Современная Россия на фоне политических и экономических изменений характеризуется многими отечественными и зарубежными экспертами как страна «переходного типа». Когда новая политическая система еще не утвердилась, старая (авторитаризм) — не кануло окончательно в лету. Но модель политического развития указана: это — демократия и правовое государство. Существующий ныне переходный период, политический режим во многом соответствуют интересам находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и гражданского общества. Президент В. Путин во главе новой системы поставил ценности суверенитета России, демократического пути, недопущение революции, обеспечение социальной политики, борьба с бедностью, экономический рост, борьба с терроризмом, рождаемость и др. Все условия этого пакта реализуются Путиным и его соратником по идее Медведевым. Оба национальных лидера играют в единую игру. Действительно, произошло укрепление государственной системы, стабилизация общественно-политической ситуации в России, восстановлена целостность российского государства, поднят международный престиж России. Большая заслуга всех этих изменений принадлежит, конечно же, той части интеллигенции, которая выступает за демократический курс, проводимый президентом (властью).
Существенно возросла самостоятельность и влияние партий на политику, где интеллигенция может показать всю свою нужность для народа. Сильные массовые партии – заслуга именно последних лет. Современные партии – это не клубы по интересам, как это было в 90-х, не олигархические содержанки, не инструменты иностранного влияния. Политика в России, наконец, стала профессией. Интеллигенция стала разрабатывать идеологию того направления, которое избрала данная власть. Ключевой задачей интеллигенции стало формирование единого правового пространства, восстановление территориальной целостности страны, обеспечение стабильности и консолидации общества во всех областях. Парадоксально, что интеллигенция находится не в оппозиции власти, а «вошла во власть», объединилась с государственным управлением. Современная интеллигенция очень даже умеет, если ей выгодно, с властью сосуществовать и ее обслуживать. Интеллигенты не боятся, что их посадят на философский пароход, начнутся репрессии, тюрьмы и т.д. У интеллигентов появилась надежда еще оказаться нужными своей стране, но при соблюдении определенных условий. Интеллигенция, которая хочет участвовать в политической жизни страны, должна отказаться от всякой антигосударственной и антиобщественной риторики, задавая моральные идеалы и ценности для современного общества.
Многие критики отмечают, что интеллигенция трансформировалась, происходит замещение интеллигенции — интеллектуалами, профессионалами, для которых характерны высокая степень профессионализма, интеллектуальный и практический опыт, высокий социальный статус. А в русском понимании слово «интеллигенция» имеет совершенно иной смысл – это особый слой людей, занимающих специфическое положение в обществе, играющих в нем особую роль. При этом отличие этого слоя от других определяется не только профессиональным характером их деятельности, но и высокой нравственностью, гуманизмом, внутренним благородством, милосердием, мессианством, понимаемом как бескорыстное служение народу. Она несет в народ идеи правды и справедливости, высокой морали, что является ее неотъемлемой характеристикой. А главной чертой «интеллектуалов» на Западе является то, что, они сосредоточены на социальных проблемах своей профессии, это не «носители всеобщей совести общества».
Появляется много статей об интеллигенции, чаще с обвинительным уклоном, продолжающим линию «Вех» или солженицынской «образованщины», реже с позитивной оценкой. Многие аналитики считают, что интеллигенция как прослойка исчезла, так же как и исчезла прослойка рабочего класса, крестьянство. Идеологическая функция интеллигенции исчерпала себя, потеряла свой статус «властителей дум». Интеллигенция расслоилась, начался интенсивный поток размежевания. Кто-то ушел во внутреннюю эмиграцию, решив, что политика грязное дело, кто-то покинул пределы России, кто-то примкнул к различным движениям, выступающим против новой власти. Немалая часть интеллигенции продолжила борьбу за построение демократического будущего, тяготеет к овладению опытом передовых, прежде всего европейских стан. С другой стороны – усиливаются среди определенной части интеллигенции националистические чувства и настроения, связанные с «русской идеей», ностальгией по дореволюционной России. Многие учителя опустились на самый низ и оказались просто нищими, а какая-то часть стала обогащаться. Часть интеллигенция пошла в бизнес, другая во власть. Возникла прослойка околовластной интеллигенции, которая изо всех сил старается помочь народу, несмотря, ни на что продолжает выполнять высокую культурную миссию. Среди людей, интеллектуально обслуживающих власть, очень много весьма порядочных и воспитанных людей. Наша современная элита на 100% состоит из людей, которые имеют высшее образование и у них есть свои цели, что нельзя не приветствовать. Это, наверное, звучит странно, но интеллигенции много в стране, но интеллигенции такого типа, как раньше, нет. Она не востребована. Просто сейчас нет нравственных духовных ориентиров, а в моде материальные блага, впервые за 300 лет дали возможность заработать денег. И это для нас непривычно, мы этим соблазнились. А люди с образованием, моральные, нравственные были, остаются и будут жить. Придет время, и интеллигенция снова заговорит о духовных ценностях.
