Свойства личности на службе удовлетворения потребностей

Звучит непривычно. Как можно удовлетворить потребность с помощью напитка или домофона понятно, но каким образом в удовлетворении потребностей может участвовать совесть, например, не совсем очевидно. Но это с непривычки. Нашему подсознанию все это давным-давно известно и подсознательно каждый из нас выбирает те свойства и черты характера, тот стиль поведения, те поступки, которые с точки зрения наших интересов в наибольшей степени им соответствуют. А интересы это и есть отражение наших потребностей. В предельно упрощенной форме эту мысль можно изложить, например, так:

  • находить общий язык с другими людьми открытому человеку проще, чем скрытному;
  • вероятность достичь уважения у волевого человека выше, чем у безвольного;
  • творческое удовлетворение трудолюбивый человек испытывает чаще, чем ленивый.

Таким образом, между свойствами человека и степенью удовлетворения им своих потребностей существует прямая зависимость. Попробуем разобраться в этом более детально.

Самое непосредственное проявление потребностей и свойств характера можно наблюдать у детей. Чем меньше возраст ребенка, тем в меньшей степени в его поведении проявляются качества, являющиеся своего рода реакцией его психики на требования окружающей среды. Одним из таких качеств является хитрость. Именно она и ее производные лишают возможности людей видеть истинные лица друг друга. Понятно, что у среднестатистического ребенка по сравнению со среднестатистическим взрослым хитрости меньше, поэтому он более открыт, искренен, откровенен. В поведении детей относительно легко обнаружить проявление любознательности или безразличия, щедрости или скупости, честности или лживости. (Попытки найти в поведении ребенка проявление, например, нравственности или безнравственности преждевременны и бессмысленны. Всему свое время). Эти качества неким недвусмысленным образом проецируются на оси потребностей. Так, вокруг щедрого ребенка обычно больше детей, чем возле скупого (ось самоопределения), у честного в совокупности меньше конфликтов с товарищами, чем у лживого (ось самоидентификации), а любознательные дети интеллектуально более развиты, чем их безразличные ко всему сверстники (ось самореализации).

Графически изложенное выше можно представить таким образом:

Глядя на рисунок нетрудно догадаться, что качества, обозначенные сплошными линиями, представляют собой комплекс интеллигентности в раннем детстве. Соответственно, качества, обозначенные пунктирными линиями, можно назвать комплексом антиинтеллигентности в раннем детстве. Естественно, эти названия условны, и применять их к конкретным детям ни в коем случае нельзя[1].

Итак, с этих качеств начинается наша жизнь. Что происходит потом? Потом ребенок сталкивается с теми или иными реакциями окружающих его людей на те или иные проявления своих качеств. Не все реакции для него одинаково ценны. Бывают среди них такие, которые хочется избежать. А, чтоб избежать, есть два способа: либо искоренить в себе качества, которые социумом не приветствуются, либо их просто вуалировать. Первый способ сложен, требует усилий, второй – сравнительно прост и поэтому в некоторых случаях более предпочтителен. Поэтому поведение подростка, в отличие от поведения ребенка, со стопроцентной уверенностью назвать непосредственным уже сложнее. Тем не менее, совокупность качеств, характерных для подросткового возраста, назвать можно. 

Вот они:

Может показаться, что комплекс интеллигентности в подростковом возрасте ограничен девятью качествами, нашедшими отражение на рисунке. Это не так. На рисунке указаны лишь те из них, о которых можно сказать, что с их помощью можно описать интеллигентность, способную проявляться в поведении подростка., но совокупность может быть и иной, в том числе более полной, более детализированной, более точной. Суть не столько в отраженных составляющих кластеров, сколько в их функциональной направленности, определяемой категорией потребности, удовлетворению которой они служат.

То же самое можно сказать и о комплексе антиинтеллигентности. 

В юности у большинства людей формирование характера завершается. Не удивительно, что самоопределение к этому возрасту распространило свои полномочия и на сферу качеств молодого человека. Именно в этом возрасте молодые люди, как правило, довольно четко (а иной раз и не без конфликтов с родителями) проявляют свойственную человеку склонность жить в сообществе себе подобных.

