Решение задачи стандартизации отношений человечество ищет с античных времен, и неоднократно его находило. Например:
«Развертывание мировой гармонии Сократ рассматривает как систему субъект-объектных отношений, в рамках которых знание и его этико-эстетическая проекция оказываются слитыми в нерасчлененный континуум, в результате чего добродетель оказывается фактически тождественной мудрости: человек, знающий, что такое добро, красота, станет поступать в соответствии со своими знаниями»[1].
В России исторически сложилось так, что на древнерусской почве, одухотворенной православными ценностями, под влиянием западного просвещения появилась самобытная культура, а у ее авторов, носителей и хранителей — беспрецедентная совокупность универсальных, общечеловеческих духовно-нравственных качеств, названная интеллигентностью. Эта совокупность представляла собой симбиоз исходных образцов лучших человеческих качеств, нашедших признание (уважительное отношение) в трех разных культурах, — древнеславянской, византийской и европейской[2].
В первой четверти XX столетия в процессе революционных преобразований уважительное отношение к духовности и интеллигентности было подвергнуто жесткому уничтожению.
В последние десятилетия уважение к духовности начало постепенно возрождаться, а понятие интеллигентности нуждается в конкретизации, популяризации и изменении к нему отношения со стороны российских граждан.
Деятельность по конкретизации понятия интеллигентности, популяризации и распространению среди взрослого населения России почтительного отношения к совокупности человеческих качеств, обеспечивающих гармонизацию межличностных отношений, названа интеллигентизацией отношений.
На сегодняшний день увеличение количества интеллигентов или размеров социальной категории под названием «интеллигенция» целью интеллигентизации не является. Цель интеллигентизации – уважительное отношение граждан России к качествам, образующим комплекс интеллигентности.
Таким образом, отношения способны быть подвергнуты стандартизации посредством целенаправленной деятельности по изучению исторически сложившейся в русской культуре совокупности личностных качеств, названных интеллигентностью, и формирования к этим качествам уважительного отношения.
У интеллигентности существует огромнейшее количество самых разных определений. Кроме того, у каждого мыслящего человека имеется свое представление о ней. В рамках данного исследования под интеллигентностью подразумевается совокупность человеческих качеств, признанных в русской культуре положительными.
В интеллигентности проявляется понимание человеком, впитавшим в себя особенности русской культуры, качеств, способных обеспечить ему сохранение своего собственного[3], гражданского[4] и профессионального[5] достоинства. Эти качества образуют соответственно кластеры порядочности, патриотизма и профессионализма. Исходя из этого, признаком, характерным для интеллигентности, является способность ее носителя иметь в себе и ценить в других качества, образующие кластеры порядочности, патриотизма и профессионализма, в совокупности представляющие собой комплекс интеллигентности:
______________________
1. Келеман Л.А. Феномен интеллигентности и его осмысление в истории философии.
2. В некотором смысле можно сказать, что основу данной триаде заложила Славяно-Греко-Латинская Академия, функционирующая в России с 1687 года. Но в основном ее существованию мы обязаны нашим классикам, — основоположникам интеллигентности (в частности А.С.Пушкину) и созданной ими трехфакторной культуре, продуктами которой мы являемся: «Мы не понимаем своих истоков. Мы редко говорим от своего имени. Мы говорим от имени кого-то. В нашем языке встречаются Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь, просто мы не отдаем себе в этот отчет. Но на самом деле, для того, чтобы язык стал таким, они должны были потрудиться. На самом деле, для того, чтобы картинка перед нашими глазами стала такой, какой она является сейчас, вот то, что мы видим, для этого культуре пришлось поработать. Мы продукты культуры» (Аствацатуров А. Джеймс Джойс и его роман «Улисс»).
3. Собственное достоинство — достоинство личности как индивида.
4. Гражданское достоинство — достоинство личности, отраженное в достоинстве (имидже, авторитете) социальных систем (семьи, класса, школы, бригады, предприятия, государства и др.) элементом которых данная личность является.
5. Профессиональное достоинство — достоинство личности и социальных систем, в состав которых данная личность входит, отраженное в результатах их жизнедеятельности (учебы, труда, конкурсов, соревнований и др.).
«… смысловой акцент в идентификации интеллигентного человека должен быть сделан не на обязательном воплощении определенного перечня конкретных свойств, (поскольку, как мы уже говорили они постоянно меняются), а на определенном (нормативном) отношении человека к идеалу интеллигентности и к действительности, в рамках которого закрепленные в интеллигентности нормы и ценности служат основанием ориентиров для человека в его противоречивом, изменчивом и многообразном индивидуальным опыте. Это отношение, по сути, представляет собой «механизм» возникновения и функционирования интеллигентности» (Келеман Л.А. Гуманистические перспективы интеллигентности).
«В этом мире все слишком уж хорошо понимают, что должно быть, что есть и что будет. И большая нехватка в людях, которые не понимают» (Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Гадкие лебеди).