Калинин С. Как стать настоящим интеллигентом?

Идея написания этой заметки возникла у меня после прочтения замечательной книги Д.С.Лихачёва “Письма о добром”, в которой есть двенадцатое письмо, которое прямо так и называется “Человек должен быть интеллигентен”.

Написано оно очень лаконично, и каждая мудрая фраза там на вес золота, но я всё же постараюсь сделать “выжимку” основных тезисов:

“Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно”.

“Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового”.

“Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)”.

“Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях”.

“Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему)”.

Резюмирую: академик Лихачёв — человек, который прожил достойную жизнь, учёный с мировым именем. Человек, который прошёл через печально знаменитый СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) и пережил блокаду Ленинграда. При этом он не просто выживал, но находил способы творить, реализовать своё жизненное призвание и оставаться Человеком. Например, в концлагере он вполне серьёзно изучал уголовную субкультуру, включая язык, традиции и проч. В “Воспоминаниях” Лихачёва очень много мыслей, созвучных идеям Виктора Франкла и Бруно Беттельгейма.

Напомню, что Франкл и Беттельгейм — психологи (психоаналитики), которые также побывали в концлагерях, были своего рода “исследователями по неволе”. И оба пришли к пониманию, что человек выживает тогда, когда остаётся верным этическим принципам, когда не утрачивает волю к смыслу (или другим трансцендентным ценностям, находящимся далеко за пределами сиюминутных потребностей), когда продолжает творить и реализовать своё жизненное призвание, несмотря на те страшные обстоятельства, в которых оказался. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, несомненно, из породы таких сильных духом людей, поэтому лично у меня его “экспертное мнение” о том, что “человек должен быть интеллигентен”, никаких возражений не вызывает. Более того, “быть интеллигентным” для меня — важная цель моего саморазвития.

Прежде чем я расскажу о том, что значит для меня “быть интеллигентным”, пару слов о самом понятии. Само слово “интеллигент” производное от “интеллект”. Т.е. “интеллигентами” можно называть всех интеллектуалов, активно мыслящих в силу профессионального призвания (“работники умственного труда/творчества”) или по зову сердца (просто “мыслящие люди”, имеющие широкий круг умственных интересов). Думаю, что современное понятие “креативный класс” (как занятые в “производстве идей и впечатлений”, но не в “производстве вещей” люди) также во многом пересекается с “интеллигенцией”.

Мало кто знает, но в отечественной культуре слово “интеллигенция” стало популярным в 1860-х благодаря писателю и журналисту П.Д.Боборыкину, который, кстати, использовал этот термин иронично и, скорее, в негативном смысле. По Боборыкину типичный российский интеллигент (эпохи свободолюбивых 1860-х) — это студент-разночинец или скучающий барин, начитавшийся западных книг про “свободу, равенство, братство” — который “нравственно озабочен”, и мечтает осчастливить простой народ всеми этими прогрессивными идеями.

Вот эта “нравственная озабоченность” сделала (и делает!) из российской интеллигенции “дрожжи общества”, стремящиеся осчастливить человечество любыми средствами. Без интеллигентов в России не было бы революции 1917 года. Но, как верно заметил Томас Карлейль: “Всякую революцию задумывают романтики (=интеллигенты), осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи”. Что, собственно, произошло и в России: вчерашние активисты борьбы с царизмом отправились в концлагеря, а официальная идеология отвела интеллигенции третьестепенную роль “прослойки между передовым рабочим классом и колхозниками”.

В СССР интеллигенты жили как в тисках. С одной стороны презрение “гегемонов” (“простых пролетариев и крестьян”): “Ну ты, в шляпе / в очках!”. С другой стороны жёсткая цензура, контроль и “чистки” со стороны власти всех интеллектуально-интеллигентских сфер деятельности. Это закономерно приводит к тому, что “интеллигентность” начинает вырождаться в мем, в анекдот. Квинтэссенция этого вырождения собрана, к примеру, на Лурке (слабонервным лучше не читать))).

Выродившегося интеллигента можно называть пост-интеллигентом (как в той старенькой песенке ДДТ))). Человеком слабым, пассивным, жалким, и, главное, поверившим в свою никчёмность. Кухонная демагогия “о высоком” остаётся, но бОльшая часть работников умственного труда всё больше превращается в “лишних людей”, которых не ценят, не уважают, и чьё банальное выживание становится проблемой (“я инженер на сотню рублей, и больше я не получу” (с) БГ).

Приведу маленький пример из моей жизни. Я начинал мою преподавательскую карьеру в Педагогическом институте. Представьте, я после окончания пятого курса читаю лекции по психологии студентам, которые учились на третьем курсе. Некоторые из них были даже старше меня по возрасту, но… Самым удивительным было то уважение, с которым они ко мне относились. Проявлялось оно во многом, но наиболее показательными была дисциплина и тишина на лекциях. Дело в том, что большинство студентов были из деревни, где отношение к профессии учителя было самым высоким: учитель — это тот, кто учит грамоте, кто открывает жизненные горизонты, кто помогает вывести жизнь твоих детей на совсем новый уровень. И как бы там не шутили, но “работники умственного труда” — учителя, врачи, агрономы и проч. всегда были востребованными и уважаемыми “на земле”.

