Что такое интеллигенция?

Самое справедливое определение понятия «интеллигенция» следует из утверждения В.В. Глебкина: «Интеллигенция … оказывается … бесформенным куском пластилина, из которого каждый автор лепит свой образ»[1]. Т.е., несмотря на живой к себе интерес со стороны все той же интеллигенции[2], четких контуров это понятие так и не приобрело.

Тем не менее, можно совершенно определенно сказать о существовании двух подходов, используемых при осуществлении попыток дать ему определение.

Согласно первому из них, называемому социально-профессиональным, интеллигенция это социальная категория, к которой относятся люди, профессионально занимающихся умственным трудом, творческой деятельностью и распространением культуры.

Второй подход, социально-нравственный, определяет интеллигенцию как социальную категорию, состоящую из истинных интеллигентов[3], т.е. носителей интеллигентности[4].

Эти две категории, как пересекаются, так и не пересекаются между собой. Иными словами, среди представителей той категории, которую можно назвать интеллигенцией на основании социально-профессиональной стратификации, есть те, кого можно отнести к представителям интеллигенции, стратифицированной на основании социально-нравственного подхода, так и те, которых к данной категории отнести нельзя. И, наоборот, среди представителей интеллигенции, стратифицированной на основании социально-нравственного подхода есть как представители интеллигенции на основании социально-профессиональной стратификации, так и не имеющие к ней отношения. Изложенное можно изобразить с помощью двух овалов с одной пересекающейся и двумя непересекающимися областями (множествами).

Те, кто разницы между этими подходами не видят (или не хотят видеть), с большим удовольствием путают не только признаки стратификации, но и сами категории. В результате развивается интеллигентофобия, но это отдельная тема[5].

Тем не менее, несмотря на бушующие споры, интеллигенция в России до сих пор есть. Осмелюсь сказать, даже настоящая, — наследница той русской, которой Россия по праву может гордиться. Отличить ее представителей нетрудно, достаточно заговорить с человеком об интеллигенции. Настоящий интеллигент понимает, что настоящая интеллигенция это элита российского общества и без нее общество ущербно. Мнимый интеллигент (интеллектуал) осознать достоинства подлинной интеллигенции не способен. Стало быть, отличия между собой и настоящим интеллигентом не видит. Он не понимает, что настоящий интеллигент организовывать и совершать революций не станет (это претит его гуманистическому началу), выслуживаться перед начальством не будет (для него это унизительно), участвовать в разграблении собственного народа, работая на олигархов, он откажется (совесть не позволит). А те, кто допускает насилие, ханжество, воровство, взяточничество — это, может быть, по определению и интеллигенты, но не интеллигенты по сути. Это, в лучшем случае, интеллектуалы. У них может быть высокий уровень знаний, они освоили свое дело, нередко их уважают за профессионализм, бывает, что им несут взятки, иногда они их берут и при этом совершенно никакого отношения к подлинной интеллигенции не имеют. Но понять отличие интеллигентов от интеллектуалов способны лишь настоящие интеллигенты. Интеллектуалы России очень часто называют себя интеллигентами. В отличие от интеллигентов, которые интеллигентами себя не считают, поскольку понимают, что быть интеллигентом, значит во всем быть безукоризненным. Во всем. Но разве может человек считать себя безукоризненным? Разве что интеллектуал, который оценивает человека не по его морально-нравственным качествам, а по формальным признакам — образованию, имеющейся степени, занимаемой должности.
_______________________________
1. Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции.
2. «Только в 90-е годы прошлого века были защищены сто тридцать четыре диссертации, посвященные проблемам интеллигенции, из которых тридцать — докторские; состоялось более пятидесяти конференций, конгрессов, научных дискуссий, круглых столов международного, всероссийского, межрегионального и регионального уровня, оставивших после себя сборники тезисов или докладов; вышли в свет более ста монографий, сборников статей, учебных пособий солидного объема, а количество журнальных и газетных статей явно превысило возможности библиографического учета», эти понятия четких контуров так и не приобрели» (Соколов А. Демифологизация русской интеллигенции).
3. См. Кто такой истинный интеллигент?
4. См. Что такое интеллигентность?
5. См. Дидактический материал для проведения тематического семинара на тему: «Интеллигентофобия — раковая клетка российского общества».

