Цель настоящей статьи состоит в анализе современной российской гуманитарной интеллигенции с позиций концепции социологии жизни, ключевым понятием которой является жизненный мир во всем богатстве его проявлений. Статья построена на результатах всероссийского исследования «Как живешь, интеллигенция?». 15-20 мая 2016 г. было опрошено 1 450 работников образования (450 учителей и преподавателей вузов), здравоохранения (700 работников, в т. ч. 360 врачей и 340 среднего медицинского персонала), культуры (300 работников) в 14 регионах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Эти группы гуманитарной интеллигенции были избраны потому, что они являются самыми крупными среди гуманитариев, и именно они представляют лицо современной интеллигенции наряду с естественно-научными и техническими группами занятых интеллектуальным трудом. Определенную роль при выборе сыграло и то, что именно гуманитарная интеллигенция в 1990-е гг. стояла в перестроечном авангарде, и было важно посмотреть, изменилась ли ее роль в 2010-е гг. И наконец, так как именно ей всегда приписывали активное участие в формировании общественного сознания и установок, нужно было определить, как обстоит дело в настоящее время (подробнее см. [5]).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основным, исходным, базовым понятием стал жизненный мир и его смысл как особая форма ценностных ориентаций, так как, по мнению ряда исследователей, они приобрели особую значимость в связи с решением насущных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем (подробнее см. [2, 9]).
Исследователи исходили из того, что значение и роль жизненного мира можно понять только с позиций осмысления органического единства прошлого, настоящего и будущего в жизнедеятельности того слоя общества, который мы называем интеллигенцией. Будущее жизненных устремлений и ориентаций и их носителя — интеллигенции — мы можем понять только в том случае, если будем рассматривать жизненный мир в контексте достижений прошлого и поисков путей решения проблем в настоящем и будущем времени. В этом случае теоретико-методологической основой анализа жизненного мира интеллигенции являются модусы времени — прошедшее, настоящее, будущее. Именно в этом ракурсе рассматривались смыслы жизни различных групп/общностей интеллигенции. Когда речь идет о прошлом, имеется в виду значение, при котором огромную роль играет память. При анализе настоящего смыслы жизни отражают ценности, ценностные ориентации, когда люди оперируют суждениями. При рассмотрении будущего важно увидеть цели (общественные и личные), которыми руководствуется интеллигенция, прибегая к такому инструменту прогнозного мышления, как воображение (подробнее см. [8]).
Именно в сочетании различных смыслов, связанных с прошлым, настоящим и будущим, было предложено наше видение жизненного мира современной российской гуманитарной интеллигенции. Оговоримся, что мы оставили в стороне суждения о различии между понятиями «интеллигенция» и «интеллектуалы» (для интересующихся данной проблемой см., например, [1, 3, 4]), считая, что в реальной жизни люди по-прежнему оперируют понятием «интеллигенция», относя к нему лиц с высшим и/или средним профессиональным образованием, занятых преимущественно умственным трудом. Какие же основные выводы получены при изучении жизненного мира российской гуманитарной интеллигенции?
Во-первых, жизненный мир российской интеллигенции представлен как пестрое полотно общественных отношений, которые отражают кардинальные изменения как объективных условий (состояние экономики, социальной политики), так и субъективных факторов (сознания и поведения, традиций и новаторства, ожиданий и оценок достигнутого результата), а также противоречивого поиска смысла своей публичной и приватной жизни. Соответственно, в настоящее время невозможно говорить об интеллигенции как о единой гомогенной группе, которой присущи только общие черты, как это в определенной мере было характерно для советской интеллигенции (подробнее см. [7]).
Во-вторых, интеллигенция по многим показателям утратила ведущую гражданскую и культурно-нравственную роль, которую играла с момента своего возникновения как в ХIХ, так и в ХХ в. Ее реакция, оценки, отношение к происходящим в мире и стране событиям и процессам мало или не отличаются от аналогичных показателей, которые отражают позицию всего населения. Различия между исследуемыми группами интеллигенции в оценке труда, отношении к культуре и некоторых других сторонах жизни присутствуют, но весьма незначительны, и можно надеяться, что еще не все потеряно, и значимость общественной и трудовой деятельности интеллигенции для развития российского общества может не только сохраниться, но и возрасти (см. таблицу 1).
Таблица 1. Оценка социальной значимости интеллигенции в современной России (в % к числу опрошенных)
Table 1. Assessing the social significance of the intelligentsia in Russia (% of the respondents’ number)
Как Вы оцениваете роль интеллигенции в современной России? |
Население |
Интеллигенция |
Роль интеллигенции значительна |
9,7 |
15,1 |
Она имеет среднее влияние на жизнь общества |
21,9 |
25,2 |
Она играет незначительную роль |
23,7 |
26,7 |
Практически она не играет никакой роли |
19,7 |
16,1 |
Затрудняюсь оценить |
25,0 |
16,9 |
В-третьих, для интеллигенции особое значение приобретает гарантированность постоянной трудовой занятости. От практики заключения бессрочных трудовых соглашений, которая до недавнего времени превалировала в производственной жизни работников образования, культуры и здравоохранения, все чаще стала использоваться норма с ограничением временного интервала — она в настоящее время охватывает каждого третьего-четвертого. Более того, в эти сферы занятости проникает и такое явление, как отсутствие правовых гарантий при выполнении служебных обязанностей (см. таблицу 2).