Не знаю, как сейчас обстоит дело с уважением к учителям в деревне (подозреваю, что плохо), зато очень хорошо представляю, как ведут себя современные студенты даже по отношению к очень известным профессорам. Уважением там и не пахнет. Завоевать его, в принципе, можно, если “поставить себя” — т.е. начать вести себя как пахан на зоне, но, по-идее, высшее образование — это про другое… Не берусь утверждать, что “везде всё плохо” (дабы не уподобляться пост-интеллигентам))), но негативных примеров знаю много.

…Перед написанием этой заметки я покопался в Сети — мне было интересно, есть ли какое-то особенное современное понимание “интеллигенции”. (Не буду рекомендовать конкретные заметки, но могу посоветовать погуглить “интеллигенцию” на сайте snob.ru — именно там мне встретились разнообразные, но при этом довольно глубокие и интересные размышления по теме). Главное, что я понял для себя после этих изысканий, что в понимании “интеллигентности” очень важно уйти от политизации и примитивно-социологического подхода. Т.е. предлагаю выбрать в качестве отправной точки два тезиса: 1) Интеллигенты — это не те, кто митингует на Болотной и блещет эрудицией в социальных сетях, обсуждая промахи “режима”; 2) Интеллигенты — это не те, кто противостоит “быдлу”, “пролетариям” и прочим реальным/условным социальным группам.

Лично для меня “быть интеллигентным” — это часть моего саморазвития; это соблюдение ряда правил/принципов, позволяющих мне чувствовать себя Человеком (с большой буквы). Причём соблюдаю я эти правила для себя (это мой внутренний императив), а не потому что так “надо”, и не ради того, чтобы кому-то угодить / понравиться / “спасти и осчастливить всё человечество”.

Итак, мои правила интеллигентности:

1. Мысли! Особенно там и тогда, где другие не думают. Исходя из первичного определения, интеллигент — активно мыслящее существо)). Но тут есть несколько принципиальных уточнений:

1.1. Важно уметь мыслить самостоятельно (а не потреблять то, что вкачивают в нас СМИ, “семья и школа”, а также ближайшее окружение). Самостоятельность проявляется в интеллектуальной смелости — в способности размышлять над “запретными” темами, предлагать оригинальные ответы на “вечные” вопросы. При этом не обязательно думать “против” общепринятого, важно думать иначе, “в сторону”))).

1.2. Чтобы уметь мыслить самостоятельно, надо обладать соответствующей культурой мышления. Для меня лично это вопрос сугубо прикладной, и ответ на него заключается в целенаправленном развитии соответствующих навыков и “технологий” мышления. Каких именно? Вот список для начала: критическое мышление, системное мышление, творческое мышление.

1.3. Главное, чего стоит избегать в мышлении — это “мышления удава” ))) Ну, помните, как в том старом мультике говорил удав: “У меня есть мысль, и я её думаю”. “Мышление удава” — это бесплодная мысленная жвачка, когда даже самые оригинальные мысли не выходят за пределы головы мыслителя (или за пределы очень узкого “кухонного” круга общения). Мышление подлинного интеллигента обязательно имеет осязаемый результат (в виде идей, текстов, открытий, смыслов, озарений и проч.), благополучно донесённый до целевой аудитории.

Пост-интеллигенты сплошь все непризнанные гении, которых “никто не понимает”. А не понимает как раз потому, что “страшно далеки они от народа”, что они не удосуживаются сделать продукт своего мышления удобоваримым — доступным пониманию, и, главное, полезным. Мыслить = принимать на себя ответственность за то, чтобы моя (ваша) мысль была донесена до адресата, была понята (правильно!) адресатом, и могла бы изменить его жизнь к лучшему.

2. Будь добрым. В отечественной культуре “интеллигентность” всегда связывается с человеколюбием, гуманизмом, высокой нравственностью. Для себя я расшифровываю это так:

2.1. Я не обязан “любить людей/человечество”, но я могу принимать человеческую природу такой, какая она есть, и я могу верить, что в каждом человеке есть нечто высокое и прекрасное (“искра Божья”). У каждого есть лучшая сторона, и от меня зависит, смогу ли я разглядеть (и активизировать) эту лучшую сторону. В любой ситуации я пытаюсь общаться с “лучшей версией” собеседника.

2.2. Каждый человек — микрокосм, неисчерпаемая Вселенная. И только поэтому абсолютно каждый заслуживает уважительного отношения. У Салтыкова-Щедрина был персонаж, который в каждом человеке “видел не лик Божий, а харю, куда можно тыкать кулаком” — и такое отношение к другим людям закономерное следствие неуважения. Уважение — признание уникальной ценности другого, из чего следует, что относиться к этой ценности надо бережно и ответственно.

