Калашник Н.Г. Функции Густосологии в воспитании интеллигентности современного молодого человека

Украина вошла в ІІІ тысячелетие независимым государством. Стремление Украины стать членом Евросоюза требует реформирования не только законодательной, экономической, политической, социальной составляющей жизни современных украинцев, но и их морального, «внутреннего» наполнения. В этой связи важное значение приобретает реформирование украинской средней и высшей школы.

Сущность и цель образования — создавать высокообразованных людей, передавать им умения практической деятельности в той или иной ее области. Сегодня, в период становления и утверждения новых принципов образования, нашему обществу необходимо ответить на вопрос, какого человека следует формировать, что есть конечным «продуктом» системы образования. На наш взгляд, сегодня  общество объективно заинтересовано в нравственно ориентированном профессионале, интеллектуале с обостренным чувством совести, патриоте. В совершенном, законченном виде такой тип личности может быть выражен понятием «интеллигент».

Целью данной статьи является дать определение эстетическому вкусу как фактору воспитания интеллигентности современного молодого человека.

Обозначенной цели подчиняются и конкретные задачи исследования:

  • на основе психолого-педагогической литературы определить формирование интеллигентности как цель воспитания и образования современного молодого человека;
  • дать определение Густосологии как комплексной науки, посвященной, в частности, проблемам формирования вкуса к жизни у молодого поколения;
  • проследить взаимосвязь Густосологии и процесса формирования интеллигентности современной молодёжи.

Согласно справочной литературе, Интеллигентность (от лат. знающий, понимающий, разумный) определяется как сплав умственных и этических достоинств человека, выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. Интеллигентность проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира [7].

Другая трактовка данного понятия определяет интеллигентность как совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры. Первоначально интеллигентность — производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий — ученых, художников, писателей и пр. [1]. И.Бестужев-Лада считает, что интеллигентность включает в себя сложный комплекс нравственных качеств и свойств, где образование — лишь один из элементов и поэтому интеллигентным может быть представитель любой профессии, если он порядочен и честен, добр и благожелателен к окружающим, умен, начитан и постоянно стремится к пополнению знаний [8].

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов» [5]. Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда. Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе. Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:

  • обостренное чувство социальной справедливости;
  • приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
  • следование велениям совести, а не внешним императивам;
  • тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
  • способность к состраданию;
  • идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию.

Эстетический вкус как в сфере национальной культуры и искусства, так и в овладении шедеврами мировой культуры разных эпох и народов является одним из признаков подлинной интеллигентности.

Эстетический вкус – это основа гармоничного образа жизни не только личности, но и отдельных социальных групп, нации, общества в целом. Он предусматривает способность оценивать красоту, в разных ее формах и проявлениях, в природе, общественной жизни и в предметах искусства, различать противоположные, альтернативные качества красивого и уродливого, отличать целесообразное, гармоничное, приятное от грубого, неприличного, несовершенного и т.п. Чаще все это происходит интуитивно, в зависимости от возраста, пола, национальности и общекультурной воспитанности и осведомленности. Категория эстетического вкуса является одной из самых сложных в эстетике, поскольку она формируется на основе философии, психологии, педагогики, культурологии с учетом специфических закономерностей искусства, объективной действительности и субъективного ее восприятия, соответствующей духовной трансформации вышеназванных ингредиентов и проявляется как органическое единство рационального суждения и чувственно-эмоционального переживания.

Относительно происхождения вкуса у человека, то некоторые исследователи считают, что он присущ человеку от рождения и является формой инстинкта, большинство же специалистов придерживаются мысли, что он формируется на протяжении жизни. Понятие вкуса можно рассматривать с разных сторон. На первый взгляд кажется, что вкус имеет автоматическое, непроизвольное проявление как интуитивное целостное суждение о предмете без предварительного его анализа. Но, вопреки внешней одноактности вкусовой оценки, вкус имеет широкий круг зависимостей, на основе которых он складывается и трансформируется. В первую очередь он зависит от приобретенного человеком опыта, под углом зрения которого он и подходит к оценке действительности. Вкусы отдельных общественных слоев населения, этнических групп и отдельных исторических эпох потому и различаются между собой, что формируются они при разных условиях, людьми с неодинаковым жизненным и социокультурным опытом.