Таблица 2. Степень гарантированности трудовых отношений (в % к числу опрошенных)
Table 2. The extent of guaranteed labour relations (% of the respondents’ number)
Как оформлены трудовые отношения |
Педагоги | Медработники | Работники культуры |
Бессрочный договор |
73,8 |
68,7 |
58,9 |
Срочный договор (до 1 года) | 4,4 | 6,1 | 8,7 |
Срочный договор (от 1 года и более) | 19,0 | 21,4 | 24,7 |
Временный договор (несколько недель или месяцев) | 1,2 | 2,4 | 3,3 |
Без оформления договора | 1,6 | 1,4 | 4,3 |
К этим данным следует добавить, что 18,7% опрошенных не видят перспективы в работе, профессиональной карьере (21% педагогов, 16,8% работников здравоохранения и 22,7% работников культуры). Особенно удручает, что творческий потенциал интеллигенции, ее «социальные лифты» потеряли свою значимость и даже вытеснены другими правилами кадровой политики, в результате чего происходит продвижение по социальной лестнице отнюдь не самых талантливых представителей интеллигенции.
В-четвертых, утеряны устойчивые мировоззренческие ориентиры, а также попытки связать их с определенным поведением. В результате есть незначительные расхождения по традиционным политическим ориентациям (левых или правых взглядов). Несколько отличаются педагоги, седи которых практически каждый пятый (18,3%) придерживается левых взглядов, что, по нашему мнению, связано с их более широкими контактами — с родителями, учениками, — которые не ограничиваются информацией о процессе обучения: учителя постоянно сталкиваются с проблемами жилья, здоровья, благополучия, безработицы населения, влияющими на успехи детей в учебе. Т. е. они чаще встречаются с социальными проблемами, чем их коллеги в сфере образования и культуры.
Анализируя данные по мировоззрению этих трех групп интеллигенции, нужно отметить, что на первый план выходят внешне привлекательные, но по сути аморфные ориентации на патриотические и национальные настроения, под которыми могут подписаться как сторонники социалистических, так и либеральных взглядов, не исключая и тех, кто придерживается экстравагантного (например, монархических убеждений), деструктивного поведения и даже криминальной риторики (см. таблицу 3).
Таблица 3. Мировоззренческие ориентации интеллигенции (в % к числу опрошенных)
Table 3. Ideological orientation of the intelligentsia (% of the respondents’ number)
Какие политические взгляды ближе |
Педагоги | Медработники | Работники культуры |
Левые (социалистические, коммунистические) |
18,3 | 13,0 | 13,0 |
Правые | 15,5 | 12,3 | 17,7 |
Патриотические | 26,6 | 22,0 | 18,4 |
Национальные | 5,6 | 6,8 | 6,0 |
Монархические | 2,4 | 2,3 | 4,0 |
Еще какие-либо | 1,2 |
0,8 |
1,0 |
Затруднились ответить | 30,6 |
42,9 |
39,8 |
В-пятых, четко выявлена прекаризация как трудовой деятельности, так и всего образа жизни гуманитарной интеллигенции, что выражается в ее неустойчивом, нестабильном, негарантированном социальном положении, постоянном ущемлении ее прав и свобод, что особенно наглядно проявилось в так называемой оптимизации в сферах образования, здравоохранения и культуры (см. таблицу 4).
Таблица 4. Основные проблемы, которые волнуют интеллигенцию по месту работы (в % от числа опрошенных)
Table 4. The main problems that concern the intelligentsia at their workplace (% of the respondents’ number)
Проблемы по месту работы (в вашей организации, учреждении) | Педагоги | Медработники | Работники культуры |
Неясность в оплате труда | 29,4 | 32,0 | 25,1 |
Нет нормальных отношений с руководством | 13,1 | 12,3 | 8,0 |
Отсутствие социальных льгот, медицинского обслуживания | 9,5 | 6,5 | 19,7 |
Нет перспективы в работе | 21,0 | 16,8 | 22,7 |
Опасение потерять работу | 25,4 | 35,0 | 35,1 |
Плохая организация труда | 10,7 | 13,3 | 4,3 |
Отдаленность работы от дома | 15,9 | 15,4 | 14,0 |
Затруднились ответить | 11,9 | 8,4 | 7,4 |
В-шестых, у современной гуманитарной интеллигенции высок уровень аномии — пассивности, безразличия, инертности и, как следствие, ухода в личную жизнь или в лучшем случае в процесс осуществления «малых дел» непосредственно в своей организации, учреждении (см. таблицу 5).
