Шеломенцева З.С., Рядчикова Е.Н., Кульчицкая Н.В. Понятие «интеллигентность» в русской культуре как образ жизни

Понятие «интеллигентность» – относительно новое для многовековой истории русского языка. Сложившаяся в обществе двойственность отношения к интеллигенции отражена в двух значениях этого слова в «Толковом словаре русского язык конца ХХ века»: Интеллигент – 1. Тот, кто отличается стремлением к знаниям, культурой поведения и твёрдыми нравственными принципами (независимо от уровня образования, рода занятий и социального положения); 2. Презрит. В советск. время: о человеке умственного труда, наделяемом такими качествами, как нерешительность, склонность к самомнению, малодушию» (ТСРЯ, 1998, с.271). Презрительное отношение к интеллигенции возникло не вдруг, не с начала советской власти, а начало формироваться ещё раньше. (1)

Среди мыслителей ХХ века бытовало мнение о том, что именно интеллигенция виновата во многих бедах России, что именно она «прозевала» ряд катастрофических ситуаций и своим невмешательством, отсутствием настойчивости, мягкостью форм и средств предупреждения об опасности, допустила бедственное положение народа, кровавое месиво революции, и что всё это предотвратить было в её силах. (1)

Лучшие умы России винят себя, интеллигенцию, в катастрофах, постигших страну, хотя следует отметить, что, на наш взгляд, интеллигент – это образ жизни, а не социальное положение в обществе. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого, в способности беречь природу, беречь родной язык от засилья иностранных слов и вульгаризмов.

В ХХ веке пострадавшая, практически истреблённая или изгнанная в годы революции российская интеллигенция, по мнению философов, всё же должна была возродиться для спасения Отечества.

Так, Н.А.Бердяев (1) обличает присущий русской интеллигенции разрыв между словом и делом, фатальное противоречие между мечтами, идеями и их осуществлением: «революция разбила не только русское дворянство, но и русскую интеллигенцию в старом смысле этого слова. Интеллигенция столетие мечтала о революции и готовила её. Но осуществление революции оказалось её гибелью, её собственным концом. Одна часть интеллигенции стала властью, другая же её часть была выброшена за борт жизни. Революция изобличила ложность идеологии, которой жила интеллигенция [3(т.1, с.459)].

С одной стороны интеллигенция хотела революционных изменений, готовила их и получила; с другой стороны, их существование ни к чему хорошему не привело, поскольку этот слой общества впал в тот же грех, что и остальные, – отход от Бога, а «наибольшее зло для людей есть незнание Бога», — так говорил великий философ древности Гермес Трисмегист [4], чему мы и являемся свидетелями.

Н.А.Бердяев (1) усматривает и позитивные изменения в ослабленной, обессиленной, но постепенно возрождающейся интеллигенции, что даёт надежду на осуществление её истинной роли в деле спасения страны: «Интеллигенция, которая была враждебна вере и проповедовала тот атеизм, который привёл к революции, начинает обращаться к религии. Это – новое явление» [3(т.1, с.461)]. Наука и религия не могут находиться в конфронтации или компромиссе: необходимо их духовное взаимодействие и взаимообогащение.

Известно, что русская классическая литература всегда была Богоцентрична и Христоцентрична во все исторические эпохи.

Следует ещё раз отметить, что образованность, высокий профессионализм, знание языков, знание законов этики и эстетики не являются мерилом духовности и интеллигентности.

Как известно, Международная федерация философских обществ (FISP) приняла решение о проведении ХХIII Всемирного философского конгресса в Афинах в 2013 г. по теме «Философия как Изучение и Образ жизни».

Каковы же методологические основы нашего образа жизни, нашего образования и нравственного воспитания современного молодого поколения в Духе Всеединства Всего Cущего, в Духе национальной гордости за Россию, в Духе Добросердечия и целеустремлённости конкретного делания, а не пустого разглагольствования о пользе дела. Этой методологией и может являться Философия (русск. любомудрие) третьего тысячелетия, которую на наш взгляд, необходимо формировать как единое, целостное мировосприятие, наподобие древнего нерасчленённого знания, в котором органически сольются: философия как познание БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ, теология как учение о Боге и филология как наука о Слове и словесности.

