Особенность интеллигентности продиктована ее определением:
«Интеллигентность — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — считающимся носителями культуры. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств» (Головин С.Ю. Словарь практического психолога // psychology.academic.ru.).
Какое еще понятие определяется через «совокупность личностных качеств»? Понятий, при определении которых перечисляются личностные качества, много, — например, «аккуратность»[1], — но их никогда не называют совокупностью. Прежде всего потому, что их количество относительно невелико и их проще перечислить, чем дать им обобщенное название. Нередко и интеллигентность пытаются определять, перечисляя ее составляющие, но такие попытки бесперспективны, поскольку лишь «размывают» суть понятия. Данная особенность достойна внимания хотя бы потому, что призывает не делать упомянутых попыток, не вводить людей в заблуждение. А, если кому-то очень хочется, перечисленные качества следует называть признаками интеллигентности, а не ее составляющими. Или необходимыми, но не достаточными условиями. Таким образом, уникальность интеллигентности заключается, прежде всего, в том, что при ее определении характеризующие качества не перечисляются, а описываются обобщенно через совокупность[2].
Вторая особенность интеллигентности заключается в ее не реальном, а в идеальном происхождении. То есть, появлению того или иного качества предшествует появление в обществе потребности в этом качестве и соответствующих социальных ожиданий. Причем, его обладателями могут быть не все члены общества, а именно те, кто является носителем культуры. Это люди, занятые умственным трудом и художественным творчеством, т.е. представители интеллигенции. Именно на них общество возлагает ответственность за наличие в их характере одобряемых им (обществом) качеств. А, поскольку именно образованные люди являются носителями культуры, кому же еще, если не им, эти качества иметь?[3]
Третья особенность, также вытекающая из определения, заключается в том, что в совокупность личностных качеств, подразумевающих интеллигентность, входят только те, которые конкретное общество, — т.е. конкретный народ, конкретная власть и конкретная интеллигенция, — хотело бы видеть у людей, имеющих образование. Какое общество и какая культура имеются в виду? Да какие угодно: русское (дореволюционной России), советское (Советского Союза), российское (Российской Федерации, в целом), татарское (республики Татарстан, в частности), украинское (Украины), белорусское (Белоруссия (Беларусь)) и т.д., хоть африканское. Т.е., сколько обществ было и есть, столько и совокупностей личностных качеств, одобряемых соответствующей культурой, существует. В каждой культуре совокупность своя и, если в русской, например, нестяжательство относится к качествам, обществом одобряемым[4], — не случайно представителей русской интеллигенции нередко называли бессеребренниками, — то во многих европейских оно просто отсутствует. Иными словами, определение интеллигентности универсально, но совокупность качеств, ожидаемых от носителей культуры[5], у каждого общества своя.
Следующей, четвертой особенностью, позволяющей говорить об уникальности интеллигентности, является ее интегративность. В зависимости от степени самоидентификации общества, совокупность ожидаемых от интеллигенции качеств может быть дифференцирована по одному и более признакам. Известно, например, что в большинстве европейских культур высоко ценятся интеллектуальные качества, остальные, хоть и играют определенную роль, но к числу релевантных для образованных сословий не относятся. Это нашло отражение в общепринятом мнении, что там нет интеллигентов, а есть интеллектуалы[6]. Это свидетельствует о доминировании в большинстве стран интеллектуального (профессионального) признака. Такого же, одномерного мнения придерживался Владимир Даль, определяя в 1881 г. понятие «интеллигенция»[7], но безукоризненной поддержки в России оно не получило[8]. В настоящее время существует несколько точек зрения на составляющие интеллигентности[9], но самой убедительной и перспективной является трихотомия, состоящая из интеллектуальных (кластер профессионализма)[10], нравственных (кластер порядочности)[11] и этических (кластер патриотизма)[12] качеств[13].
Пятая особенность интеллигентности имеет настолько большое и важное значение, что ее без преувеличения можно назвать системообразующей. Она предоставляет обществу огромные возможности для самоидентификации и самосовершенствования. И вот, почему. Если общество развито настолько, что хотя бы часть его интеллектуальной элиты способна осмыслить вышеприведенное определение интеллигентности, у нее естественно возникнет вопрос: «Какие именно личностные качества индивида, отвечают социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к представителям интеллигенции?». Другими словами, «Какими качествами должен обладать интеллигент, чтобы ожидания вырастившего и просветившего его общества оправдать?». Проанализировав публикации, посвященные интеллигенции, интеллигентам и интеллигентности[14], получить ответ на этот вопрос довольно просто. Результатом такой работы может стать перечень качеств, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к представителям интеллигенции, подобный тому, что содержится на данном ресурсе[15],[16]. Сам по себе такой перечень вряд ли способен принести пользу обществу, а вот, если его использовать в качестве программы воспитательной работы в учебных заведениях[17] всей страны[18], каждое следующее поколение будет намного интеллигентнее, а значит гарантированно лучше предыдущего.
