Поведение носителя интеллигентности отличается тем, что доминирующим детерминантом его поступков является собственная совесть, основанная на его же собственной системе ценностей. При создании такой системы и следовании ее принципам интеллигентный человек думает не о том, «что у меня?», а на подсознательном уровне ищет ответ на вопрос «что во мне?». Поэтому, в отличие от тех, кто «за колхоз, но не в своем селе», он наведение порядка в своей жизни начинает с себя самого, — со своих мыслей, взглядов, качеств, привычек и т.п.
Поскольку будущее человечества за государствами с развитой экономикой, носители интеллигентности всегда будут востребованы на рынке труда. Ведь известно, что любые производственные задачи легче и продуктивнее решать с человеком, с которым можно говорить на одном языке. С дисциплинированными, предсказуемыми, добросовестными людьми результат достигается с меньшими временными, финансовыми и энергетическими затратами.
Интеллигентность экономически выгодна и ее носителям, и работодателям, и государству в целом.
Олег Михайлов
14 сентября 2011
«…любое из бесчисленных популярных руководств на тему «Как преуспеть в жизни» говорит о том, что интеллигентность по большому счету коммерчески выгодна: с интеллигентным человеком приятнее вести дела, а значит, и добьется он в бизнесе большего, чем некультурный субъект» (Греков А. Что такое «бизнес-интеллигенция»?).
«…показательно то, что настоящий, устойчивый авторитет у народа обрел не тот лидер, которому вроде бы были свойственны известные «русские» черты характера и «русские» наклонности, а тот, который пришелся по душе умом, мягкостью, интеллигентностью, воспитанностью, сдержанностью и в то же время решительностью, остротой и живостью ума, спортивностью: народ будто распознал в его характере свой собственный – надежный и конструктивный» (о. Николай Литургин «Кто мы – русские?»).
«Почему Василию Шукшину, крестьянскому сыну, так важна была истинная интеллигентность?
Потому что другого способа сберечь и вырастить душу он не видел. И другого способа спасти Россию – тоже. Наверное, был прав» (Якунина Г. Мучительный талант – интеллигентность…).
«Эпоха Творчества начинается с Русского = Вселенского Собора, в котором все являются сознательными строителями Новой Жизни и, таким образом, интеллигентными гражданами» (ВладиМир «Казачество и интеллигенция как феномены сугубо русские»).
«В 1826 году Николай I, напуганный восстанием декабристов и влиянием на русские умы учений европейских мыслителей, повелел закрыть кафедру философии в Московском университете «навсегда». Профессор физики и минералогии М. Г. Павлов (1793–1840), отрывая часы от своих предметов, читал студентам «введение в философию»25. Лекции Павлова побудили студентов к самостоятельному углубленному изучению философии. Зимой 1831–1832 года его ученик, юноша замечательных личных качеств Н. В. Станкевич (1813–1840), талантливый мыслитель и поэт, образовал литературно-философский кружок западнического направления. В него входили В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин (1814–1876), К. С. Аксаков (1817–1860), М. Н. Катков (1818–1887) и др. К кружку тесно примыкал А. И. Герцен (1812–1870), друживший со Станкевичем. В 1837 году Станкевич отправился на лечение в Европу и там умер. Кружок, державшийся на его авторитете, тотчас начал распадаться из-за обнаружившихся разногласий. Его члены не пожелали слышать друг друга. Одни сделались славянофилами, другие остались западниками, одни превратились в революционеров, другие — в монархистов-государственников, третьи — в либералов. Прежние друзья сделались идейными противниками» (Лурье Ф.М. Интеллигент. Интеллигентность. Интеллигенция).
«Но трудно уйти от мысли, что интеллигентность теперь – явление частное. Что интеллигенция уже не класс и не прослойка, а просто отдельные особи, которых, да, еще можно встретить в природе и обществе. Спариваются они редко. Потомства дают мало. Потомство далеко не всегда обладает необходимыми признаками интеллигентской породы» (Гладильщиков Ю. Последний герой).
«Есть ли интеллигенция, не стало ли ее, все равно, интеллигентность как качество личности будет существовать» (Гранин Д.А. Русский интеллигент уходит).