Признаков интеллигентности существует немало. Одним из них является стремление ее носителя жить в совершенном мире. А мир совершенен настолько, насколько в нем воплощена совокупность представлений человечества о гармонии, справедливости, порядке, красоте, нравственности и т.д. Но, несмотря на наличие огромного количества описаний этих категорий, с точки зрения конкретного человека они вряд ли являются абсолютно безукоризненными. Из этого следует, что вместо вопроса, «интеллигентен человек или нет?», более правильным является вопрос, «в какой степени человек интеллигентен?». Т.е., от представления об интеллигентности как о свойстве, присущем человеку или нет, следует перейти к представлению о ней, как о явлении континуальном. На одном конце такого континуума следует подразумевать интеллигентность, на другом – ее отсутствие. Человек при этом является ее носителем в той или иной степени.
Важно ли знать, в какой именно степени человеку свойственны качества, в совокупности называемые интеллигентностью? Имеет ли это какой-либо практический смысл?
Каждый человек на эти вопросы может ответить для себя сам. Со своей стороны хочется отметить лишь тот факт, что ниже предложенный способ ориентирован не столько на удовлетворение любопытства, сопровождающего желание узнать, насколько человек интеллигентен, сколько на удовлетворение естественной для нас потребности знать свои сильные и слабые стороны, чтобы повысить эффективность своей жизнедеятельности. Один из вариантов алгоритма такого способа самосовершенствования здесь тоже представлен и кто найдет нужным над полученными результатами задуматься, без труда поймет, на каких аспектах следует сосредоточить свое внимание, чтобы свой потенциал повысить.
Чтобы ответить на вопрос, насколько тому или иному человеку свойственна совокупность качеств, которую принято называть интеллигентностью, необходимо научиться ее оценивать. Оценивать можно со стороны с помощью метода экспертных оценок, например. Но для этого нужно иметь достаточное количество экспертов, причем, во-первых, владеющих методом, во-вторых, — имеющих представление о категориях, используемых в качестве параметров, в-третьих, — хорошо знающих оцениваемого человека. Такая возможность есть далеко не у каждого человека. Кроме того, полученная с помощью экспертов информация с точки зрения оцениваемого может показаться не достаточно объективной и поэтому не вызывающей доверия.
Более легок в применении и менее чувствителен к издержкам субъективизма другой способ – тестирования. Тест, если он обеспечен необходимыми для получения интересующих сведений материалами, позволяет получать информацию без привлечения дополнительных человеческих ресурсов. Как следствие, тестирование можно проводить в любое удобное для тестируемого время, что также имеет свое несомненное преимущество. Поэтому, для определения потенциала развития интеллигентности в процессе решения задач, связанных с самосовершенствованием, целесообразнее использовать тест.
Но, какой именно? Существует два варианта. Можно воспользоваться Модифицированным опросником диагностики самоактуализации личности САМОАЛ и адаптировать полученные результаты к интересующим нас параметрам интеллигентности, а можно использовать опросник для измерения потенциала интеллигентности, разработанный авторами настоящего ресурса. Первый сложнее, но разработан профессионалами, второй легче, но выполнен не психологами, а просто человеком, с уважением относящимися к интеллигентности.