______________________
-
- «Аккуратность (Аккуратный) как качество личности – склонность проявлять любовь к порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность» (Ковалев П.Д. Аккуратность (Аккуратный) // podskazki.info).
- Кстати, эта совокупность не является ни конечной, ни постоянной. Со временем может меняться не только количество входящих в нее личностных качеств, но и их содержание. Например, такие качества, как революционность и оппозиционность, характеризующие представителей русской интеллигенции, в российском обществе к положительным не относятся.
- Наличием этой особенности объясняется пресловутый отрыв интеллигенции от народа: идеальная совокупность далеко не всегда совпадает с реальной. Т.е., ожидания общества относительно качеств, которые оно хотело бы видеть в представителях интеллигенции, не оправдываются.
- «Такое восприятие материального благополучия было свойственно интеллигенции с самого начала и соответствовало многовековой традиции русского народа, загнанного ещё со времён монгольского ига в беспросветную бедность, а потому ненавидевшего богатых» (Ачильдиев С.И. Русский интеллигент: опыт литературно-социологического портрета // teleskop-journal.spb.ru).
- Сами совокупности ожиданий могут иметь различную ценностную структуру и адресованы они могут быть разным категориям специалистов. Например, совокупность наиболее приоритетных качеств, которые общество ожидает от своих профессиональных военных, вовсе не обязательно должна совпадать с совокупностью качеств, наиболее важных для служителей культа.
- «Интеллектуал — человек с высшим образованием, профессионально выполняющий свои обязанности и занимающий соответствующее общественное положение. От него не ждут каких-то особых нравственных качеств, да и у многих из западных интеллектуалов и нет никаких личных устремлений служить народу, добру, справедливости и т.п. (Бессонов Б.Н. Задачи интеллигенции в русской истории и современность: трудности самоопределения // km.ru).
- «Интеллигенция в знач. собират. разумная, образованная, умствено развитая часть жителей» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, 2-е изд., 1881, 2 Т., с. 53 // viewer.rsl.ru).
- «Интеллигенцию России можно рассматривать как уникальную социально-нравственную категорию. Сострадание к униженным и yгнетенным, неприятие государственного насилия, желание переустроить мир на новых, справедливых началах — главные и исходные признаки принадлежности к этому специфическому общественному кругу» (Боханов А.Н. Исторический феномен русской интеллигенции // ruskline.ru); «Функциональный же смысл понятия «интеллигенция», в частности, выражает просветительские тенденции, которые в России приобретают мессианские черты, сопровождающиеся наличием особых духовно-нравственных качеств» (Антюхина А.В. Интеллигенция: социально-исторический портрет // cyberleninka.ru); «Изменения, происходящие в интеллигентской среде, отразил известный писатель и журналист того времени П.Д. Боборыкин, который настаивал на особом смысле, вкладываемом в понятие «русская интеллигенция». В его интерпретации интеллигенция включала в себя лишь лиц «высокой умственной и этической культуры», а не всех «работников умственного труда» (Васильев М.В. Русская интеллигенция в прошлом и настоящем. Историко-культурный дискурс // human.snauka.ru); «Наибольшую выразительность аристократическое мировосприятие, а позднее и интеллигентность, получили в России. Интеллектуально-творческая активность могла проявляться у россиян, прежде всего, благодаря генетически воспроизводящейся склонности к утонченному восприятию мира» (Зыбина О.О., Франц А.С. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект) // cyberleninka.ru) и мн. др.
- «Составляющими интеллигентности как интегративного качества личности выступает духовно-нравственная, профессионально-интеллектуальная и гражданская культура» (Машарова Т.В. Интегративный подход в воспитании интеллигентности будущего специалиста в высшей школе // cyberleninka.ru); «… интеллигентность — интегральное качество личности, включающее на уровне, соответствующем определенному поколению интеллигенции, образованность, креативность и этическое самоопределение (Соколов А.В. Интеллигентность – это что? // biblio.lib.kherson.ua); «Проанализировав имеющиеся подходы к определению интеллигентности, а также выявив интегративный характер этого понятия, мы пришли к выводу, что в контексте нашего исследования интеллигентность может рассматриваться как интегративное качество человека, объединяющее его духовно-интеллектуальные, духовно-нравственные и духовно-эстетические качества» (Фунтикова Н.В. Обоснование целостности структуры интеллигентности как интегративного качества личности в контексте задач воспитания интеллигентности у студентов университета // cyberleninka.ru); «… интеллигентность представляет собой сложнейшее социально-психологическое личностное новообразование, интегральное свойство личности, включающее в себя образованность и профессионализм, духовность и раскрепощенное мышление, готовность к творчеству, свободную нравственную волю и чуткую совесть» (Лихачев Б.Т. Интеллигентность как интегративное свойство личности // iknigi.net) и мн. др.
