Русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
«Русская интеллигенция есть группа, движение и традиция,
объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей»
Г.П. Федотов
Как классик, Георгий Петрович Федотов вошел в историю интеллигентоведения своей статьей под названием «Трагедия интеллигенции», о которой сам автор сказал так: «… мы имеем здесь дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего».
Что это за ключ, в чем его особенность и, чем он может быть полезен для понимания современной России?
«Прежде всего, ясно, что интеллигенция — категория не профессиональная. Это не «люди умственного труда» (intellectuels). … Сознание интеллигенции ощущает себя почти, как некий орден, хотя и не знающий внешних форм, но имеющий свой неписанный кодекс — чести, нравственности, — свое призвание, свои обеты. Нечто вроде средневекового рыцарства, тоже не сводимого к классовой, феодально-военной группе, хотя и связанное с ней, как интеллигенция связана с классом работников умственного труда. …
И однако: не говоря уже о том, что очень значительная часть русской интеллигенции не помышляла о революции (либералы), есть и в святцах интеллигенции имена, не имеющие ничего общего с политической борьбой» (Федотов Г.П. Трагедия Интеллигенции // odinblago.ru).
Это действительно больной вопрос, в том числе, для современной России. До сих пор интеллигенцией называют всех, кого не лень, независимо от того, есть «кодекс — чести, нравственности» или нет даже представления о нем. Причина в том, что понятия чести, нравственности, совести и др. относительны, а попыток их абсолютизировать на необходимом для этого уровне нет. Говорить об этих понятиях в современной России не совсем прилично, считается «вчерашним днем».
«Вдумаемся, что объединяет все эти имена: Чаадаева, Белинского, Герцена, Писарева, Короленко — и мы получим ключ к определению русской интеллигенции.
У всех этих людей есть идеал, которому они служат и которому стремятся подчинить всю жизнь: идеал достаточно широкий, включающий и личную этику и общественное поведение; идеал, практически заменяющий религию. …
Говоря простым языком, русская интеллигенция «идейна» и «беспочвенна». Это ее исчерпывающие определения. Они не вымышлены, а взяты из языка жизни: первое, положительное, подслушано у друзей, второе, отрицательное, у врагов. … Идейность есть особый вид рационализма, этически окрашенный. В идее сливается правда-истина и правда-справедливость. …
Беспочвенность есть отрыв: от быта, от национальной культуры, от национальной религии, от государства, от класса, от всех органически выросших социальных и духовных образований. … В пределе отрыв приводит к нигилизму, уже не совместимому ни с какой идейностью. В нигилизме отрыв становится срывом, который грозит каждому поколению русской интеллигенции. … Срыв отчаяния, безверия от невыносимой тяжести взятого на себя бремени: когда идея, висящая в воздухе, уже не поддерживает падающего, уже не питает, не греет и становится видимо для всех призраком» (Там же).
Сегодня мы можем торжественно признать правоту философа, эмпирически доказанную советским экспериментом и его результатами. Какой бы идеей не руководствовались ее авторы, носители, инициаторы и участники реализации, их беспочвенность заведомо обрекает все усилия на неудачу, а все жертвы на бессмысленность.
«Нельзя обойти молчанием еще одной силы, которая в эту эпоху вливалась в русскую интеллигенцию, усиливая ее денационализированную природу и энергию революционного напора. Эта сила — еврейство … максимально беспочвенно, интернационально по сознанию и необычайно активно» (Там же).
К сказанному историком необходимо добавить еще одну особенность данной категории, проявляющуюся в незаурядных интеллектуальных и творческих способностях представителей еврейской национальности. Данная особенность представляет собой как дополнительные блага (в виде культурных ценностей), так и вред для окружающих их членов социума. Сегодня примером такого «интеллигента» является украинский журналист Дмитрий Гордон — хорошо поставленной речью принявший активное участие в событиях, в результате которых Россия была вынуждена присоединить к себе Крым, а сейчас не хуже поставленной речью обвиняющий В.В. Путина в аннексии Крыма.
