Понятно, что, сколько бы нас не призывали любить Родину, бережно относиться к ее ресурсам и приумножать ее богатства, ни внимательнее, ни бережливее, ни продуктивнее мы от этого не станем. Как показывает практика, для того, чтобы поведение человека изменилось, влияния на его сознание чаще всего недостаточно. Возникает вопрос, на что именно в человеке нужно повлиять, чтобы это влияние обеспечивало достижение поставленных целей? Или, что конкретно необходимо изменить в человеке, чтобы те или иные цели были достигнуты? На что же еще можно воздействовать, что и для чего нужно умышленно менять?
Ответы на эти вопросы еще в 30-е годы прошлого столетия дал наш соотечественник, видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев, пришедший к выводу о том, что «… функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь при наличии его активно-положительного отношения[1] к задаче»[2]. «Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности»[3]. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания»[4].
Иными словами, все, что касается морально-нравственных качеств личности, они целиком и полностью зависят от системы отношений человека к своим и чужим ощущениям, чувствам, качествам, поступкам, поведению, а также к процессам и результатам различного рода деятельности как своей, так и других людей. Какими именно качествами мы обладаем, зависит от того, как к этим качествам мы относимся: если отношение к скромности, например, у нас хорошее, то невольно станем носителями этого качества, если плохое, — отличаться скромностью не будем. Поэтому, любое целенаправленное воспитательное воздействие представляет собой акт формирования у воспитуемого (или воспитуемых) того или иного отношения к тому или иному явлению.
Отметим, что отношение человека влияет не только на его морально-нравственные качества, но и на интеллектуальные. В.Н.Мясищев установил, что «при безразличном отношении испытуемого восприятие имеет бедный, неопределенный, случайный бессвязный характер; при активном отношении оно характеризуется, наоборот, четкостью и осмысленностью», «не только эмоция является условием памяти, но память является мерой отношения», «источником внимания является избирательное отношение личности к различным сторонам действительности», «самостоятельность, стойкость в мышлении, отстаивании своей точки зрения является выражением личности в мышлении. Эти свойства отражают отношение к себе, отношение к другим людям, выражают моральную принципиальность или аморальную беспринципность мышления»[5].
Более того, можно с уверенностью сказать, что не только действительность во всем своем многообразии проявлений оказывает влияние на человека и формирует в нем отношение к себе, но и сама она является ни чем иным, как результатом нашего отношения к ней.
Причину сломанной ветки, например, мы склонны видеть в хулиганском поступке какого-нибудь мальчугана. На самом деле, она глубже. Настоящая причина в его небрежном отношении к природе. Подлинная причина каждого научного открытия, прежде всего, в отношении исследователя к истине, и только потом в обстоятельствах, на фоне которых его удалось совершить. Истинная причина любого правонарушения не столько в мотивах его совершения, сколько в пренебрежительном отношении его совершившего к закону. И т.д.
Т.е., все, что мы видим вокруг себя и хорошего, и плохого, есть результат нашего отношения к себе, к людям, к труду, к собственности, к природе, к правилам человеческого общежития и т.д. С уверенностью можно сказать, что наши отношения определяют качество нашей жизни. Поэтому, если мы хотим, чтоб оно было выше, чтоб был стабильным рост благосостояния, чтоб мы были благополучны и уверены в завтрашнем дне, нужно, чтоб, если не у всех, то, хотя бы, у значительной части населения отношение к эффективности, результативности, производительности и т.д. было положительным. Но отношение по Щучьему велению не возникает, оно формируется посредством воспитательных воздействий.
Воспитательным воздействием является любая попытка (в том числе, не всегда осознанная и не всегда удачная) изменения отношения человека к тому или иному явлению действительности.
______________________
1. «Отношение, — психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н.Мясищев)», — Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь, 2003 г.
2. Мясищев В.Н. Психические процессы и отношения.
3. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
4. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.
5. Мясищев В.Н. Психические функции и отношения.
«Опираясь на концепцию отношений личности В.Н. Мясищева, суть которой заключается в том, что ядро личности составляет система ее отношений к себе и внешнему миру, и которая является одной из форм отражения сознанием личности окружающей среды, выделю те из отношений, которые, на мой взгляд, могут служить признаками интеллигентности: 1) отношение к знанию (к образованию), 2) отношение к нравственности, 3) отношение к личностному росту и преобразованию окружающей действительности» (Езова С.А. К уточнению понятия интеллигенция).
«Русский философ И.А. Ильин писал, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное, поскольку создает чаще всего людей полуобразованных, карьеристов, вооружает противодуховные силы, развязывает и поощряет в человеке «волка»» (Ярош Н.Н. «Интеллигентные интеллектуалы» — движущая сила модернизации России).
«… традиционная нравственность – это гранитные берега, которые не дают разлиться бурной реке бессознательного. Это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу. И традиционные модели поведения необходимо воспитывать с самого раннего детства» (Медведева И.Я. Книга для трудных родителей).
«Воспитание интеллигентности – прямая задача образования. Образования как легитимизации континуумов знаний, обслуживающих современное состояние, динамику институционального, технологического устройства цивилизации» (Келеман Л.А. К вопросу о воспитании интеллигентности).
«Сегодня педагогика нужна мастеру, бригадиру, администратору, сержанту, офицеру, политическому деятелю и капитану корабля» (Соловейчик С.Л. Педагогика для всех, 1989).
Стоит напомнить, что 84 года назад об этом же писал другой выдающийся русский мыслитель, но его слова остались неуслышанными:
«Для русской интеллигенции предстоит медленный и трудный путь перевоспитания личности, на котором нет скачков, нет катаклизмов и побеждает лишь упорная самодисциплина. Россия нуждается в новых деятелях на всех поприщах жизни: государственной — для осуществления «реформ», экономической — для поднятия народного хозяйства, культурной — для работы на пользу русского просвещения, церковной — для поднятия сил учащей церкви, ее клира и иерархии» (Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции), 1905).
«Не имея возможности даже теоретической для возврата к состоянию «чистого листа», идет борьба между автономизацией человека через индивидуализацию и социальную систему с одной стороны и восстановления личностных качеств согласно внутреннему инстинкту целостности восприятия энергетического потока и освобождения от ложных стандартов его восприятия как затратных. Какой путь выбрать педагогике при подобном подходе? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой путь выберет сообщество, а точнее, что предначертано у него согласно его развитию и предстоящих условий или от места воспитательно-образовательного процесса в системе «социум» (Шикунов Г. Трактат по педагогике).