Каждый из нас в любой момент времени подвергается влиянию огромного количества факторов самого разного происхождения и самой разной природы. Все они оставляют след в наших ощущениях, мыслях, взглядах, опыте, характере, менталитете, в той или иной степени изменяя нас, т.е. оказывая на нас определенное воспитательное воздействие. Среди этого множества факторов есть те, которые можно назвать целенаправленными, т.е. умышленно изменяющими внутренний мир человека. Пропаганда и реклама являются примерами таких факторов.
А можно ли к целенаправленным факторам, оказывающим влияние на менталитет человека, отнести мероприятия, организуемые и проводимые органами и учреждениями образования, культуры, спорта? Можно лишь при том условии, если воспитательные (именно воспитательные) цели их проведения организаторам ясны. Но так ли это? Заметим, что в основном эти учреждения являются государственными, поэтому проводимые в их рамках мероприятия преследуют, — или, во всяком случае, должны преследовать, — цели, отвечающие государственным интересам. Что это за интересы, рассмотрим позже, а пока дадим следующее определение: Под государственным воспитанием будем подразумевать целенаправленное развитие личности, организованное и координируемое государственными органами и учреждениями, обеспечивающее защиту интересов конкретного государства (в нашем случае Российской Федерации).
Понятие государственного воспитания не обретет нужной степени ясности до тех пор, пока не будет установлено, какие интересы можно считать государственными. В отличие от государственного воспитания, понятие «государственный интерес» хорошо освещено, поэтому воспользуемся цитатой:
«Итак, что же такое государственный интерес? По нашему мнению, это осознанная, официально выраженная объективная потребность общества, вытекающая из его национальных ценностей, направленная на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого прогрессивного развития»[1].
Даже если представить мир идеальным, лишенным эгоистических устремлений, национальные ценности у народов разные, поэтому вполне естественно, что лидеры и граждане других государств имеют свои интересы, в том числе существенно отличающиеся от наших. Одним из таких интересов является стремление подчинить себе волю остальных. Но когда одно из государств в своем стремлении доминировать лишает другое права на сохранение независимости, для такой страны как Россия, положение подчиненной, безропотной и послушной неприемлемо. Избежать такого положения можно единственным способом, — укрепив свой потенциал до такой степени, когда даже силовое навязывание каким-либо государством своей воли нашему было бы бессмысленным и бесперспективным.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России»[2].
Поэтому, все, что укреплению нашего потенциала способствует, государственным интересам отвечает, а, что препятствует, — противоречит. А что служит укреплению потенциала лучше, чем народное единство, основанное на личностных качествах каждого гражданина?
Не случайно «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»[3], а «Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности»[4].
______________________
1. Улитин Р.Р. Соотношение понятий «Национальный интерес» и «Национальная безопасность» в трудах западных и отечественных исследователей.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Там же.
«Ушинский заимствовал лучшее из педагогики Англии и Германии, сформулировав эклектический принцип единства воспитания и образования. Между тем практическая реализация этого принципа и в Англии, и в Германии была эффективной: там ставили одну цель, а поражали обе. В Англии главное внимание отводилось не образованию, но воспитанию. При этом предполагалось, что воспитанный джентльмен не позволит себе быть необразованным. В Германии, напротив, никто не заботился о воспитании, но образование приобретало вид строгой системы знаний. При этом предполагалось, что образованный человек не может позволить себе быть невоспитанным. Как видим, в обеих странах единство образования и воспитания держалось на национальной традиции» (Симаева Н.П. Развитие университетского образования: пути и условия формирования интеллигентности студента).
«Максимальное допустимое восстановление личностных качеств — главнейшая задача современности. Восстановление личностных качеств — не возврат к первобытно общинному строю, а осмысление и возврат к природно-необходимым законам существования. …
Именно в школе и при помощи школы воспитывается, а точнее образовывается человек в соответствии с заказом государства на тип гражданина. Начальная школа предопределяет весь процесс образования: закладываются основы в психике» (Шикунов Г. Сопряжённый интеллект или Я против ДОТУ).
«Национальная доктрина образования фактически предполагает формирование интеллигентной личности, хотя слова “интеллигентность” в этом документе нет. Отмечаются ведущие приоритеты в образовании: воспитание нравственности, формирование собственного мировоззрения, самообразование в течение всей жизни, творчество. Все эти качества являются основой для становления и развития интеллигентности» (Машарова Т.В., Сырцова Е.А. Интеллигентность: генезис понятия и современная трактовка).
«ТАКОВЫ исторические реалии: образованность в России, и не только в России, на определенном этапе (в последние века с нарастанием) обособилась от религиозности, то есть от изначально неразделенного, цельного. А изначальность эта означала, что образование есть движение к Образу Божиему, к совершенству, к идеалу и гармонии, а просвещение это приобщение к божественному свету, освещение души лучами опять-таки совершенного Образа» (Корольков А.А. Власть интеллигенции).
«Я оптимист, потому что считаю человечество чрезвычайно стабильной и перспективной в смысле развития системой. ПОЛДЕНЬ возможен, если возможна Программа Воспитания. То, что она возможна, кажется мне вполне вероятным» (Стругацкий Б.Н. OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким «Мир Человека»).
«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (Из Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // docs.cntd.ru).
«Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие. …
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе» (Из приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся” // docs.cntd.ru).