Олег Михайлов
29 августа 2011

Что такое интеллигенция?: 1 комментарий

  1. «… попытки определения интеллигенции на основе нравственно-этических признаков ведут к многообразию (порой взаимоисключающему) имеющихся и появляющихся сегодня многочисленных определений интеллигенции. В настоящее время насчитывается порядка трехсот интерпретаций термина «интеллигенция». <...>

    Интеллигенция — это образованный слой общества, обладающий системой современных научных знаний, позволяющих им заниматься высококвалифицированным умственным трудом» (Келеман Л.А. Сущность и специфика российской интеллигенции).

    «О русской интеллигенции размышляли многие, особенно в конце XIX века и в продолжение всего века XX: писатели и поэты, ученые и политики. Пытались давать четкие (как казалось авторам) определения этого понятия, анализировали характерные черты, коими наделена интеллигенция, выясняли ее роль в многочисленных трагических разворотах российской истории. Однако ни одно из определений так и не прижилось и в конце концов было признано, что русская интеллигенция – понятие ассоциативно-эмоциональное, допускающее, к сожалению, почти вольное толкование» (Романовский С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции).

    «Опыт показал, что из интеллигенции при всем желании нельзя сделать партию, потому что каждый интеллигентный человек ощущает себя единственным в своем роде произведением природы и общества. Поэтому до сих пор не удалось выработать однозначное определение интеллигенции и, значит, определить, кого можно, а кого нельзя принимать в ряды интеллигентской партии» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 16).

    «Разночинная этико-просветительная субкультура, образовавшаяся в пореформенной России, давно, и вполне заслуженно, приобрела статус классической русской интеллигенции. <...> Этим подвижникам были в высшей мере свойственны антимещанские, антибуржуазные установки, презрение к корысти, стяжательству, материальным благам и удобствам; приоритет духовных, а не материальных потребностей» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 43, 44).

    «… интеллигенция — виртуальная группа образованных и творческих людей, руководствующихся не только разумом, но и чувствами совести и стыда, эмоциями сострадания и благоговения перед Культурой и Природой» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 51).

    «… интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе» (Ленин В.И. Задачи революционной молодежи // Полн.собр.соч. — Т.7. — С.343).

    «… в процессе развития любая социальная группа создает собственную интеллигенцию, представляющую из себя интеллектуальный слой данной группы» (Квакин А.В. Современные проблемы изучения истории интеллигенции // Проблемы методологии истории интеллигенции: поиск новых подходов. — Иваново, 1995. С.8).

    «Мы имеем теперь многочисленную, новую, народную, социалистическую интеллигенцию, в корне отличающуюся от старой, буржуазной интеллигенции, как по своему составу, так и по своему социально-политическому облику» (Сталин И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1947. С. 608).

    «…русская интеллигенция есть группа, движение и традиция, объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей» (Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // Федотов Г. П. Судьба и грехи России : в 2 т. СПб., 1991. Т. 1. сс. 71-72)».

    «Вообще интеллигенция по своей природе предельно авторитарна. Называя себя «культурной прослойкой», «приличными» людьми, она любит вводить критерии пригодности: какие люди «рукопожатны», а какие нет» (Щипков А. Новая интеллигенция и модернизация России).

    «Интеллигенция есть мыслящая среда, где вырабатываются умственные блага, так называемые «духовные ценности»» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология русской интеллигенции //Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909-1910. — М.: 1991. — с.385).

    «Интеллигенция есть этически — анти-мещанская, социологически — внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности» (Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция.// Интеллигенция. Власть. Народ. Анталогия. М. — 1993. — с.80).

    «За рубежом нет понятия «интеллигенция», а есть «интеллектуалы». А в России существуют понятия «интеллектуалы»(западного типа) и «русская интеллигенция». Это те, кто учит, лечит, добывает новые знания и старается передать их людям, чтобы помочь русскому и другим народам России выбраться из ямы нищеты и бесправия, куда они попали по милости «интеллектуалов»» (Комментарий к статье «Псевдоинтеллигенция»).