Падение духовности в российском обществе происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе передовым носителем нравственного развития. Если во времена перестройки гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает представителям естественных наук. И это вытекает из снижения престижа гуманитарных профессий, а также снижения уровня личностного развития гуманитариев. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и руководствуясь только сугубо своими интересами, демонстрируя показную активность, эта часть интеллигенции сегодня определяет ключевые вопросы экономики, политики культуры.
Если В XIX веке интеллигенция выступала в роли транслятора культурных ценностей на основе взаимодействия образца культурного человека и грамотности (т.е. умение писать и читать), при этом сохранялся ее культурный статус и ее миссия — желание повысить культурный уровень народа. Эти характеристики гуманитарной интеллигенции (учителя школ, преподаватели вузов) — воспроизводятся из поколения в поколение даже при смене социального строя. Сегодня образованных людей много, а создать целостный образ мира невозможно с наступлением глобального информационного поля. Изменение фактов через прессу привело к искажению идеалов и ценностей.
Каков же облик современной интеллигенции? Какова же ее культурная миссия? Во-первых, существует интеллигенция, которая имеет широкое общественное уважение, авторитет в глазах общества, которая может высказаться публично и дать оценку событиям жизни. Во-вторых, это деятели искусства, которые имеют возможности (финансовые) реализовать культурные проекты (авторские произведения, постановка спектаклей, кинофильмов, телепрограмм) со своим пониманием смыла жизни. В-третьих, определенная часть интеллигенции трансформировалась в политическую элиту, находится в тесной связи с властью, оказывает влияние на принятие управленческих решений в области политики и экономики. Ее профессиональный труд востребован миром бизнеса, эта часть интеллигенции участвует в межкультурной коммуникации. И в-четвертых, есть часть интеллигенции, которая живет замкнуто, в одиночестве. Она отличается определенным уровнем культуры, ответственности, совестливости, но не считает себя силой, способной изменить общество и влиять на него. Настоящий интеллигент должен сознавать свой долг перед народом. А такие люди «были и будут».
Вышесказанное дает право утверждать, что интеллигенция в России была и есть и останется важнейшей фигурой российской действительности и не откажется от своей высокой миссии. Своей активностью интеллигенция призвана способствовать возвышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. Ее представления о смысле и основных задачах для российского общества будут меняться и углубляться, но именно она всегда будет стимулировать ведущие принципы и основы жизни общества. Однако ответственность за все неудачи этого процесса, его промахи и провалы она должна брать прежде всего на себя, в самой себе видеть причину его нежелательных, а подчас и разрушительных последствий.
Интеллигенция должна сформировать гражданское общество и облик «нового человека». Решить все эти проблемы могут «образование и совесть». Поэтому интеллигенции следует взять на себя научную, образовательную функцию, начать работать в сфере просвещения и воспитания создавать через свою личность того, кого можно будет назвать современным интеллигентным человеком. Важно, чтобы интеллигенция была современна. Ее миссия заключается в следующем: она должна мыслить больше, быть критичней, либеральней, быть справедливей, больше думать об обществе. Власть во всем этом у нас еще не превзошла интеллигенцию, хотя стремительно настигает.
Опираясь на сказанное, сделаем вывод: российская интеллигенция – образованная, интеллектуально развитая, высоконравственная часть общества — является духовным ядром российской культуры и несет ответственность за динамику развития общества.
Литература:
1. Белоконев Г.П Теория культуры в тисках невежества. М.. “Ректор Вуза”, 2012, №6
2. Дубин Б.В. Гудков Л.Д Интеллигенция заметки о литературно-политических иллюзиях. Санкт-Петербург 2009г.
3. Резванов С.В. Мировоззрение: философия социальной культуры М., 2012г.
References:
1. Belokonev G.P Theory of culture in the grip of ignorance. M. «Rector», 2012, № 6
2. Boris Dubin Gudkov, LD Intellectuals notes on literary and political illusions. St. Petersburg, 2009.
3. Rezvanov SV Alignment: the philosophy of the social culture, Moscow, 2012.
https://www.online-science.ru/m/products/philosophy_sciense/gid644/pg0/