2.3. Каждый человек интересен, и нет большего мысленного наслаждения, чем взаимопонимание, чем найденное “родство душ”. Но уверен, что без выполнения двух предыдущих условий (способности видеть в другом лучшее + уважать) подлинное понимание невозможно.

2.4. Быть добрым — значит не только желать другим добра, но и делать добрые дела на практике. Интеллигент = альтруист, но при этом “мыслящий альтруист”. Т.е. не пытается навязчиво “причинить добро” и осчастливить сразу всё человечество, а действует избирательно — на основе глубокого понимания (см.п.2.3) того, что есть благо для другого человека. /На практике это означает, что я постоянно участвую в каких-то благотворительных проектах и/или оказываю мои профессиональные услуги “в формате благотворительности” — бесплатно или почти бесплатно. Но делаю это лишь тогда, когда знаю конкретного адресата, понимаю, что ему нужно, и вижу результат этой помощи/.

Если говорить о добрых делах в более широком социальном и политическом контексте, то мне кажется, что подлинным интеллигентом может быть не фанатик-идеалист, а тот кто последовательно придерживается созидания, отвергая разрушение в любых его формах.

2.5. Воспитанность. Вежливость и доброжелательность. Скромность. Простота в общении и отсутствие “понтов”. Чистота и грамотность речи. Аккуратность в делах и в быту. Верность своим обещаниям и пунктуальность. Я понимаю, что это не про этику, а всего лишь про этикет. Но мне кажется, что этикет — это простые правила, которые помогают лишний раз не нарушать личные границы других людей, заставляя их нервничать и защищаться. Этикет — тоже проявление доброты (и просто красиво).

3. Создавай! Будь собирателем, хранителем и строителем умного, доброго, вечного. Как бы пафосно это не звучало, но живи по-крупному — ради Истины, Добра, Красоты и прочих вечных ценностей. Немного приземлю этот пафос))))

3.1. Учиться, учиться и ещё раз учиться! Учиться всему, и всеми доступными способами! Самый поверхностный критерий интеллигентности — хорошее (и непрерывное по жизни) образование и самообразование. И дело тут не в получении престижных “корочек” — важно, чтобы было здоровое любопытство, устойчивые познавательные интересы, способность удивляться и стремление открывать мир во всём его многообразии.

Для меня “быть образованным” — это своего рода азарт, наркотическая жажда))) — когда получаешь огромное удовольствие, узнавая всё новые и новые вещи. При этом важно балансировать широту общего кругозора и глубину постижения в рамках своей узкой профессиональной специализации.

3.2. Выбери “свою колею” и стань Мастером. Даже если “работник умственного труда” не сеет, и не пашет, его деятельность всё равно должна приносить результаты (об этом я уже писал в п.1.3). Работа с информацией/идеями — это тоже работа, пусть не такая наглядная, как строительство дома. Если результаты умственного труда незаметны, непонятны и не оценены окружающими, то пост-интеллигента может накрыть ощущение собственной никчёмности и недооценённости. Но…

Не важно, каким именно “умственным трудом” вы занимаетесь! Важно КАК вы им занимаетесь, какого уровня достигаете. Важно, чтобы это было ваше любимое “дело всей жизни”; чтобы это был род занятий, который бы вы рассматривали как основной способ самореализации. Если будет так, то у вас есть все шансы стать Мастером — профессионалом высшего уровня. Для меня подлинная интеллигентность неразрывно связана со стремлением достичь высочайших высот в своей сфере деятельности и превзойти их. Интеллигент = тот, кто ценит совершенство и стремится к нему.

3.3. Создавай и оценивай свои результаты в правильной системе координат. Интеллигент = идеалист, в том смысле, что он “не от мира сего”, и его мало волнует мнение “случайных прохожих”. Его референтная группа (т.е. люди, чья оценка для него по-настоящему важна, и с которыми он себя сравнивает) — творцы мировой Культуры, великие люди прошлого и настоящего. То, что я делаю, я оцениваю “по гамбургскому счёту”, как если бы работал в одной команде с лучшими гениями, известными из мировой истории. /Набрать правильную референтную группу легко, если хватает образования, п.3.1./

Интеллигент “синхронизирован” с Вечностью. За будничными мелочами он не теряет способность различать что-то более масштабное и важное — вечные смыслы и ценности. С философской точки зрения это можно назвать трансцендентным (т.е. устремленным за пределы сиюминутного существования) и холистическим (целостным) мировоззрением. Причём опирающимся на твёрдую этику (см.п.2). Поэтому важно не просто суетиться по жизни, а оставить после себя действительно что-то достойное для потомков, общества, мировой Культуры. Как в той притче: не просто класть кирпичи, а построить храм.

…пожалуй, это основное. А как вы понимаете интеллигентность? Насколько для вас важно быть интеллигентным человеком?

Если возникнут вопросы, или необходимость в психологической консультации или коуч-сессии — обращайтесь! Я по-прежнему открыт для общения с вами.

https://medium.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 + тринадцать =