Самая главная и первая непреложная ценность в ментальной сфере человеческого эволюционного потока – это понимание наличия в Мироздании, в проявленной Вселенной – ВСЕВЫШНЕГО, БОГА-ТВОРЦА, СОЗДАТЕЛЯ Всего СУЩЕГО. Вторая ценность, что сам человек есть Творение БОГА-ОТЦА. Третья ценность – путь духовного развития человек[а].

Высшая цель человеческой жизни – это ВСЕВЫШНИЙ и активное сознание человека генетически закодировано на движении к Нему и на пребывании в Нём.

Двадцатый век в истории России оказался периодом великого испытания. В России в годы безверия люди тянулись к Старцам. Мы до сих пор слишком мало знаем о них. Так и в наше время, те, кто «духовной жаждою томим» (А.С. Пушкин, «Пророк»), посещают их, записывают их Откровения и напутствие нам: «Храните Свет в вас и светите другим!» (Афонские Святые Старцы [2]). Великие мудрецы и святые подвижники Земли всегда готовы поделиться с ближним сокровищами Истины, которая им открылась посредством Очистительной Силы Божественных Откровений, снизошедших на них Милостью и Благодатью Всевышнего. Святые Старцы всегда стремились к тому, чтобы счастье и покой стали уделом всего человечества. Мудрых провидцев, привыкших к жизни в уединении, посещали и монархи, и цари, представители всех сословий, которые с надеждой шли к ним за советом и помощью в надежде обрести в душе мир и покой. Как в минувшие времена, так и сейчас мы имеем возможность избавиться от страха, немощи, от бед и страданий, если сможем, руководствуясь мудростью веков, вплести эти простые и в тоже время жизненно необходимые советы Старцев в свою жизнь.

Современный поэт-философ Сергей Аристархов, много лет проведя среди Старцев, слушая от них Откровения, дарованные им Всевышним, записал их, с благословения Старцев, в своеобразной поэтической форме. [4]

Так, на прекрасном, живом русском языке, проникновенно, с любовью и состраданием, как нельзя кстати, звучат слова о необходимости изменения нашего образа жизни, чтобы стать истинным Человеком, со-Творцом Бога-Отца:

Слово Духовных Старцев к соотечественникам
Всё сказано и писано сегодня:
Ни сто, ни двести прошлых лет назад;
Прочти и начинай сие жить помня,
Творя тем в своей жизни мир да лад.

Будь мудр, тогда без сожаленья
Оставить сможешь размышленья;
Решителен будь иже смел,
Не сгинуть чтобы в суе «дел»;
Для сирых будь великодушен;
К глупцам – спокойно равнодушен;
Тем, кто желает много знать,
Умей ответ достойный дать.
Будь снисходителен к невеждам,
Не позволяй им докучать
Тебя, в их страсти безнадежной,
Раз лишний предпочтя смолчать.
С Душою говори Душою,
Отдавшись молчному Покою;
Уму же Душу раскрывать
Не след, чтоб после не страдать.
Будь милосерден к тем, кто просит,
Но милостыню не давай,
А раскрывая суть вопроса,
Самих всё делать призывай.
Будь щедр, однако простофилей
Не следует при этом быть,
Давая каждому по силе,
Насколько может он вместить.
Будь нетерпимым к преступленьям;
Не поддавайся искушеньям.
Ты за добро давай добро,
По справедливости за зло.
Будь мудрым, снова повторяю,
О прошлом обо всём забудь,
Как Вышний Ум себя являя,
Свою тем раскрывая Суть.
Смиренен будь, в Душе храня
Ко всем и мир, и состраданье, —
Задеть не позволяй себя,
Отринув прочь все притязанья.
Будь неподкупен и всегда
Блюди достойно кодекс чести,
Вопрос решая всяк на месте,
Не допуская никогда
Близ даже мысли про лукавство;
И думаю, что нет нужды
Недопустимость лжи и хамства
Напоминать, поскольку ты
И сам всё это знаешь, друже,
Ничуть, скажу меня, не хуже,
Поскольку это Суть твоя –
Единое Большое Я.