    «… был такой феномен в России 19-го века. Попытки в советскую эпоху натянуть определение «интеллигенция» на людей, занимающихся не физическим трудом и получивших высшее или два высших образования, вообще говоря, ничего в этом смысле не дают. Это попытки насильственные. И мы имеем дело совсем с другой реальностью. По одной хотя бы причине: эта интеллигенция никогда не была в политическом, экономическом и интеллектуальном смысле самостоятельной, независимой. Она всегда появляется в черном бермудском треугольнике, который обозначается «власть – народ – интеллигенция», еще там Запад в виде такого неявного четвертого угла присутствует» (Интеллигенция и интеллигентность на телеэкране // Б.Дубин).

    «… определение, данное интеллигенции В. Набоковым в одном из писем к Эдмунду Уилсону (23 февраля 1948): «Отличительными признаками русской интеллигенции (от Белинского до Бунакова) были дух жертвенности, горячее участие в политической борьбе, идейной и практической, горячее сочувствие отверженному любой национальности, фанатическая честность, трагическая неспособность к компромиссу, истинный дух ответственности за все народы…»» (Богомолов Н.А. Творческое самосознание в реальном бытии (интеллигентское и антиинтеллигентское начало в русском сознании конца XIX — начала XX вв.)).

    «Обычно различают гуманитарную (врачи, юристы, педагоги, духовенство); научную (ученые); техническую (инженеры, конструкторы); художественную, или творческую (писатели, журналисты, художники, музыканты и актеры); управленческую (административно-бюрократический аппарат, включая родоплеменных вождей, царей и высших царских сановников) и военную (офицерский корпус) интеллигенцию. Иногда студенчество называют предынтеллигенцией» (Жуков В.Ю. Основы теории культуры).

    «… в христианском понимании интеллигенция есть Бог-Слово, вторая ипостась Божественной Троицы. Бог-Слово, воплотившись в ипостаси Иисуса Христа, основал на земле Церковь; Христос был и остается Главой Церкви. Следовательно, здесь, на земле, Церковь есть носительница божественной интеллигенции: ей вручены Откровение и благодатные дары, благодаря которым Церковь наделена высшей способностью понимания, или интеллигенцией. Итак, сигнификатом слова интеллигенция является абсолютное понимание, а его денотатом в христианской философии было второе Лицо Божественной Троицы — Бог-Слово, интеллигенция связана с Богом и Его земным телом — Церковью.

    … интеллигенцией можно назвать одержимую духом отрицания Традиции исторической России асоциальную, псевдорелигиозную, космополитическую секту отщепенцев, самозванно провозгласившую себя носителем самосознания народа, взявшую на себя ответственность за судьбу России и ее народов» (Камчатнов А.М. О концепте интеллигенция в контексте русской культуры).

    «В наше время в СМИ, в выступлениях «интеллектуалов» от социологии время от времени раздаются истошные вопли: «Интеллигенция исчезла! Интеллигенция умерла! Интеллигенция переродилась!» и т.п. Лжете, господа! Интеллигенция неистребима, пока существует русский народ, народ России! И, к счастью, в России не перевелись интеллигенты в самом высоком смысле этого слова. Их высылали из страны, убивали, морили в лагерях, но их ряды множились, и именно они вывели нашу страну на передовые рубежи научно-технического прогресса, превратили в ведущую мировую державу, и успешно продолжают поддерживать этот высокий уровень. Интеллигенция в России — это дух нации, особо ценное достояние народа, всего общества. Это люди высокой умственной и этической культуры, способные подняться над личностными интересами, думать не только о себе и своих близких, но и над тем, что их непосредственно не касается, но относится к судьбам и чаяниям своего народа» (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).

    «Что такое интеллигенция сегодня, не очень понятно» (Борис Дубин «Социологи о коллективном портрете современной российской интеллигенции»).

    «Я думаю, что интеллигенция в значительной степени – это культурный авангард нации» (Кара-Мурза А. Социологи о коллективном портрете современной российской интеллигенции).

    «Вот, просто, образованное быдло и есть интеллигенция» (Розанов В. Почему мы с Путиным не любим интеллигентов).

