Каковы признаки интеллигентности?

Как сказано в определении[1], «к числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств»[2], поэтому любые проявления порядочности[3], патриотизма[4] и профессионализма[5], в совокупности образующие трихотомию интеллигентности, могут рассматриваться не только как составляющие, но и как признаки интеллигентности:  

_______________________
1. См. Глоссарий терминов, определяющих понятие интеллигентности
2. См. Что такое интеллигентность?
3. Порядочность — неспособность к поступкам, задевающим чувство собственного достоинства личности.
4. Патриотизм — неспособность к поступкам, задевающим чувство гражданского достоинства личности.
5. Профессионализм — неспособность к поступкам, задевающим чувство профессионального достоинства личности.

Олег Михайлов
2 сентября 2011

Каковы признаки интеллигентности?: 1 комментарий

  1. «Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, — свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли» (Лихачев Д.С. О русской интеллигенции).

    «Кардинальный признак в понятии интеллигентности лежит в ее общественном характере, не в одной сумме знаний, не в каких-либо формальных, классовых, сюртучных и других внешних признаках, а в ее духовной сущности» (Елпатьевский С. Я. Из разговоров об интеллигенции // Русское богатство. 1904. № 1, с. 68).

    «Интеллигентность как показатель нравственной зрелости личности отражается в способности действовать на благо общества, человека, человечества, действовать во имя реализации общечеловеческих ценностей не по внешнему велению, из боязни кому-то не угодить, а по велению совести» (Барабаш И. Интеллигенция и интеллектуалы).

    «Интеллигентность — не столько образованность, сколько определенный стиль жизни, формируемый еще в глубоком детстве и проявляющийся в таких чертах, как голос, тон, фигура, выражение лица, одежда, речь. Интеллигентности нельзя научиться, однако ее сразу замечаешь, причем по едва уловимым, часто неосознанным признакам. … Интеллигентность совсем необязательно связана с ярким умом и большим талантом, но, несомненно, связана с внутренним достоинством со сдержанностью, тактом, подчеркнутым уважением к собеседнику. … интеллигентность, подчеркнем, это не «что», а «как», не набор идей, а определенный стиль, в котором важны не столько идеи, сколько интонация, с которой они произносятся» (Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции?).

    «Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. < …> Непременная черта интеллигентности — внутренняя свобода человека, сознательно подчиняющего свое поведение защите добра. Отсюда и высокая духовность, помноженная на требовательность человека к себе. < …> Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами — милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей» (Л.Н.Дорогова и др. Интеллигенция и культура России).

    «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)» (Лихачев Д.С. Человек должен быть интеллигентен!).

    «Образованность есть всего лишь условие интеллигентности, которое можно на языке логики определить как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения» (М. С. Каган)» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 17).

    «В качестве признаков «интеллигентности» < …> выступают: во-первых, образованность; во-вторых, способность к духовному творчеству, или, говоря современным языком, креативность; в-третьих, этическое самоопределение, свойственное виртуальной группе интеллигентов» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 51).

    «Есть ученые, выдвигающие постулат, что интеллигентность — качество не социально-культурное, а антропологическое, это «дифференцированно-избирательное этическое качество личности, главными параметрами которого являются совестливость, деликатность, добропорядочность, честь, честность, духовность, сострадательность, гражданская мужественность, социально позитивная смысложизненная ориентация, истинная патриотичность, способность к самопожертвованию и ряд других» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 74-75).

    «Интеллигентность, я думаю, – говорит Булат, – это прежде всего способность мыслить самостоятельно и независимо, это жажда знаний и потребность приносить свои знания, как говорится, на алтарь отечества. Вот уже что-то вырисовывается, но этого, конечно, мало. Ведь интеллигентность, кроме того, в моем понимании, – это состояние души. Важны нравственные критерии: уважение к личности, больная совесть, терпимость к инакомыслию, способность сомневаться в собственной правоте и отсюда склонность к самоиронии и, наконец, что крайне важно, неприятие насилия. Что-то, видимо, я упустил и не сомневаюсь, что кому-то эти качества покажутся и не полными, и не достаточными, а кого-то мое мнение, может быть, и покоробит. Я вовсе не претендую на окончательное определение, просто размышляю…
    Я никогда не утверждал, что я интеллигент. Но мне всегда хотелось быть интеллигентом. Хотя у меня масса недостатков, пороков, но освобождение от них и есть приближение к интеллигентности».
    Пользуясь разрешением Окуджавы, я бы рискнул добавить еще один признак интеллигентного человека, очень существенный в наши дни. Это – бескорыстие и даже некоторое презрение к деньгам. Его диктует чувство самосохранения, поскольку деньги всегда угрожают поработить человека. Конечно, речь не идет о средствах, необходимых для обеспечения умеренных, но достаточных условий существования. Но о тех деньгах, которые обещают завидные на первый взгляд излишества, нередко оплачиваемые бесчестием, коррупцией, а иногда и преступлением. Для интеллигента такая плата абсолютно неприемлема. Да и сами излишества (их нередко стыдливо называют комфортом) представляются чуждыми его духовной природе» (Остерман Л.А., Интеллигенция и власть в России).