«Есть взгляд, который делает большевизм самым последовательным выражением русской интеллигенции. Нет ничего более ошибочного. … самая природа большевизма максимально противоположна русской интеллигенции: большевизм есть преодоление интеллигенции на путях революции. …
Деловитость и интеллигентность несовместимы.
Большевики — профессионалы революции, которые всегда смотрели на нее, как на «дело», как смотрят на свое дело капиталистический купец и дипломат, вне всякого морального отношения к нему, все подчиняя успеху» (Там же).
Несмотря на то, что в конце XIX-начале XX вв. понятие «интеллигенция» было узурпировано ее радикальным крылом (см. сборник «Вехи», например), Ленин со своими единомышленниками были вынуждены конкретизировать свою позицию, в том числе, с помощью специального понятия «большевики», что само по себе лишает права обвинять в катастрофе, постигшей Россию в XX в., всю интеллигенцию. Кстати, в отличие от современных интеллигентофобов, и Ленин, и преданные ему ученики это понимали и признавали.
«… едва почувствовав себя хозяином жизни, народ принялся яростно истреблять интеллигенцию, наплевал на свободу и демократию, которые были ему предложены, и успокоился только в новом, едва ли не тяжелейшем рабстве. …
Интеллигенция может считать его своим — по недоразумению. Ее «идеи», т. е. положительное содержание ее евангелия, для народа пустой звук. Более того, предмет ненависти, как книга, шляпа (бей шляпу!), иностранная речь, как все, что разделяет, подчеркивает классовое расстояние: все атрибуты барства. В 1917 г. народ максимально беспочвен, но и максимально безыдеен. …
Тем самым вековое противостояние интеллигенции и народа оканчивается: западничество становится народным, отрыв от национальной почвы — национальным фактом. Интеллигенция, уничтоженная революцией, не может возродиться, потеряв всякий смысл. Теперь это только категория работников умственного труда или верхушка образованного класса» (Там же).
Описанное явление продиктовано еще двумя обстоятельствами, о которых Федотов знать не мог. Это ликвидация в России безграмотности, размывшая границы между явлениями и понятиями интеллигенции и народа, и деформированная интеграция русской культуры в мировую в результате падения железного занавеса и непрекращающейся холодной войны между Россией и Западом, размывающая границы между интеллигентами и интеллектуалами. Все эти обстоятельства не могли не отразиться на положении интеллигенции в современном обществе, в результате чего немалая часть ее представителей, абстрагировавшись от национальной почвы, реализовывают свой интеллектуальный и творческий потенциал на чужбине, внося свой вклад в развитие «мировой» науки. Таким образом, разрыв между интеллигенцией и народом с моно-ментального перерождается в поли-ментальный, о сокращении которого не может быть и речи.
«Интеллигенция влилась в основное русло великой русской культуры, уже начавшей свое оцерковление с конца XIX века.
Но, может быть, в этой точке рождается новая интеллигенция, с новым отрывом от народа, переменившаяся с ним ролями: народ отрывается от исторической почвы, интеллигенция хранит религиозное сознание? Да, это правда, что отныне религиозное и национальное сознание России может строиться только в работе этой новой церковной интеллигенции: не на этнографических пережитках, а на идее-символе. …
Принимая в свои святцы декабристов, народовольцев, революционная Россия, отправляясь от них, приобщается и к дворянско-интеллигентской культуре. Это пока лишь задание, но оно будет выполнено. А за приятием дворянской культуры неизбежно ее преодоление. Народ пойдет путем интеллигенции — хотя бы опаздывая на столетие — через Толстого в церковь. Раз исцелен дух страны, он будет животворить и тело» (Там же).
Ждет ли Россию такое воцерковление, как пишет мыслитель, хотя бы в будущем, сказать трудно. Пути Господни неисповедимы. Будем надеяться, что так оно и произойдет. Но уже сегодня мы видим, что за очень редким исключением, современные носители интеллигентности понимают роль и значение православия в формировании и сохранении не только русского государства, но и русской культуры со всеми ее составляющими. И интеллигентности в их числе.
Олег Михайлов
2020 г.