    «В заключение, хочется упомянуть, об ещё одной, на данный момент малочисленной, и вымирающей категории людей, считающих, что никакого быдла на самом деле нет. Все люди равноценны как существа, вне зависимости ни от чего, и требуют равнозначного к себе отношения. Человеческого, в лучшем смысле этого слова. Этих раритетных людей, и принято было в старые времена, считать интеллигенцией» (Ревдин-Артинский А.Я. Классификации быдла).

    «Интеллигенция — социальная группа, отличающаяся занятием умственным трудом, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производящая, сохраняющая и несущая в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, а также характеризующаяся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами» (Элбакян Е.С. Российская интеллигенция: ментальность и архетип).

    «Для меня образец интеллигенции является Иннокентий Смоктуновский, который в 93 году в октябре не побоялся выступить перед толпой людей, которые ожидали, что произойдет стычка с Коммунистами у Кремля, о том, что мы люди братья, что надо понять друг друга, тогда только произойдет мир, мы дураки освистали его, но многие потом, во всяком случае я долго вспоминал его речь, и мне было стыдно» (Блажеев Г. Российская интеллигенция — быдло с коврами и книжками).

    «Слово «интеллигенция» в английский язык пришло в 20-е годы XX века из русского. Русский язык, в свою очередь, заимствовал его из Франции и Германии, где термины «intelligence» и «Intelligenz» получили хождение в 1830—1840-е годы для обозначения образованных, «прогрессивных» граждан. [Об истории этого термина в Западной Европе и России см.: Muller O.W. Intelligencija: Untersuchungen zur Geschichte eines politisches Schlagwortes. Frankfurt, 1971. Согласно автору (S. 98, прим.), слово «intelligent» применялось во Франции к специалистам различных областей уже в XV веке.]. В Европе термин вскоре вышел из употребления, в России же, напротив, приобрел популярность во второй половине XIX века не столько для обозначения образованной элиты, сколько для определения тех, кто выступает от имени немого большинства — в противовес традиционно правящему слою (чиновничество, полиция, военные, дворяне, духовенство). В стране, где «общество» не имело выхода на политическую арену, появление описанной группы было неизбежно» (Пайпс Р. Русская революция. Агония старого режима. 1905-1917).

    «Что есть интеллигенция? Кто её породил и зачем? Её породила история. Вне истории быть интеллигентом нельзя! Это подвижное, неспокойное, устремлённое к социальному идеалу сословие. Оно по сути своей, по факту рождения не может успокоиться никогда. Оно не умеет мыслить категорией «доживания». Если интеллигенция сносит памятник, ей нужно поставить на его место другой. И непременно – вдохновляющий, открывающий дали. Если интеллигенция отказывается от истории, укрывается от её ветра в натопленной комнатке, она отказывается от себя. И тогда она уже не интеллигенция, а коллективный слуга дьявола, помогающий утверждению ада» (Рокотов В. Маленький против Высокого).

    «Русской интеллигенции свойственны и определенные убеждения. И прежде всего: она никогда не была националистической и не имела ощущения своего превосходства над «простым народом», над «населением» (Лихачев Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности).

    «…интеллигенция – это те, кто в чудовищных условиях жизни, будучи материально ограниченными, пытаются улучшать человеческую породу. Я снимал под Ярославлем, в старом русском городе Тутаеве, о котором мало кто знает. Там я был в детской библиотеке – в покосившемся доме. Библиотекарша для очень немногих детей, сохранившихся в умирающем Тутаеве, на свои деньги покупает книги, игрушки, делает тематические вечера «В гостях у Сказки»… Возможностей нет, зарплаты у них маленькие, но они свои крохотные деньги, силу, фантазию, свою жизнь тратят на то, чтобы, может быть, один из всего города ребёнок чем-то проникся. Вот что такое интеллигенция. Служение! Тихое действие. Бойцы невидимого фронта. Люди, задающие вопросы, ищущие ответы, «тянущие нить, соединяющую прошлое и будущее»» (Сергей Урсуляк: «Экранизация предполагает борьбу со зрителем»).

    «Интеллигенция есть мыслящая среда, где вырабатываются умственные блага, так называемые «духовные ценности» (Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология русской интеллигенции).