Таблица 5. Формы участия в общественно-политической жизни в 2015/16 г. (в % к числу опрошенных)
Table 5. Forms of participation in public and political life in 2015/16 (% of the respondents’ number)
Формы участия | Педагоги | Медработники | Работники культуры |
Выборы в республиканские, краевые и областные органы власти | 15,9 | 11,5 | 14,7 |
Выборы в местные органы власти | 28,6 | 26,8 | 28,8 |
Подписание петиций, обращений | 7,1 | 8,0 | 9,4 |
Забастовки | 0,0 | 0,0 | 1,0 |
Пикеты | 0,8 | 0,5 | 0,7 |
Обращения к депутату или в органы власти | 7,1 | 5,1 | 7,7 |
Ничего из перечисленного | 55,2 | 59,7 | 54,5 |
В-седьмых, интеллигенция в значительной степени не верит в свое благополучное будущее, хотя и надеется на него, сомневается и скептически относится к будущему. Этот скепсис относится ко всем проявлениям жизненного мира— труду, социальным отношениям, политике, культуре, — олицетворяющим степень и уровень их взаимодействия не только с окружающим миром, но и на уровне мезо- и микросреды.
Анализ данных проведенного исследования показывает, что интеллигенцию, как и все взрослое население страны, главным образом волнует такая проблема, как ощущение несправедливости — об этом заявили 35% опрошенных. И хотя трактовки этого ощущения самые различные (от несправедливости в обществе до ее проявления в трудовой организации или по месту жительства), оно заставляет людей в случае необходимости предъявлять серьезные претензии к общественному и политическому порядку, что ярким образом проявилось в процессе губернаторских выборов в 2018 г., когда многие ставленники «Единой России», представляющие правящую власть, потерпели поражение. Не менее значимым, что присуще интеллигенции, стало такое устойчивое чувство, как невозможность повлиять на происходящее в обществе (24,9%) и стыд за нынешнее состояние страны (11,7%). С этими характеристиками коррелирует чувство аномии, проявляющееся в том, что 21,1% опрошенных испытывают страх перед будущим, а 10,8% считают, что дальше так жить нельзя. Несомненно, о неопределенности социального положения, его шаткости и неустойчивости свидетельствует тот факт, что 33,5% респондентов затруднились ответить на этот вопрос, так как факторы неопределенности в своем будущем имеют тенденцию к росту.
И наконец, следует отметить и весьма возросший скепсис по поводу существования интеллигенции — от полного отрицания до ее характеристики как деформированной социальной общности. Причем это искажение сущности и природы интеллигенции связывается как с ошибочной политикой государства, особенно внутренней, так и с теми, кто ее вырабатывал и пытался реализовать за последнюю четверть века. Поэтому неудивительно, что 49,5% представителей гуманитарной интеллигенции уклонились от признания таких позитивных черт современной интеллигенции, как правдивость, честность, порядочность, нравственность, доброта, сочувствие, открытость, скромность, великодушие, бескорыстие, благородство, уважение к чужому труду, а также борьба за свою позицию, взгляды, сила воли, целеустремленность, доблесть, стойкость и мужество.
Именно на такой основе и появилась следующая точка зрения: ключевую роль в преобразованиях, осуществленных как в 1980-х, так и в 1990-х гг., сыграл, по мнению Ю. Олещука, тот слой в жизни общества, который нужно назвать полуинтеллигенцией, основной чертой которой являлась и является имитация интеллигентности, интеллектуальная бездеятельность и пассивность, конформизм, «полное неумение самостоятельно мыслить на общественные темы» [6].
И в заключение скажем, что настоящее и будущее интеллигенции не могут существовать сами по себе. Они представляют ценность тогда, когда опираются на опыт прошлого и питаются кровью и плотью реально решаемых проблем. А то, что происходит с интеллигенцией в настоящее время, вызывает множество вопросов, которые требуют неотложного решения.
БЛАГОДАРНОСТИ
Исследование выполнено в рамках научного проекта РНФ № 18-18-00024.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
- Барабаш И. Интеллигенция и интеллектуалы / И. Барабаш. URL: http://becmology.ru/blog/warrior/intelligent.htm
- Жизненный мир научно-технической и гуманитарной интеллигенции: общее и особенное / ред.-сост. М. С. Цапко. М.: РГГУ, 2015.
- Зарипов А. Я. Интеллигенция или интеллектуалы / А. Я. Зарипов // Жизненный мир научнотехнической и гуманитарной интеллигенции: общее и особенное / ред.-сост. М. С. Цапко. М.: РГГУ, 2015. С. 48-56.
- Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности / отв. ред. В. С. Меметов, В. Л. Черноперов. Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 2014.
- Как живешь, интеллигенция? (Социологические очерки): коллективная монография / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018.
- Олещук Ю. Полуинтеллигенция / Ю. Олещук // Свободная мысль. 2002. № 10.
- Профессиональная культура российской интеллигенции. М.: РГГУ, 2017.
- Смыслы жизни российской интеллигенции / ред.-сост. Д. Г. Цыбикова. М.: РГГУ, 2018.
- Тощенко Ж. Т. Социология жизни: монография / Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
https://siberian-socium.utmn.ru/upload/iblock/a7f/008_015.pdf