании естественных предметов, которые играют главную роль в формировании мировоззрения, должны содержаться компоненты, которые способствуют гуманистическому отношению к окружающей действительности. [3]

Значение гуманитарного ракурса преподавания основ науки, техники, искусства и заключается в том, что он поднимает интеллигентность на современный уровень, расширяя ареал ее действия из отношений между людьми на их отношение к природе.

Необходимо принципиально изменить целевую установку всей педагогической деятельности — начиная с образования специалистов из воспитания интеллигентов, и совместными усилиями всех причастных к этому лиц разрабатывать еще неизвестные педагогике конкретные средства, приемы, процедуры, методы формирования интеллигенции.

_____________________

  1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976 – С. 424
  2. Мальований Ю. Педагогічна сутність гуманізації навчання // Шлях освіти. – 1997. – № 2. – С. 6-10.
  3. Там же.; Кремень В., Ткаченко В. Орієнтири на перспективу // Шлях освіти. – 1997. – №2. – С. 2-6.

http://www.rusnauka.com/NPM_2006/Psihologia/8_oksentjuk.doc.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 + 9 =