Будь справедлив и беспристрастен,
Душою будь и чист, и ясен;
Волненья ярое забудь,
Волненье – всех напастей Суть.
Ты Заповеди помнишь, друже?
Сие имеет место быть.
И то не вымысел досужий,
А коли Ими будешь жить,
Тогда забудешь про страданья,
Про беды, хвори, про исканья,
Тогда ты, обретя Покой
Души, воротишься Домой.
Тогда-то, позабыв про тризну,
Прекрасной, Вечной, Истой жизнью
Ты сможешь, друже, жить начать,
В Любви и в неге чтоб купаться,
Всегда счастливым оставаться,
Чтоб жить, а не переживать.
Про всё говоренное выше
Из всех живущих всякий слышал,
Но чтобы прекратить страдать,
Не всяк берётся исполнять.
Но коль ты явишь исключенье
Из общепринятого мненья,
Тогда-то, повторю, друг мой,
Ты, став Собой, придёшь Домой. [4]

Так что же такое духовность? Так, Преподобный Феодосий Иерусалимский и Кавказский, прослуживший у Гроба Господня в Иерусалиме более 60 лет, говорил своим чадам, что Духовность — это Единый Путь с Богом-Творцом, Создателем Всего Сущего. Это путь Человека как со-Творца, а не как раба своих привычек, догм, представлений и желаний, которые возникают при нашем попустительстве проделкам лукавого ума… Горе от ума?! Да, от ума, непросвещённого Светом Истины. Ум человека – это огромная движущая сила, без которой невозможно пройти Путь от неведения до истинного знания. Жизненно необходимо, через осознание его сути и назначения, сделать его своим другом и помощником, одухотворив его, таким образом изменив своё сознание, научиться жить, а не переживать.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Новая Эпоха наступит только тогда, когда мы сами, изменив свой взгляд, изменив своё отношение ко всему и вся, сумеем преобразиться, являя собой новизну, новаторство, целесообразность.

Поэтому, не пора ли переходить от слов к делу? Технический прогресс – это хорошо, и этого никто не может отрицать, но если любое новшество, изобретение, открытие, призванное облегчать жизнь человека, напротив, налагая на него новые обязательства, заставляет его тем самым больше переживать и находиться в более сильном, вплоть до надсадного, напряжении, то где же тогда можно отыскать реальный выход из этого замкнутого круга? …только в Себе, в своём внутреннем преображении, через изменение отношения ко всему тому, что происходит с человеком и вокруг него.

Для человечества настало время понять о цельности в отношениях между Богом и человеком. Нет ничего величественнее для человека, чем поиск своего Высшего «Я». Для того чтобы родилось новое, необходимо вырвать с корнем многое из старого, чтобы сосуд Души смог наполниться Светом, — его нужно очистить от всего, что разрушает нашу жизнь. Жизненно необходимо всем прозреть и стать действительно миротворцами в своей душе, а значит, в своей семье и со всем окружающим миром, осознав и проявив Всеединство – «Блаженны Миротворцы» [1( от Мф. 5;9)].

Вот это-то и есть Новая, открытая абсолютно для всех желающих, Эпоха Возрождения Человека во Всеединстве, через осознание, утверждение и осуществление Преображения в Духе всеприятия, уважения и любви к себе и ко всему Сущему, помня, что Всевышний есть Любовь. Его Любовь Абсолютна и Безусловна. Всевышний никогда нас не наказывает, ОН – попускает, ведь мы свободны в своём выборе, — и тогда неукоснительно срабатывает Великий Закон причины и следствия, который никто и никогда не может обойти: что посеешь, то и пожнёшь.

Понимание духовной ответственности интеллигенции за судьбу многострадальной России, посильное осознание происходящих событий и явлений как в природе, так и в обществе, уверенность, что вера проявляется, прежде всего, в том, чтобы в отчаяньи не отчаяться, понимании того, что час настал во времени, вера в то, что «От Меня это было» (преп. Серафим Вырицкий), вера в то, что человечеству как никогда нужен Бог-Отец, Творец Мироздания, а Богу-Отцу – глубоко покаявшееся человечество.

ДАР слова принадлежит к высшим дарам. Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? СЛОВОМ мир сотворен и стоит. Человек, созданный по Образу Бога, обладает властью приводить в движении ту силу, которая заключена в каждом слове. Воистину, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»(Ф.Тютчев).

Слово человеческое – это то, что исходит из существа человека, из его духовной сущности. «Не плоть, а дух растлился в наши дни» (Ф.Тютчев, Наш век), — справедливо и с горечью писал поэт.

