Псевдоинтеллигенция — социальная категория, состоящая из интеллигентоподобных людей[1].
«Драматург и историк Даниил Натанович Аль четко перечислил отличительные черты «псевдоинтеллигенции»: во-первых, деятельность «ради корысти, ради денег, ради должностей»; во-вторых, конъюнктурная смена убеждений, «чтобы лучше жить, наживаться»; в-третьих, «безудержная апологетика власти»; в-четвертых, «фальсификация прошлого, истории». Таким образом, Д.Н. Аль обратил внимание на превращение некоторой части образованных людей, считавшихся ранее интеллигентами, в интеллектуалов, чуждых интеллигентской этике. Его наблюдение подтверждает необходимость разграничения интеллигентности и интеллектуальности»[2].
____________________
1. Кто такой интеллигентоподобный человек?
2. Соколов А.В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 13-14.
Владислав Мартынович
ПСЕВДОИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Привычно стало слышать Плач и Стоны,
Что «гибнет Цвет Культуры и Искусств»,
Что «нет Идей», «отсутствуют Законы»,
И Мир вокруг «духовно Наг и Пуст»,
Что Глас «Элиты» словно бы «Неслышен», –
Хотя ему «положено» внимать, –
Кругом снуют, волнуются и пишут,
Стремясь попутно «Мудростью» блистать.
Но почему вас должен слушать кто-то?
Чем лучше вы всех тех, кто вам немил?
Ведь этот Мир есть ваша же Работа –
На вас Вина, чей Образ вас затмил!..
Вы всем служили, Принципов не зная,
Держа в Умах Награды и Харчи,
Миманс любой Эпохи представляя,
Играли с Жизнью, чествуя «Ничьи»;
Вы предавали быстро, по Приказу,
Иль флиртовали с суетной Толпой,
Хвалили то, что славится у Массы,
Крича «Ура!» под всякою Пятой;
Вы лицемерным, чопорным Жеманством
Скрывали Ложь под Тогою «Манер»,
За «Вольнодумством» крыли ваше Хамство,
Неверье пряча Рубищем из Вер!..
Интеллигент ли тот, кто славословит
Любых Тиранов, кормящих с Руки, –
А «Несвоих» преследует и гробит,
Крича кликушно: «Вот они, Враги!»;
Кто возглашает «Гибель Гуманизма»,
Пиная Честь, Свободу и Прогресс,
Растит конформных, серых Блюдолизов
Для Замещенья «лакомящих» Мест;
Кто не несёт Высоких Эталонов,
Дарящих Свет, зовущих Подражать,
В Релятивизме плавает бездонном,
Продать готовый собственную Мать?!..
Те, что забыли о Предназначеньи,
Теряют Смысл больного Бытия,
Влачат Чужою бегающей Тенью,
Что равнодушна, хладна, как Змея.
Интеллигент без Ценностей Высоких –
Лишь Экспонат в Кунсткамере Идей, –
И мстит всегда История жестоко
Предавшим Светоч собственных Целей:
Она стирает то, что ей не нужно,
Что не несёт Развития внутри,
Что маргинально, хитро и двурушно
Живёт одним: «Вгрызайся и Бери!..»
И потому, о Снобы и Банкроты,
Не удивляйтесь Страшной Пустоте:
Вы породили Чёрное Болото,
Что губит всех в Духовной Нищете!..
07.06.2006
Источник: Деяние. Сборник Поэзии. Часть 7.
«С детства у меня было четкое представление о том, что такое интеллигент. Но теперь, сталкиваясь с коллегами в родном ВУЗе, слышу занятные вещи. Слово «интеллигент»-де придумали масоны, нигде оно больше употребляется, или — интеллигенты-вшивые, простите, придурки, переливающие из пустого в порожнее, вредят государству, занимаются только словоблудием и умеют только критиковать. ИМХО, такие люди — как раз НЕ интеллигенты» (Форум официального сайта Веры Камши // Konstantin).
«У России, как известно, две беды, но мне кажется, последние два с половиной века у нее появилась третья… Это псевдоинтеллигенция, или “небыдло”, которая все же отличается от первой беды наличием диплома о высшем образовании. Во все годы своего существования этот класс осознавал свою судьбоносность для российского общества, свою отделенность от толпы, свою избранность. В то время, пока крестьяне пахали землю, рабочие – поднимали промышленность, дворяне и настоящая интеллигенция – управляли имениями или государством, учили и учились, воевали за страну или создавали и хранили культурные ценности – “небыдло” занималось тем, что грубо можно назвать “интеллектуальным онанизмом”. Онанизмом – потому что процесс не приносил доброго плода и был действительно подобен греху библейского Онана, изливавшего семя на землю и в общем-то тоже имевшего результат. Лужицу на земле.
Небыдло – придумывало то, как бы надо обустроить Россию, чтобы построить рай на земле. И кардинальным его отличием от настоящей интеллигентности было то, что псевдоинтеллигенция отвергло краеугольный камень человеческой жизни, мораль, которая, как известно, зиждется на религии.
<...>
Псевдоинтеллигенция Российской империи, все эти разночинцы и дворянские дети, собиравшиеся в кружки и общества по реформации страны, были плодами эпохи просвещения, когда человек начал превозносить разум и считать, что в области разума нет места для Бога. А как только из мировоззрения исчезает Бог, Его место обязательно будет занято другими вещами. Чаще всего – самим человеком. И как только из мировоззрения изчезает религия, центр собственной вселенной начинает кроить мораль не по заповедям, данным свыше, а по свобственному разумению. Четкость этического императива начинает размываться в пользу сугубо человеческих мелочных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Именно поэтому становится моральным убийство виновных и невинных ради высшей цели, пытки ради счастья миллионов и разлом устоев ради призрачного нового мира» (Mrs.Adams Об интеллигенции и псевдоинтеллигенции…).
«Небыдло страшно уже тем, что цинично и нагло подменяет собой интеллигенцию, носит её маску, копирует её манеры, ворует её смыслы, при этом уродуя и переиначивая их до неузнаваемости. …
Поскольку небыдло играет роль интеллигенции, носит её костюм и «маску», то оно вынуждено создавать вокруг себя карнавализированную действительность. …
Для интеллигенции всегда существовало множество этических табу. Нарушалось табу – начинались терзания. Для небыдла табу – это ересь. Они же на маскараде, где нет запретов и можно всё!» (Иванкина Г. Философия «небыдла»).
«Он высокомерен с подчиненными, жесток к потерпевшим неудачу и услужлив с начальством; хочет иметь много друзей, но редко способен предложить настоящую дружбу. Просит любви, но сам её не дает. Говорит о гуманизме, но часто поступает негуманно. Требователен к ближнему, но не к себе. Много говорит и мало делает. Имеет много вещей, но малую сущность» (Соммэр Дарио Салам «Мораль XXI века»).
«Народники народа не знали, но его идеализировали и воспевали. Современные буржуа и присоединившийся к ним креативный класс его тоже не знают, но это не мешает им народ презирать. В этом коренное отличие нынешней псевдоинтеллигенции и интеллигенции 19-20го века» (Интеллигенция: прошлое, настоящее, будущее. Ч2).
«Мы присоединились к большому клубу в литературе. Стремление к гламурности – это первый показатель отсутствия интеллигентности. Гламур – это псевдоинтеллигентность, это антиинтеллигентность» (Евгений Евтушенко: «Поэт существо исповедальное»).