Воробьева И.В. Ценности и смыслы жизни современной гуманитарной интеллигенции

Характеристика жизненного мира современной гуманитарной интеллигенции связана с анализом базовых ценностей, которые определяют ее повседневность, сознание и деятельность, взаимоотношения с внешним миром. Исходной характеристикой понятия «смысл жизни» являются цели-принципы, которые позволяют ей придерживаться устойчивых, жизненно важных ориентиров. Смыслы жизни отражают главное, сущностное, что содержится в общественном сознании, поведении (деятельности) в условиях определенной социальной среды [Тощенко, 2018: 18-19].

Смысл жизни может быть связан не только с теоретическим познанием мира, но и с повседневными практическими установками и ценностями, определяющими жизнь человека. И если наличие или отсутствие той или иной ценности можно зафиксировать ее простым проявлением, то степень ее выраженности возможно измерить только при сопоставлении одной группы людей с другими. В данной статье ценностные установки группы гуманитарной интеллигенции рассматриваются в соотношении и сравнении с позициями, присущими всему населению России. На основе данных всероссийских исследований «Как живешь, интеллигенция?» [Интеллигенция-2016] и «Прекариат-2018» [Прекариат-2018] проводится анализ общего и особенного в сознании и поведении российского населения и группы гуманитарной интеллигенции.

Базовые ценности

В качестве главной базовой ценности для всего населения и для гуманитарной интеллигенции продолжает оставаться семья. Этой позиции придерживаются 95% граждан. Другие приоритетные ценности интеллигенции также соответствуют тем, которые выделяют остальные граждане: здоровье, работа, друзья. Несмотря на то, что число ответивших о важности перечисленных сфер сопоставимо в обеих группах, интеллигенция показывает чуть более высокий коэффициент — на 1–3%, а по показателю важности религии — на целых 8%. Верующими (в той или иной мере) считают себя около 70% интеллигенции. При том, что активных атеистов как среди россиян в целом, так и в группе интеллигенции не так много — порядка 5%, основная часть верующих не соблюдает церковных канонов и не ходит в церковь на регулярной основе [Интеллигенция-2016]. Анализ показывает, что системы жизненных ценностей интеллигенции и остального населения существенно не отличаются, но первая все же проявляет более насыщенный интерес ко всем этим сферам, считая их важными показателями своего жизненного мира (см. табл. 1).

ТАБЛИЦА 1. Распределение ответов на вопрос «Что является наиболее важным для Вас в Вашей жизни?» (% от числа опрошенных)

Варианты ответов
(очень важно)

Интеллигенция–2016
Всего
Прекариат–2018
Всего
Семья 94,6  94,8
Работа 85,3  79,3
Политика 15,6  13,1
Друзья 65,4 63,4 
Религия 32,2  24,3 
Здоровье 89,3  91,3

Источник: Интеллигенция–2016, Прекариат–2018.

Для группы интеллигенции показателен относительно высокий уровень оценки своего здоровья: 45,3% оценивают его как хорошее и 45,6% — как среднее. Только 3% считают свое здоровье «плохим». При этом в среде интеллигенции на достаточно высоком уровне воспроизводятся здоровьесберегающие практики: 33,7% в случае заболевания обращаются к врачам и выполняют все рекомендации, 40,8% говорят, что для поддержания уровня здоровья не пьют и не курят, 29,7% — правильно питаются, 24% — проходят регулярную диспансеризацию, 23,5% — занимаются физической культурой и спортом [Интеллигенция-2016]. Таким образом, интеллектуальный и культурный потенциал данной группы реализуется и практиках поддержания и сохранения своего здоровья.

Удовлетворенность работой

Работа является еще одной базовой жизненной ценностью современного человека. Как важнейшую ее определяют для себя 79,3% россиян, в группе интеллигенции этот процент повышается до 85,3%. Общий уровень удовлетворенности работой достаточно высок — 88,5% по среднему значению. Среди россиян в целом не удовлетворены своей работой 22%, а в группе интеллигенции этот показатель вдвое меньше — 11,5% [Прекариат-2018, Интеллигенция-2016]. Можно предположить, что для значительной части гуманитарной интеллигенции работа является не только средством зарабатывания денег, но и формой самореализации, выражением интересов, поэтому здесь больше тех, кто рассматривает труд и работу как ценность. Это находит свое подтверждение и в других ответах, которые дает группа: 59% отмечают, что в работе, которой они занимаются, главное — «величина заработка», но при этом 43,6% подчеркивают важность условий труда, 38,7% — необходимость того, чтобы работа «была интересной по содержанию», 30,1% — «полезность работы для общества» [Интеллигенция-2016]. Работа и труд, которыми занята интеллигенция, в большинстве случаев являются для нее не только простое зарабатывание денег, но и акт творчества, личного интереса, самореализации, и даже общественной полезности.