    «Интеллигентность < …> подразумевает профессиональную значимость, способность испытывать чувство социальной справедливости, совестливость, приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, общечеловеческим ценностям, наличие тактичности и личной порядочности, духовность, исключение вражды и национальной нетерпимости, способность к состраданию, принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию» (Богадельников И.В. Образованность или интеллигентность?).

    «Основными признаками интеллигентности являются: подвижничество, высокая гражданственность, совесть, свободомыслие и толерантность» (Астахова В.И. Интеллигенция в объективе времени: украинский вариант / В.И. Астахова // Европ. журн. соц. наук = European Social Science Journal : [междунар. науч. журн. / Европ. науч. о-во «Mazleksnes», Междунар. исслед. ин-т]. – Рига ; М., 2012. – № 1, с. 325).

    «К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
    — обостренное чувство социальной справедливости;
    — приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры;
    — усвоение общечеловеческих ценностей;
    — следование велениям совести, а не внешним императивам;
    — тактичность и личная порядочность, исключающая проявление нетерпимости и вражды в национальных отношениях, грубости в межличностных отношениях;
    — способность к состраданию;
    — идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.
    < …>
    В других источниках отмечаются следующие признаки интеллигентности:
    — бескорыстное служение истине и народу;
    — идеальная потребность познания;
    — признание безусловного приоритета истины;
    — упорство в достижении и объяснении истины»
    (Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество).

    «Интеллигентность проявляется в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого в человеке, в способности чувствовать его, тонко относиться к его странностям и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с забытыми душевными человеческими свойствами — милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности за судьбы людей» (Звездунова Г.В., Интеллигенция и элита: поиски взаимного соответствия).

    «Главным признаком интеллигентности следует считать, во-первых, преобладание духовных интересов над материальными… во-вторых, уважительное отношение к «другому», «чужому», отношение, переходящее в служение людям…» (Яковкина Н. И. История русской культуры XIX век).

    «Существует ряд индивидуально-психологических особенностей личности, которые в совокупности образует то, что называется интеллигентностью. К ним относятся любовь к книге, интерес к культурно-политической жизни, вежливость в общении, опрятность, отсутствие ксенофобии, свободное владение родной речью, нежелание использовать ненормативную лексику. Все эти качества, собранные в одном человеке, свидетельствуют, что он и ему подобные относятся к числу интеллигентных людей. Это совершенно справедливо. Однако в людской массе эти качества, конечно, встречаются, но в разнообразных сочетаниях» (Петровский А.В. Интеллигенция «при наличии отсутствия»).

    «Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.
    Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, а то и плюнувший ему в лицо (тогда говорилось «в физиономию»), вызывал полное доверие.
    Но доносить нельзя было ни на кого, даже на начальника. На начальника можно было подать официальную жалобу, еще лучше подать заявление об уходе с работы с изложением причины ухода: не хочу служить под начальством взяточника или еще что-то в этом роде. Вообще грубость не допускалась нигде, кроме как в отношениях с начальством, — странно, но факт.
    Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило. < …>
    Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять, тот и знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя» (Залыгин С.П. К вопросу о бессмертии).

    «… дифференцированно-избирательное этическое качество личности главными параметрами которого являются совестливость, деликатность, добропорядочность, честь, честность, духовность, сострадательность, гражданская мужественность, социально позитивная смысложизненная ориентация, истинная патриотичность, способность к самопожертвованию и ряд других» (Гидиринский В. И. Русская интеллигенция в истории России (социокультурный аспект). М., 2005, с. 169).