В этом же возрасте не менее откровенно проявляется стремление к самоидентификации, поэтому качества соответствующих кластеров актуализируют смутно выраженное до этого времени стремление «быть не хуже других», соответствовать, нравиться и т.д. Это говорит о том, что особенно в юношестве огромнейшую роль играет культура (в широком смысле этого слова), которой молодой человек отдает предпочтение. Если культура только доставляет удовольствие, служит сугубо для развлечения, ее участие в формировании личности может оказаться не только бесполезным, но и пагубным. В том же случае, когда чтение книги, например, или общение с высоконравственным человеком заставляет юношу или девушку задуматься о совести, чести, достоинстве и т.п., такое общение может оказать неоценимую помощь в формировании у молодого человека способностей к адекватной самооценке и соответствующей самоидентификации. В противном случае может получить развитие либо переоценка, либо недооценка себя и своего потенциала. И то, и другое одинаково плохо и ничего хорошего в будущем человеку не сулят.

И, наконец, известно, что юношеский возраст является самым продуктивным в плане формирования профессиональных качеств. Однако следует иметь в виду, что потребность в самореализации в этом возрасте остро не проявляется. Нередко молодому человеку просто-напросто не до учебы из-за неудовлетворенных потребностей предыдущего уровня. Большое значение при этом имеет помощь взрослых (предельно тактичная) и собственная сила воли.

В этом же возрасте у человека появляются самосознание и способность к самосовершенствованию. Эти свойства могут оказаться не задействованными или задействованными не в полную силу, если юноша или девушка имеют четкие представления о названии фирмы-производителя вещи, о которой он или она мечтает, и не имеют абсолютно никакого представления о собственных качествах, посредством которых мечты способны сбываться.

Понять себя может помочь следующий рисунок:  

 

Как и в предыдущем случае, перечисленные свойства не претендуют на все многообразие и полноту качеств, образующих комплексы интеллигентности и антиинтеллигентности. Они лишь задают направление мысли, конец которой не может быть ограничен по определению. 

Внимательно присмотревшись к кластерам, расположенным по одной оси, можно обнаружить, что нередко они состоят из симметричных относительно условного ноля качеств таких, как активность-пассивность, альтруизм-эгоизм, коллективизм-индивидуализм и т.д. Там, где нет антонимов, есть симметрия выполняемых функций.

К сказанному остается добавить, что, как, например, честность является особенностью не только детского возраста (просто в детском возрасте ее легче констатировать), так и многие другие, появившись в определенный период или момент, могут сопровождать человека всю его жизнь. А могут и не сопровождать, поскольку человеку свойственно меняться. Но главное в том, что выше расположенный рисунок может использоваться в порядке самосовершенствования не только молодыми людьми, но и зрелыми.

_____________________
[1] Понятно, что картинка может быть сколь угодно красивой, любопытной, напоминающей снежинки, монады или что-то еще, но человек и его свойства гораздо сложнее, чем самая замысловатая модель. На этом факте сосредотачивается внимание именно для того, чтобы рассеять подозрения в попытке представить действительность в виде трех осей и шести овалов. Это лишь модель, и, как всякая модель представляет собой некую упрощенную до очевидности картину. В реальной жизни ребенок может чем-то дорожить и проявлять, например, жадность, а в чем-то другом демонстрировать чудеса щедрости, — попробуй установи, что ему больше свойственно. Поэтому данная модель предназначена для ориентации, но не для вынесения вердиктов.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Свойства личности на службе удовлетворения потребностей: 1 комментарий

  1. «Жесткое следование своей собственной иерархии ценностей жизни, и в том числе, иерархии потребностей, приводит к тому, что интеллигент, как правило, не теряет выдержки и самообладания в сложных и проблемных, тонких и щепетильных, своеобразных и противоречивых, непривычных и странных ситуациях. В том числе, в периоды природных или социальных катастроф, драм и трагедий» (Алтунин А.Н. Интеллигентность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать + двенадцать =