Ни одно слово не теряется в пространстве бесследно. Это истина, которую нам всем нужно знать. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на сердца наши, ибо слово – это вибрация, в ней содержится великая духовная энергия любви и добра, или энергия зла. Сейчас ученые признают великую силу психической энергии, а энергия никогда не пропадает как материальная, так и духовная. Миазмы злой духовной энергии отравляют наши сердца, наши умы, всю нашу духовную жизнь, которая влияет и на материальное благосостояние народа, которое всегда тесно связано со здоровым и чистым состоянием души и духа народа. В этом святом деле обуздание языка нашего, необходимо, на наш взгляд, в государственном масштабе заняться очищением нашего великого русского языка от скверны, как это сделали, например, во Франции и в Беларуси: за каждое вульгарное слово берут штраф. Мат – это быстрое самоубийство нашей нации, это проказа души, это непросвещенность души, даже если имеется несколько дипломов об образовании, это богохульство, это выбор участи. Россия есть Дом Богородицы, но она не молится за тех, кто сквернословит и ругается матом. Мат не совместим не только со святостью, но и с элементарной порядочностью и культурой. Жизненно важно защищать родной язык от сквернословия, словоблудия, вульгаризмов, засилья иностранных слов, разрушающей интонации… (2)

Духовная экология – не благое пожелание идеалистов и не выдумка философов, а суровая необходимость для выживания всего сущего на Земле. Будем помнить ежесекундно, что Слово и Мысль – духовный камертон в культуре человека и человечества. От этого зависит будущее наше и наших детей.

Духовный человек, признавая Творца, полностью осознает свою ответственность за все действия, слова и мысли, которые могут созидать или разрушать экологию души, что непосредственно влияет на экологию Природы, а нарушение духовной экологии, как показывает опыт человечества, неотвратимо приводит к гибели самые развитые цивилизации, — об этом необходимо знать всем интеллигентам.

Духовная экология – суровая необходимость для выживания всего сущего на Земле. Будем неустанно не только «сеять разумное, доброе, Вечное», но и взращивать их в себе и в окружающих нас людях, любя свою Родину-Мать и свой многострадальный народ:

О СВЕТ несущая, моя Святая Русь

О СВЕТ несущая, живущая Душой,
Святая Русь, Благословен твой выбор будет,
В трудах и в праздниках, и средь житейских буден,
Дающий умиротворенье и Покой;
Дающий силу тем, в дороге кто ослаб,
Любовь и Веру, и Надежду с тем дающий,
Чтоб обретя на Сердце снова мир да лад,
Тобою радовался, всяк в тебе живущий.

И распознать тебя никак не может пусть
Скупец расчётливый в ума хитросплетеньях…
Во все века ты – чудо Божьего Творенья,
О СВЕТ несущая, моя Святая Русь. [4]

На пороге времён в обществе формируется новое мышление, в котором забота об экологии сознания, а не только биосферы, играет ведущую роль, приближая нас к осмысленному и ответственному существованию.

Славянам от роду свойственно образное мышление, поэтому духовно-нравственное воспитание молодёжи, как русских интеллигентов, через русскую поэзию, сказки, пословицы и поговорки – самое значимое и не навязчивое.

В настоящее время, на наш взгляд, философские основы воспитания через русскую словесность жизненно необходимы для молодого поколения как никогда – им принадлежит будущее:

Ступи же, Человек, на сей Великий Путь,
Дарующий тебе из праха воскрешенье,
Во Счастье и в Любви Единой возрожденье,
Которых ты собой всегда являешь Суть. [4]

Важно в процессе обучения и воспитания осуществить системный подход в организации экологического просвещения, повышая духовность, языковую и общую культуру молодёжи, что не потребует специальных финансовых затрат.[5]

Литература

    1. Рядчикова Е.Н,Кульчицкая Н.В. «Идея спасения России в трудах русских философов:религиозно-этические и социально-культурные концепты». — Краснодар: КубГУ, 2008.
    2. Платонов О. «Святая Русь». Энциклопедический словарь русской
      цивилизации. – М.: Православное изд-во «Энциклопедия русской
      цивилизации», 2000, с.764-766.
    3. Великие Старцы Двадцатого Столетия, изд-во ООО «Артос-Медиа»,
      М.,2009.
    4. Аристархов С. «СКАЗ о том, как жить: умом или Душой?» Духовная поэзия, изд-во «Автограф», Краснодар, 2011. — http://www.koob.ru/aristarkhov_shelomentseva/tale_live
    5. «Всемудрость народа России», изд-во «Автограф», Краснодар, 2011г. — http://www.koob.ru/aristarkhov_shelomentseva/wise_people

https://www.chitalnya.ru/work/598121/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двадцать − одиннадцать =