    «Помимо чувства такта, внутренней культуры не только поведения, но и мыслей, сдержанности, достоинства, все же какого-то рода образованности (иначе это просто добрый и культурный человек) — это ведь еще и самоотверженность.
    Это способность где-то подавить свою волю. наступить на горло собственной песне, уступив другому, стать выше мелочей.
    Пожалуй это самое сложное свойство личности, поскольку оно комплексное» (Участник форума «Весь Сосновый Бор»).

    «Отличительными особенностями интеллигентности являются приоритет духовных потребностей над материальными, получение удовольствия от интеллектуально-творческой деятельности, великодушное отношение к окружающим людям» (Зыбина О.О., Франц А.С. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект)).

    «Интеллигентность — такой стиль поведения, для которого свойственно уважительное отношение к любому человеку, в любой ситуации, к собеседнику с любым уровнем образования. Более того, интеллигентность никогда не позволит человеку, обладающему этим качеством, показать собеседнику границы его образования, свое над ним превосходство» (Интеллигенты в Церкви -2. Интеллигенция и хамство).

    «Интеллигентность – это проявление внутренних качеств, а не внешних признаков, поэтому притвориться интеллигентом нельзя – на чём-нибудь да проколешься» (Петров Б.С. Можно ли притвориться интеллигентом?).

    «Пожалуй, еще одним необходимым признаком интеллигентности является тяга к просветительской деятельности, готовность бескорыстно делиться своими знаниями» (Сорокин В. Наши цивилизации. Русская интеллигентность).

    «Интеллигентность может проявляться в тысячах мелочей: в умении уважительно спорить, скромно держать себя за столом, в умении незаметно помочь другому, не мусорить, беречь природу, не сквернословить. Интеллигентность – это умение терпимо, с уважением и пониманием относиться к людям и к окружающему миру» (Шкавронская Г. Нужна ли интеллигентность современному человеку?).

    «… способность не потерять себя — тоже признак интеллигентности» (Шаргунов С. Все хорошее в человеке заложено Богом).

    «Альтруизм — вообще один из главных признаков интеллигентности. Так же как подвижничество, совестливость, способность к сопереживанию» (Якунина Г. Право быть собой).

    «Лично для меня основным признаком интеллигентности (помимо всем известных начитанности и общей культуры) является априорное уважение к человеку рядом, не декларативное, а именно априорное, принятое по умолчанию» (Mrs.Adams Об интеллигенции и псевдоинтеллигенции…).

    «Непременная черта интеллигентности — внутренняя свобода человека, сознательно возвысившегося до осознания своей ответственности за свое вмешательство в ту или иную деятельность» (Келеман Л.А. Сущность и специфика российской интеллигенции).

    «… примета интеллигентности — способность личности видеть в Другом равную себе личность и оценивать ее по ее собственным качествам, а не по ее принадлежности к той или иной социальной группе» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).

    «Ее характерными чертами были мягкость, доброта, бодрость духа, редкая способность
    никого не осуждать и не роптать. Происходя из крестьянского рода, она отличалась исключительной тактичностью, простотой и естественностью в обращении с людьми самого разного положения. И еще она обладала особой … интеллигентностью» (Филарет «Священник Павел Флоренский»).

    «К «критериям интеллигентности» необходимо относятся интеллект и образованность, но они служат основой истинной интеллигентности, к которой можно отнести такие качества, как благородство, честность, сила, моральность и верность» (Киризвас М.В. Интеллигенция как проявление творческой силы нации).

    «Деятельность известных и менее известных в России профессоров Я. А. Шохата, К. К. Матвеева, Н. Г. Келля, Н. В. Галли, Б. Ф. Вериго, А. А. Рихтера, Н. Н. Оттонара, идейно далеких от революции, воспитанных в условиях царизма, но поверивших в перспективы развития науки на Урале, способствовала не только становлению высшей школы, но и внесению в студенческие аудитории духа творчества, любви к России, стремлению молодежи к овладению знаниями. Мы далеки от идеализации положения этих знающих, интересных ученых в высшей школе Урала: было все — неприязненное, даже откровенно враждебное к ним отношение со стороны некоторой части пролетарского студенчества, критические публикации в газетах «Звезда», «Уральский рабочий», обвинения в «буржуазности». Тем не менее никто из них не изменил делу, которому служили. И это одна из лучших традиций интеллигенции — показатель подлинной интеллигентности» (Кондрашева М. И. К вопросу о традициях российской интеллигенции: теоретические аспекты исследования проблемы и их перспективы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 − 14 =