Гончаров А. Образование без образа

Куда ведет наших детей и нас школа

1 сентября дети идут в школу после долгих каникул. Даже типичный двоечник радуется началу учебного года, ведь есть возможность встретится с друзьями, которых не видел летом. Особые чувства испытывают первоклассники, ибо надвигается нечто новое и еще неизведанное. 

Все будет, как всегда… И торжественная линейка, и поздравления, и звонок, и цветы, и музыка… Праздничный день…

Школа в жизни ребенка XXI века занимает изрядную часть жизни, причем весьма непростой, со своими счастливыми моментами и неожиданными трудностями и даже приключениями.

Впрочем, как раз сейчас, в День знаний, и пришло время поговорить об образовании, его проблемах, его значении для общества и страны. Подошел наилучший повод для размышлений.

Мало кто задумывается о том, что есть образование и в чем его отличие от такого понятия, как грамотность. Их часто путают, а иногда и замещают одно другим.

Парадокс заключается в том, что грамотный человек может быть необразованным (точнее «образованцем», как писал А. И. Солженицын), а безграмотный оказаться весьма образованным.

Грамотный инженер — это хорошо подготовленный специалист, профессионал, получивший определенный набор знаний, умело его применяющий в работе. Примерно то же самое легко сказать и о грамотном враче, учителе, ученом, слесаре, дворнике и т. д.

Словосочетание «образованный инженер» выглядит дико и ничего нам не даст, кроме затуманивания мозгов. По привычному смысловому наполнению это опять будет «грамотный инженер».

Образованный человек — это единственно верное употребление вместе данных слов. Человек, создавший свой собственный образ, ставший личностью, если угодно, уже написавший свою собственную икону. 

Стать просто так образованным невозможно, пусть за плечами лежат и школа, и вуз. Знания — лишь оклад к иконе человека, но не она сама.

Система образования в любой стране помогает писать этот образ, а знания служат украшением его. Образование должно человека воспитывать, то есть давать определенные поведенческие рамки, приучать к долгу, ответственности, да и научать Отечество любить в конце концов.

Система образования производит отбор людей, необходимых обществу, чтобы оно развивалось поступательно, без резких рывков и тем паче отходов назад.

К сожалению, не только в России, но внутри всего того гигантского сообщества, именуемого «европейской цивилизацией», система образования начала сбоить, производить отбор шиворот-навыворот, поднимая вверх худший по качеству человеческий материал, и опуская вниз лучший.

Чего уж греха таить, именно в школе дети понимают, что слово чести не существует, что добрым быть не выгодно, что льстить и угождать полезно, что погоня за материальными ценностями модна и привлекает всеобщее внимание. Конечно, нельзя все сваливать на несчастную школу, многое закладывается в семье, на улице в общении со сверстниками, а самые грязные идеи в детские головы вбивает телевидение и интернет. Спорить с этим затруднительно, да и не стоит.

Дело совершенно в другом. Система образования призвана отсекать или смягчать негатив, проникающий в школу со стороны. Но она этого не делает, а напротив его усиливает. Почему? Виноваты не дети. Они — жертвы системы. Спрашивать надо со взрослых, тех дяденек и тетенек, которые систему образования насадили и продвигают, и оправдывают.

В интернет, на различных сайтах, постоянно образование рассматривается через призму экономики, как производство. Бог мой! Да сама постановка вопроса в сем ракурсе есть преступление, а не невинная ошибка. К формированию человеческого образа относятся как к изготовлению котлет, самолетов, пулеметов, унитазов и прочего. Какая из котлеты личность? А как из ребенка вырастить личность, если его представляют в виде разумной котлеты или гамбургера с ушами и глазами?

В школе вводятся предметы пустопорожние, где много всего и ни о чем, где напихано столько всего разного, что глаза и у взрослого разбегаются. Возьмите учебники по «Окружающему миру», почитайте и тогда поймете, что я пытаюсь сказать.

В некоторых регионах Российской Федерации уже с первого класса вводят уроки информатики? Зачем? Господа-товарищи, вам мало мобильных телефонов, планшетов и компьютеров, которые современные дети начинают использовать чуть ли не с грудничкового периода?