При этом каждый третий представитель гуманитарной интеллигенции считает, что его труд оплачивается несправедливо. Поскольку в сфере нематериального производства четкая регламентация труда не всегда возможна, представители гуманитарной интеллигенции часто выполняют объем работ, превышающий рабочий функционал, а иногда и за пределами основного рабочего времени. Для обеспечения своих нужд 40% работают по совместительству, а каждый четвертый занимается подсобным хозяйством [Интеллигенция-2016].

Проблемы, волнующие интеллигенцию

Практически для каждого человека самыми важными являются вопросы близкой дистанции его повседневной жизни. При этом в ответах интеллигенции, в сравнении с другими социальными группами, наблюдается значительно большая обеспокоенность не только личными, но и общесоциальными вопросами, например, такими, как экология (41,2% — интеллигенция, 27,8% — все население) и преступность (20,5% — интеллигенция, 11,4% — все население). Поскольку интеллигенция является наиболее образованной социальной стратой, то и вопросы качественного обучения и передачи знаний, воспроизводства социального капитала являются для этой группы не менее актуальными и значимыми (см. табл. 2). Среди проблем и пороков, которые в данный момент больше всего волнуют интеллигенцию, выделяются: плохое воспитание детей (70,5%), падение морали и нравственности (68,7%), наркомания (60,3%), алкоголизм (61,4%), грубость и хамство (58,7%) [Интеллигенция-2016]. Исходя из этих приоритетов, можно говорить о том, что интеллигенция продолжает оставаться группой, для которой вопросы образования культуры и воспитания очень важны, и она проявляет определенную озабоченность и беспокойство снижением этих параметров в обществе. Кроме того, в среде интеллигенции устойчиво мнение о влиянии образовательного капитала на возможность занять достойное рабочее место и построить хорошую карьеру: 34,7% убеждены, что социальное положение и престиж человека в обществе напрямую зависят от личных достижений в образовании и профессиональной подготовке.

Это особенно важно в контексте того, что именно от гуманитарной интеллигенции (особенно от ее педагогической части) зависит формирование установок по целому ряду социальных, экономических, политических и культурных вопросов.

ТАБЛИЦА 2. Распределение ответов на вопрос «Какие проблемы в Вашем городе (районе, селе) в первую очередь Вас волнуют?» (% от числа опрошенных)

Варианты ответов

Интеллигенция–2016
Всего
Прекариат–2018
Всего
Плохое решение жилищнокоммунальных проблем 52,4  46,3 
Проблемы здравоохранения 53,6 
57,8 
Проблемы обучения детей 36,3  29,7
Плохое транспортное сообщение 14,2 
15,7 
 Отсутствие условий культурной жизни 14,8  13,3
Отсутствие условий для занятия физкультурой и спортом 11,4  9,8
Плохая экология 41,2
27,8
Криминальная обстановка, преступность 20,5
11,4
 Ситуация с мигрантами 19,1

Что-то еще 4,5
7,3
Затруднились ответить 0,5

Ничего не волнует
8,8

Источник: Интеллигенция–2016, Прекариат–2018

Досуговые практики

Интеллигенция отличается более широкими и разнообразными формами досуговых практик, в сравнении с населением в целом. И если среди всех россиян самой распространенной практикой проведения свободного времени стал просмотр телевидения 62,7%, то в группе интеллигенции таких 49,7% (см. табл. 3). Здесь значительно больше тех, кто читает художественную литературу, посещает музеи, выставки, театры, кино, концерты, ищет информацию в Интернете. Досуг в среде гуманитарной интеллигенции носит более активный, интеллектуально развивающий характер, в то время, как среди остального населения лидируют пассивные практики проведения свободного времени: дом, дети, встречи с друзьями, телевизор. Таким образом интеллигенция сохраняет за собой роль лидера в потреблении и воспроизводстве культурных практик.

