Каким образом отношение к интеллигентности способно отразиться на качестве нашей жизни?

В любой стране население условно делится на две категории: народ и элита. Элита бывает не только политической (находящейся у власти), экономической (распоряжающейся ресурсами), научной (располагающей передовыми знаниями) и т.д., но и нравственной (задающей морально-нравственные и духовные стандарты, основанные на совести). Понятно, что от того, в какой степени элита, находящаяся у власти, нравственна, зависит качество жизни народа, оказавшего ей доверие.

У нас разделение элиты произошло еще в царские времена. Не находящуюся у власти элиту всю без разбора стали называть интеллигенцией. Но по своим взглядам она состояла, как минимум, из трех очень разных категорий — реакционно-консервативной (сочувствующей власти), революционно-радикальной (безнравственной, приведшей страну к событиям 1917 г. и братоубийственной войне) и либерально-демократической (пытавшейся спасти страну от катастрофы, но фактически ее в катастрофу повергшей).

Революционно-радикальная элита, узурпировавшая власть и навязавшая народу свою волю, высоконравственную интеллигенцию к власти не допускала. Поэтому, в СССР «политическая элита» и «нравственная элита» были понятиями не пересекающимися. А, если где-то они и пересекались, этот факт остался незамеченным по той простой причине, что требование быть высоконравственной к политической элите никогда не предъявлялись.

В постсоветские времена властная элита, за редким исключением, категория, отстаивающая интересы не страны, не народа, а, максимум, своей семьи. И не в ее интересах, чтоб подвластный народ был образованным, мыслящим и, — не дай Бог!, — претендующим на человеческое достоинство. Ей нужны винтики, готовые ради выплаты кредита послушно выполнять любые указания. Но зачем, скажите, винтику качественное образование? Чтоб быть вкрученным куда надо, достаточно уметь реагировать на рекламу.

Поэтому, всем нам, — независимо от образования, национальности, вероисповедания и т.д., — нужно повернуться лицом к нравственной элите, распознать ее представителей, предоставить им необходимые полномочия и поддержать. А для этого необходимо понять, что такое нравственность, порядочность, интеллигентность, кто и в какой степени является их носителями, кому можно доверить свою судьбу и судьбу своих детей. Ведь по этим вопросам у нас в головах полнейшая «разруха», а хотим, чтоб все было как у людей, — и выборы, и депутаты, и законы. Такого не бывает. Обеспечить цивилизованное общежитие с разрухой в головах так же невозможно, как невозможно построить надежный, прочный дом из какого-нибудь самана.

Олег Михайлов
24 января 2013

Каким образом отношение к интеллигентности способно отразиться на качестве нашей жизни?: 1 комментарий

  1. ««Быть интеллигентом невозможно без праведничества, жертвенности, известного аскетизма. Но такое ограничение духовности, свободы и личной ответственности не может быть массовым. Именно поэтому интеллигенция в лице лучших представителей — элита» (Г. А. Праздников)» (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 184).

    «Особенность интеллигентности как механизма социального регулирования состоит в том, что она представляет единственный тип социальной регуляции, апеллирующий к личности, принимающей и исполняющей моральные и нравственные требования общества в качестве личностного начала» (Келеман Л.А. Гуманистические перспективы интеллигентности).

    «Интеллигентность включает в себя мотивы, намерения, которые осуществляют регуляцию деятельности человека, направленной к достижению «всеобщего благоденствия», осознанной, оцененной и принятой человеком в качестве идеального основания и оправдания своего поведения» (Келеман Л.А. Интеллигентность как интеллектуально-нравственно-эстетическая целостность).

    «Думается, … религиозный путь морали — тупиковый. Ибо религия — это прежде всего путь запретов и самоограничений. Ну не стимулирует он общественного развития, и все тут! Тогда что же? Здесь мне вспоминается еще одно гуманистическое понятие — ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, которое, несмотря на все давления XX в. и моральные искажения, живо в обществе и приемлемо для широчайших масс» (Цветков В.И. Кодекс интеллигента (мнение)).

    «Только интеллигентность с её высоким нравственным потенциалом и идеей служения может содействовать консолидации, интеграции общества, вести его по пути прогресса» (Веремчук А.С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − один =