    «Интеллигенция — общественный слой, в который входят лица, обладающие качествами интеллигента и объединенные соблюдением высоких моральных принципов» (Лурье Ф.М. Интеллигент. Интеллигентность. Интеллигенция).

    «Интеллигенция есть орган народного сознания, интеллигенция есть совокупность живых сил народа» (Иванов-Разумник И. В. Что такое интеллигенция // Интеллигенция. Власть. Народ).

    «… интеллигенция — особый социальный слой людей интеллектуального труда, характеризующийся не столько даже единым образом жизни (сегодня социальная дифференциация в этом слое велика), сколько определенным уровнем и характером убеждений, связанных с представлением о своей миссии в обществе» (Луков В.А. Миссия интеллигенции в современном российском обществе).

    ««Интеллигенция – часть населения, способная формировать свое понимание действительности, не зависящее ни от установок властей, ни от господствующего понимания в обществе». Это определение (по памяти) слова «интеллигенция», принадлежащее Дмитрию Святополк-Мирскому из его книги «Интеллидженция» (1934)» (Кошкин В.М. Интеллектуалы. Интеллигенты).

    «Тяжело предугадать, что будет обозначать этот термин в будущем, если учитывать только контексты фактического употребления данного слова в живом языке. По словам А. Кустарева, понятие «интеллигенция» — это зона неустойчивых конвенций, зона фатальной недоговоренности в обществе» (Ишимская Е.В. Методология исследования интеллигенции: проблемы и перспективы).

    «… интеллигенция есть этически — анти-мещанская, социологически внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности» (Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция?).

    «Екатерина ЭЛБАКЯН. — Термин «интеллигенция» был введен литератором Боборыкиным в 60-е годы XIX века, — напоминает она. — А сегодня я бы дала такое определение: это социальная группа, занятая умственным трудом, имеющая высокий образовательный уровень. — Она производит и несет в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения культуры и характеризуется специфическими психологическими и нравственно-этическими качествами, которые можно назвать интеллигентностью. Впрочем, это скорее определение идеальной интеллигенции, а не реальной» (Нарышкина А. «Они вечно всем недовольны»).

    «Российская интеллигенция всегда делилась на три фракции. Первая критиковала власть и возводила это в принцип: мол, предназначение интеллигенции — быть всегда против, указывать на проблемы, будить общественную совесть. Другая демонстративно поддерживала власть в надежде на государственные премии и гранты, либо по искреннему убеждению. Третья считала, что любая политика — грязь, и лезть в нее не нужно» (Кречетников А. Дмитрий Быков: Шевчук рыхлит почву для нового Горбачева).

    «Интеллигенция — часть русского общества, восторженно воспринимающая всякую идею, всякий факт, даже слух, направленный к дискредитации государственной власти; ко всему же остальному в жизни страны она равнодушна» (Приписывается К.П. Победоносцеву (Колоницкий Б.И. Идентификация российской интеллигенции и интеллигентофобия (конец XIX-начало XX века))).

    «А.Д. Градовский называет интеллигенцией «совокупность таких умов, в которых, как в фокусе, сосредоточивается разумение всех потребностей целой страны, от верхнего ее слоя до нижнего, всех ее стремлений и задач, которые умеют дать разумную формулу всякому движению, указать исход всякому замешательству и нравственному влиянию которых подчиняются все действующие силы страны…» (Задача русской молодежи, 1879 г.) (5, с. 480). Градовский подчеркивает, что интеллигенцию не следует смешивать с «обществом», которое может быть весьма неинтеллигентно, это как бы душа общества, сила, определяющая его развитие. С точки зрения Градовского, очень существенно, что новая интеллигенция не отождествляет себя ни с каким классом общества (дворянство, духовенство, буржуазия). «Она понимает и умеет выразить интересы крестьянина и фабричного рабочего точно так же, как интересы других, высших классов общества, и притом выразить их в гармонии, в соответствующей каждому интересу мере, в степени, согласной с благом целого» (там же, с. 482). Именно таких людей, которые смогли бы действовать в интересах всей Русской земли и объединить купца и мещанина, крестьянина и дворянина, священника и разночинца «в цельный, всеобъемлющий тип мыслящего, нравственного, трудолюбивого и стойкого русского человека» (Задача русской молодежи, 1879) (5, с. 482), с точки зрения автора, не хватает России» (Глебкин В.В. Интеллигенция).