- В кластер профессионализма, кроме профессионализма, входят активность, грамотность, добросовестность, изобретательность, инициативность, интеллектуальность, квалифицированность, коммуникабельность, компетентность, креативность, культуры (наличие), любознательность, мастерство, мудрость, настойчивость, находчивость, новаторство, образованность, оптимизм, организованность, пунктуальность, разумность, решительность, самодисциплина, субъектность, талантливость, творчество, требовательность, трудолюбие, уверенность, ум (наличие), целеустремленность, эрудиция (наличие), юмора (чувство) (См. Кластеры качеств // https://narusin.ru/quality-clusters/).
- В кластер порядочности, кроме порядочности, входят автономия, адекватность, аккуратность, воли (наличие), воспитанность, гордость, дисциплинированность, доблесть, достоинство (чувство), духовность, законопослушность, искренность, мужество, надежность, непринужденность, нравственность, ответственность, правдивость, принципиальность, самобытность, самокритичность, самообладание, самоотречение, свободолюбие, скромность, смелость, совестливость, стыдливость, твердость, умеренность, уравновешенность, целостность, чести (наличие), честность (Там же).
- В кластер патриотизма, кроме патриотизма, входят альтруизм, бережливость, бескорыстие, благодарности (чувство), благоразумие, благородство, вежливость, великодушие, верность, гуманность, деликатность, добродетельность, доброжелательность, доброта, заботливость, милосердие, нестяжание, отзывчивость, открытость, преданность, приветливость, радушие, самоотверженность, соборность, сопричастности (чувство), сострадания (чувство), справедливость, тактичность, терпимость, учтивость, человеколюбие, человечность, чуткость, щедрость (Там же).
- «Признание наличия системного характера позволяет нам, используя интегративный подход, обобщить содержание наиболее часто встречающихся свойств, подвести их к более широким понятиям и тем самым привести структуру интеллигентности к более простому варианту, сохраняющему, однако, ее исходные сущностные свойства. Все многообразие этих свойств в конечном итоге тяготеет к трем основным: интеллектуальным, нравственным и этическим» (Келеман Л.А. Качество интеллигентности: эталонный образ и его реализация на личностном уровне // sibac.info).
- См. раздел «Библиотека» // https://narusin.ru/section-library/.
- См. Глоссарий терминов, определяющих понятие интеллигентности // https://narusin.ru/glossary-of-terms/
- Следует обратить внимание, что право каждого качества находиться в этом перечне подтверждено цитатами из авторитетных источников. Например, тот факт, что общество хочет видеть свою интеллигенцию креативной, подтверждается следующими утверждениями: 1) «В качестве признаков «интеллигентности» выступают: во-первых, образованность; во-вторых, способность к духовному творчеству, или, говоря современным языком, креативность; в-третьих, этическое самоопределение, свойственное виртуальной группе интеллигентов» (Соколов А.В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 51). 2) «Неотъемлемым свойством подлинной человеческой интеллектуальности, образованности, а стало быть, и интеллигентности является креативность ума, его способность к постоянному творчеству» (Лихачев Б.Т. Интеллигентность как интегративное свойство личности). 3) «Не преодоленная пока культурная дезинтеграция вызывает острый интерес к интеллигенции. Сохранила ли она свой креативный потенциал, который позволил бы ей по-прежнему играть ведущую роль в культурном строительстве нации?» (Абросимов В.Н. Роль интеллигенции в становлении новой российской идентичности в постсоветский период).
- См. Цели воспитательной работы в учреждениях общего среднего, профессионального и дополнительного образования // https://narusin.ru/goals-education/
- В России такой программы, к сожалению, пока нет.
Олег Михайлов
30 июля 2022 г.
«Интеллигенция как социальное явление, не имеющее ни классовых, ни сословных, ни групповых рамок, постоянно изменяющееся в зависимости от внешних условий и собственных идейных предпочтений, раздробленное по идеологическим и профессиональным принципам, — такое явление не поддаётся точным измерениям с помощью каких-либо научных инструментов.
Социокультурный феномен интеллигенции нельзя уложить в прокрустово ложе точных дефиниций. Отдельные черты со временем кардинально изменяются или вовсе исчезают, а потом появляются вновь. Собранные все вместе, они не свойственны ни одному интеллигенту и даже всей интеллигенции того или иного времени» (Ачильдиев С.И. Русский интеллигент: опыт литературно-социологического портрета).