Неужели непонятно, что визуальные образы, распространяемые через интернет, телевидение и т. п. убивают самостоятельное образное мышление у ребенка. Американские специалисты из знаменитой Кремниевой долины стараются своих ребятишек не допускать до компьютера как можно дольше. А они ведь знают, что делают. Они не хотят, чтобы их чада росли идиотами, чтобы привыкали искать ответы на все вопросы одним кликом «мышки» во «всемирной паутине», не напрягаясь и не испытывая счастья открытия, сделанного самостоятельно.

Я не являюсь ретроградом и не собираюсь выбрасывать ноутбук с девятого этажа на голову какого-нибудь деятеля из сферы образования. Но ноутбук должен приходить не к ребенку, мучающемуся над «жи» и «ши», а к юноше или девушке, усвоившим нормально математику, английский язык, азы истории, письма на родном языке. 

Человек обязан понимать для чего ему нужен компьютер, например, для работы. А ежели он не готов, то подарить ему ноутбук и научить минимально пользоваться, это все равно что макаке дать «лимонку», не рассказав, зачем тут такое красивенькое колечки имеется. Взрыв, губящий душу и сердце, ничем не лучше уничтожающего тело.

Как хотите, но современная система образования уже мешает сотворению образа человека, она как будто запрограммирована на расчленение душ и сердец детей каким-то безумным терминатором, и говорит подобно Тараканищу из сказки Корнея Чуковского: 

Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!

Школа перестала образовывать, задавленная перманентными реформами с одной стороны, а с другой стороны, перегруженная бюрократическими требованиями и правилами. 

Мы не видели в XXI веке крепостных крестьян, но вот крепостные учителя встречаются на каждом шагу, в том числе и в школе, находящейся за углом вашего дома.

О каком образовании следует вести речь, когда педагогам им и заниматься некогда. Учитель задавлен бумагами, курсами повышения квалификации (полезными только тем, кто их проводит), борьбой за «часы», «баллы», «коэффициенты» (от них зависит зарплата). Что вы хотите от этого бедного учителя? 

Заметьте, как из школ постепенно исчезают творческие личности и обратите внимание кто приходит им на смену. Выводы получите прелюбопытные. Сама система образования выдавливает личность из школы.

В ответ на все мои размышления спокойно находится ответ: «Вот наши ученики выиграли в Сингапуре, Париже или Токио очередную олимпиаду! А ты, дорогой наш, вопишь о крахе системы образования!»

Эх, милые мои, перед вами только праздничный фасад, иллюзия, прикрывающая серые будни обычной средней школы. Да и побеждает на олимпиадах грамотность, а не образованность. Наша образованность являет себя миру в случаях, когда писают школьники на Вечный огонь, ломают кресты на храмах, стреляют в товарищей. Раньше это были единичные случаи. А ныне, похоже, что количество таких поступков растет. Не все же попадает на «голубые экраны» телевидения. Посмотрите, что выкладывают в интернете дети, какие «видосы», так волосы дыбом станут.

Хорошо еще что мы отстаем от пресловутого Запада, а в школьных программах нет «просвещения» в стиле ЛГБТ, отсутствует проповедь «критической теории» и другие «предметы», внедренные в США, Франции, Великобритании и т. д. Но их время придет. Не завтра придет. Однако, что будет послезавтра, после того как поколения, прошедшие сито нынешней системы образования, просочатся в парламент, политические партии, менеджмент предприятий и организаций? Здесь и предсказывать нет необходимости…

Если родители, чиновники, общественные организаторы не задумаются срочно, куда нас ведет система образования и не начнут ее преобразовывать в ближайшие годы, помня, прежде всего, не о прибыли и производстве, а о становлении образа в каждом маленьком человеке, то произойдет катастрофа огромного социального масштаба. Мы самоуничтожимся, уйдем как нация, даже имени своего не оставив.

Известнейшему педагогу и организатору русской школы С. А. Рачинскому (1833−1902) принадлежит высказывание: «Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это — вопрос роковой и грозный. От качеств ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы мира».

http://www.segodnia.ru/content/245707

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − двенадцать =