ТАБЛИЦА 3. Распределение ответов на вопрос «Как Вы проводите свободное время?» (Отметьте те позиции, на которые Вы затрачиваете значительное время) (% от числа опрошенных)

Варианты ответов

Интеллигенция–2016
Всего
Прекариат–2018
Всего
Читают художественную литературу 39,3  22,3 
Смотрят телепередачи, слушают радио 49,7
 62,7
Ищут информацию в Интернете 41,3  35,8
Посещают театры, кино, концерты 25,0 
10,7
Прослушивание музыки, просмотр видео 18,3  17,4 
Посещают спортивные занятия и спортивные мероприятия 11,6 
12,5 
Бывают в кафе, барах, ресторанах 12,0  10,8
Посещают музеи, выставки 16,6 
5,8 
Читают газеты, журналы 17,5  13,4
Встречаются с друзьями 47,9 
47,5
Занимаются дополнительно для получения образования, повышения квалификации. 11,5  8,8 
Проводят время на природе, гуляют 31,0 
25,4 
Занимаются в кружках, клубах по интересам 2,6  1,1 
Посещение дискотек, танцплощадок 1,4 
1,6
Участвуют в работе общественных организаций 5,0  2,8
Занимаются домашним хозяйством, детьми 47,0 
55,4
Посещают церковь 7,9  6,3 
Просто расслабляюсь 20,3
25,3 
Имеют хобби (мотоцикл, рыбалка, охота и т. д.) 15,8  14,3
Что-то еще 0,8 
3,5 
Свободного времени практически нет 5,6  6,5

Источник: Интеллигенция-2016, Прекариат-2018

Политическое и гражданское участие 

В настоящий момент политическое и гражданское участие интеллигенции относительно невысоко. 48,9% не состоят ни в каких общественных организациях, а 36,8% хоть и являются членами профсоюзов, но числятся в них, скорее, номинально. Интеллигенция низко оценивает свои возможности по влиянию на органы власти на всех уровнях. Так, о невозможности своего влияния на принятие государственных решений в стране говорят 97,2% опрошенных, на принятие решений городской и районной власти — 91,6%, на принятие решений по месту жительства (ЖКХ, благоустройство и т. д.) — 65,3%. Только 15–16% интеллигенции признают политику важной частью своего жизненного мира. Эта ценность стала последней в ряду перечисленных участниками исследования. О полном отсутствии интереса к политике говорят 35,1%, 56,1% интересуются только отельными проблемами. 57,7% заявляли о полном политическом неучастии, в том числе в процессе выборов власти [Интеллигенция-2016].

При том, что гуманитарная интеллигенция, в сравнении с 1990-мигг. ХХ в., практически не заявляет о себе как активная социально-политическая сила и выказывает низкий уровень гражданской и политической активности, надо отметить, что основные протестные акции 2011–2012 гг. и 2018-2019 гг. все же связаны с реакцией и действиями интеллигенции, и, в первую очередь, ее молодой части. Кроме того, возникают новые каналы выражения недовольства граждан, например, сеть Интернет (многочисленные форумы, группы в социальных сетях и пр.). О том, что им доводилось высказываться на политические темы в Интернете (в социальных сетях и на форумах), заявило 7,3% участников опроса [Интеллигенция-2016]. Этот сегмент проявления гражданской и политической активности имеет самый большой потенциал роста в среде интеллигенции. Так, интернет-поддержка «дела Голунова» стала не только массовым выражением недовольства несправедливыми действиями полиции и властей, но и переросла в реальную протестную активность широких масс населения, среди которых интеллигенция составила весьма значительную часть.

Большой потенциал протестного поведения для интеллигенции сохраняет сфера экологии (проблемы мусорных свалок, хранение радиационных отходов, проблемы вырубки лесов, парков и скверов и пр.). Эта тематика всегда получала в среде интеллигенции большой отклик, поскольку напрямую влияет на универсальные ценности гуманитарной интеллигенции: здоровье, семья и дети, которые близки и понятны каждому человеку. Эти же проблемы фигурируют в ответах в качестве сфер, которые вызывают у группы интеллигенции наибольшее беспокойство.

Удовлетворенность жизнью и видение будущего

Ценностные установки определяют жизненные смыслы, которые для интеллигенции являются основным мерилом удовлетворенности жизнью. Речь идет о показателе, демонстрирующем кумулятивный эффект влияния разных воздействий на представления людей о жизни в целом [Цапко, 2018: 41, 53]. Среди российской гуманитарной интеллигенции этот показатель довольно высок: только 5% высказались о том, что полностью не удовлетворены своей жизнью. Среди всего населения в 2018 г. солидарность с данной позицией выразили 11% опрошенных [Прекариат–2018].

