Классификация отношений

Рассмотрим классификацию отношений на основе когнитивного компонента к различным элементам действительности, предложенную питерскими учеными Б.В. Иовлевым и Э.Б. Карповой:

«Отношения к субъектам:

    • отношение к себе (к своему физическому и психическому состоянию (самочувствие, настроение, работоспособность, уровень внимания и др.), к своим способностям, к характеру, к выполняемым социальным ролям, к личностному и социальному статусу и пр.);
    • отношение к другим (конкретным) людям (к семье и ближайшим родственникам (мать, отец, братья, сестры, супруг, супруга, дети), к ближайшему окружению вне семьи (друзья, знакомые, соседи и др.), к окружающим на работе (сотрудники, начальство, подчиненные, администрация и др.), к окружению при других формах социального функционирования (школьные учителя детей, лечащие врачи, продавцы и др.);
    • отношение к каждому из конкретных людей (к различным сторонам и проявлениям этого человека);
    • отношение к социальным группам, коллективам, общностям (профессиональным, социальным, политическим, возрастным, территориальным, этническим и др.);
    • отношения к живому миру (к отдельным представителям живой природы, к отдельным породам, видам и живой природе в целом).

Отношения к объектам:

    • отношения к окружающим человека конкретным и обобщенным, естественным (природным) и искусственным объектам (к пище, к предметам домашнего обихода, к одежде, к жилищу, к транспорту, к району проживания и др).

Отношения к событиям:

    • отношения к отдельным конкретным событиям в собственной жизни (окончание школы, рождение ребенка, смерть близкого человека, переезд в другой дом или город, выход на пенсию, конфликт и др);
    • отношения к обобщенным событиям в собственной жизни и жизни других людей (к видам физиологического функционирования (отношения, связанные с питанием, сном, сексуальной сферой и др.), к видам социального функционирования (труд, учеба, общение, выполнение домашних обязанностей, самообразование, отправление религиозных обрядов, общественно-политическая деятельность и др.);
    • отношения к условиям функционирования (условия трудовой деятельности, условия учебы, жилищно-бытовые условия, материальные условия и др.);
    • отношение к прошлому, настоящему, будущему (к конкретным периодам времени (детство, обучение в школе, период болезни, пенсионный период и др.);
    • отношения к событиям в жизни социальных групп, коллективов, общностей (конкретное историческое событие в жизни государства, безработица, направления в искусстве и др.);
    • отношения к событиям в живой природе (зацветание растений, перелет птиц, вымирание видов животных и др.);
    • отношения к событиям в неживой природе (технические катастрофы, землетрясения, изменения климата и др.)»[1].

Приведенный пример позволяет прийти к выводу о том, что человеческие качества есть ни что иное, как проявляющееся отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности. «Люди и ведут себя, в конечном итоге, в соответствии с этими отноше­ниями, легко нарушая правила и предписываемые нормы, когда возникает противоречие между отношением («хочу») и рекомендацией («надо»)[2].

Например, альтруизм как качество личности, характеризуется склонностью к бескорыстной заботе о благополучии других и готовностью жертвовать для других своими личными интересами, а бережливость – способностью соблюдать разумную меру в расходовании каких-либо ресурсов. В альтруизме проявляется отношение к другим людям, в бережливости — к ресурсам.

Таким образом, цели и устремления человека определяют «черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности)»[3].

Но каждое качество человека отражает не только его отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности, но и, как правило, к самому качеству. Поэтому, положительного отношения человека к качеству уже достаточно, чтобы к стоящим за ним явлениям действительности его отношение становилось более совершенным.

Кроме того, нужно иметь в виду, что отношение субъекта к тому или иному явлению действительности, продиктовано не только характеристиками этого явления, но и от системы ценностей самого субъекта. А система ценностей, в свою очередь, зависит от качеств, которыми данный субъект обладает. Одно и тоже явление у двух разных людей может вызывать совершенно разную реакцию, и причину такого различия, скорее всего, следует искать в различии уровней их личностной зрелости. «Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации зависит от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности, тем успешнее человек справляется с возникшими трудностями. Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия»[4].

Поэтому, задача стандартизации отношений вообще может быть сведена к вопросу о стандартизации условий, необходимых для формирования индивидуальных предпосылок личности, обеспечивающих ее уважительное отношение к лучшим, — с точки зрения цивилизованного сообщества, — человеческим качествам.

______________________
1. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Об отношении к концепции отношений в медицинской психологии.
2. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников.
3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Классификация отношений: 1 комментарий

  1. «Где нет личного отношения, там нет настоящей веры» (Иеромонах Кассиан (Безобразов) ИИСУС НЕИЗВЕСТНЫЙ).

    «… мышление обогащается не столько простым знакомством со многими предметами, сколько уразумением отношений, между ними по природе существующих» (Филиппов Т.И. О началах русского воспитания).

    «Интеллигентность, понимаемая через воспитанность, предполагает наличие внутреннего стержня личности, определенного кодекса чести, порядочность, благородство. Наряду с перечисленными качествами, интеллигентность включает в себя вежливость, такт, верность и сострадание. Это современное представление о воспитанном человеке. Воспитанность характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, себе, деятельности, природе, искусству» (Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).

    «Значение гуманитарного разворота преподавания основ науки, техники, искусства и состоит в том, что он подымает интеллигентность на современный уровень, расширяя ареал ее действия с отношений между людьми на их отношение к природе» (Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семь + пятнадцать =