    «Как отмечают многие современные исследователи, в понятие «интеллигенция» на протяжении его существования вкладывали настолько разные смыслы, что оно проецировалось практически на любую группу населения, исходя из убеждений и интересов дающего определение» (Шоломова Т.В. Зачем интеллигенции духовность?).

    «… понятие интеллигенции Ю. Лотман понимал широко. … Что же касается определения интеллигентности, данные Юрием Михайловичем, то они весьма обширны. … интеллигенция определяется как круг людей культуры, разделяющий общие ценности, традиции, этические нормы, эстетические идеалы культурной системы» (Голубева А.Р., Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Педагогический инструментарий формирования представлений об интеллигенции и интеллигентности у вузовской молодёжи на занятиях по культурологии (на примере текста Ю. М. Лотмана)).

    «Большое число исследователей этимологии понятия «интеллигенция» сетуют на его многозначность. Последнее более чем справедливо и обусловлено, тем, что феномен интеллигенции нельзя понять вне конкретно-исторического контекста, особенностей не только социального времени, но и социального пространства, т.е. региональной специфики. …

    Обращаясь к анализу русской интеллигенции, следует учесть мысль русского философа Г.П. Федотова о том, что «каждое новое поколение интеллигенции определяет себя по-своему, отрекаясь от своих предков и начиная — на 10 лет новую эру» (Антюхина А.В. Интеллигенция: социально-исторический портрет).

    «Значение термина всегда было довольно размытым и дискуссионным, причем эта тенденция сохраняется и до сего дня. Размытость термина, как нам представляется, обусловлена нечеткостью социальной позиции, которую интеллигенция долгое время занимала в российском обществе, неопределенностью её социального статуса, а также некоторым рассогласованием между достаточно высокой самооценкой интеллигенции и реальным её положением» (Дакоро М.А. Проблема генезиса и специфики российской интеллигенции).

    ««Российская цивилизация. Энциклопедический словарь»: «Интеллигенция — социальная группа, отличающаяся занятием умственным трудом, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, сохраняющая и несущая в другие социальные группы ценности и достижения мировой культуры, а также характеризующаяся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-эстетическими качествами» (Российская цивилизация, 2001: 78)» (Павловская А.В. Русская интеллигенция).

    «Энциклопедия «Кругосвет» дает два общепринятых определения интеллигенции. Социологи под интеллигенцией представляют социальную группу людей, по профессии занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, чаще всего иимеющих высшее образование. Другой, наиболее популярный подход изложен в русской социальной философии, согласно ему, к интеллигенции причисляются те, кого можно считать нравственным эталоном общества» (Беспалова Е. А., Бутусова С. Ю. Рассуждения о России и интеллигенции в работе И. П. Золотусского «Интеллигенция: смена вех»).

    «Интеллигенция — это социокультурный феномен, который образуется из представителей культурных слоев общества в условиях относительно мягкого авторитарного режима и является скрытым, а в иных случаях и явным противовесом государственной власти, в той или иной степени подменяя собой институты гражданского общества» (Ачильдиев С.И. Интеллигенция: место в истории).

    «Ёмкой и точной формулы, определяющей, что же такое интеллигенция и интеллигент, — нет до сих пор. По всей вероятности, это объясняется тем, что оба понятия до сих пор пытаются оценивать с прежних, социологизированных, позиций. Между тем идентифицировать интеллигенцию в рамках социологии невозможно: она не является ни классом, ни сословием, ни социальным слоем или социальной группой» (Ачильдиев С.И. Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы).

    «Тему «интеллигенции» можно бесконечно растягивать и поворачивать куда угодно. Это всегда «сказка про белого бычка»» (Клёнов В. Гнилая интеллигенция).

    См. также: «Интеллигенция, качества интеллигента, интеллигентность», — https://mydocx.ru/4-14132.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемь + четырнадцать =