Свое будущее гуманитарная интеллигенция связывает со своей страной, только 5,3% опрошенных хотели бы переехать за рубеж на постоянное место жительства. Остальные рассматривают зарубежные поездки в качестве возможности провести отпуск, побывать командировке, учебы и стажировки. Для гуманитарной интеллигенции очень важны ценности порядка законности и справедливости. При ответе на вопрос о желаемом будущем для России 61,5% дали ответ «Государство, где соблюдают справедливость, равные права для всех», 48,8% — «Обеспечение стабильности в обществе, без войн и революций», 36,5%— «Возвращение России статуса великой державы» [Интеллигенция–2016].

В целом, интеллигенция обеспокоена страстью к обогащению, охватившей современное общество, отсутствием социальной справедливости, когда социальный статус человека зависит «от денег и от связей», а не от его интеллекта, образования, личных и профессиональных связей [Гришина, 2018: 21].

**********

Главными ценностями и смыслами жизни современной гуманитарной интеллигенции остаются ценности «близкой дистанции»: семья, дети, работа, здоровье, друзья. В этом представлении позиции гуманитарной интеллигенции полностью совпадают с другими социальными группами.

В сфере жизненных интересов и проблемных зон внимания гуманитарной интеллигенции продолжают находиться важные социальные проблемы: экология, преступность, образование и воспитание детей. В сфере культуры и образования эта группа остается не только носителем социальных норм и стандартов, но и сохраняет тенденцию их воспроизводству и поддержанию. В сравнении с другими социальными группами, интеллигенция поддерживает широкий спектр культурных практик и активных форм досуга.

В данной социальной группе широко распространена практика дополнительной занятости, совмещения должностей, что часто приводит к переработкам и оставляет ощущение несправедливости оплаты труда. При этом для гуманитарной интеллигенции большое значение имеет содержание труда. Несмотря на ухудшение условий труда преданность профессии, желание заниматься любимым делом становится превалирующей мотивацией трудовой деятельности интеллигенции.

Основные жизненные установки интеллигенции связаны с настроем на стабильность, порядок без революций и потрясений. Несмотря на распространившуюся в среде гуманитарной интеллигенции аполитичность и некоторую дистанцированность от этой сферы большинство склонно идти на диалог с властью и компромисс в решении проблем. Позицию «при всех недостатках нынешнюю власть стоит поддерживать» разделяют 46% интеллигенции, 35% считают, что «страна больше нуждается в стабильности, чем в переменах». Однако, несмотря на это, в случае, когда государство нарушает базовые принципы справедливости, важные для данной группы, или сталкивается со случаями вопиющего попирания своих гражданских прав, значительная часть интеллигенции способна сплотиться для коллективных действий. Реальность такой возможности в очередной раз была продемонстрирована на митингах 2018–2019 гг.

Литература:

Гришина Е.А. Интеллигенция и культура: ценностные приоритеты и духовный мир. Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018.

Интеллигенция-2016. Всероссийское исследование «Как живешь, интеллигенция?». Выборка составила 1350 человек. Обследованию подлежали три группы интеллигенции: занятые в сфере образования, в сфере культуры, в сфере здравоохранения. Все было опрошено 14 объектов, выбранных как типичных для основных территориальноэкономических регионов РФ: Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Архангельская, Ярославская, Воронежская, Владимир, Нижегородская области, Ставропольский край, Республика Крым, Свердловская, Новосибирская области, Красноярский и Хабаровские края.

Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018.

Прекариат-2018. Всероссийское исследование «Прекариат: новое явление в социально-экономической структуре общества». Объем выборочной совокупности — 1200 человек. Опрос проведен среди занятого населения в возрасте 18 лет и старше, в соответствии со статистическими данными Росстата, по пяти типам поселений: мегаполисы (Москва и СанктПетербург), административные центры субъектов РФ, административные центры районов, поселки городского типа (ПГТ), села; а также квот по социально-профессиональным группам.

Тощенко Ж.Т. Особенности жизненных миров современной гуманитарной интеллигенции. Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018.

Цапко М.С. Качество жизни и главные жизненные смыслы российской интеллигенции. Как живешь, интеллигенция? Социологические очерки: коллективная монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018.

https://grant.rscf.ru/file/pubs/file/00000000000000003184536_/file.pdf

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 + 7 =