В условиях политико-экономических преобразований, переживаемых сегодня в мире, вопрос о роли эстетизации жизни общества встает как никогда остро. Задача фор­мирования эстетических вкусов (как массовых, так и индивидуальных) приобретает пер­востепенное, общегосударственное значение. Важным условием решения этой задачи впроцессе школьного обучения и воспитания является создание таких ситуаций, в кото­рых ученики имели бы возможность наблюдать, анализировать, пополнять знания о пре­красном, действовать по внутренним и внешним законам красоты. Это обеспечило бы обогащение их собственных художественных и творческих знаний и умений, влияющих на формирование эстетических вкусов, чувств, взглядов, все духовное развитие лично­сти, её активную жизненную позицию.

Создать такие условия в школе и вузе призвана научная и учебная дисцип­лина — Густосология (от лат. Gustos вкус), то есть наука об эстетическом вкусе. Ее задача — дать комплексную, системную характеристику основных форм и проявлений пре­красного во всех сферах человеческого бытия и их отображения в эстетических вкусах человека. Эта комплексная дисциплина ставит целью интегрировать в единую целостную систему всю совокупность знаний, касающихся эстетических вкусов, — историю их раз­вития, теоретического и духовно-практического осмысления, место и роль отдельных психологических и гносеологических факторов.

Предметом Густосологии являются эстетические вкусы во всех их разновидно­стях, формах, проявлениях и аспектах. По своему общему определению она является вы­деленной частью эстетики, что в значительной мере предопределяет се мировоззренче­ские и методологические основы, ее проблемы, принципы и категориальный аппарат. В то же время было бы ошибкой толковать ее лишь как относительно самостоятельный раздел эстетики, поскольку она органически включает в себя также некоторые аспекты культурологии, психологии, социологии, педагогики и ряда других фундаментальных и прикладных наук, а следовательно, по своему содержанию и структуре является ком­плексной наукой, которую можно отнести к так называемым «стыковым» наукам.

Основополагающей категорией Густосологии является эстетический вкус как спо­собность судить о красоте (или ее отсутствии) в природе, обществе, человеке, в продук­тах его деятельности, в частности в искусстве. Все другие категории Густосологии так или иначе связаны с данной категорией, то есть касаются разновидностей, функций и ус­ловий формирования или функционирования эстетических вкусов. Речь идет о таких ка­тегориях, как:

  • виды вкусов (различаются по характерным особенностям их носителей: возрасту, полу, этнической или профессиональной принадлежности, т.п.);
  • формы вкусов (различаются в зависимости от предмета вкусовой опенки: музы­кальный, литературный, художественным и т.д.);
  • модификации вкусов (различаются по степени соответствия эстетическому идеа­лу: адекватный, трансформируемый, извращенный, антивкус);
  • уровни развития вкусов (характеризуют степень сформированости эстетических вкусов как отдельной личности, так и определенной социальной группы или общества в целом).

Категориями Густосологии являются также основные функциональные характери­стики эстетических вкусов — их познавательная, оценочная, творческая и практическая (деятельностная) функции. Особенно важной из указанных функций является послед­няя. Речь идет об эстетически направленной аксиологической деятельности человека.

Основными проблемами Гусгосологии как науки, определяющими основные на­правления научных исследований в этой области, являются следующие:

  • природа эстетического вкуса, его биологические предпосылки и социальная сущность;
  • закономерности и особенности формирования эстетического вкуса и его осозна­ния на духовно-практическом и теоретическом уровнях в филогенезе и онтогенезе, то есть в процессе исторического развития человечества и в ходе индивидуального развитии личности;
  • типология эстетических вкусов в зависимости от их носителей, уровня их разви­тия и адекватности эстетическому идеалу;
  • функции эстетических вкусов (познавательная, оценочная, творческая, практи­ческая);
  • закономерности эстетически ориентированной аксиологической деятельности (деятельности по опредмечиванию и распредмечиванию эстетических ценностей), её разновидности и роль эстетических вкусов в ее осуществлении;
  • вкусовая культура личности, социальной группы, общества в целом, ее место и роль в общей культуре.

Эстетический вкус является органичной и неотъемлемой частью процесса образо­вания и воспитания. Ниже будет рассмотрено отражение вкусового компонента в некото­рых видах воспитания:

Эстетическое. Предметом эстетики, наряду с другими категориями, являются человеческие вкусы, отражающие оценку всего того, что создало человечество в преды­дущие эпохи, что является предметом современного творчества в литературе и других видах искусства и аксиологической деятельности. Общее учение о вкусах, входит в пред­мет эстетики. Эстетический вкус — это также основной показатель талантливости челове­ка, создающего духовные и материальные ценности. Он является наивысшим критерием оценки творчества художника. Через него проявляется его принадлежность к определен­ной эстетической школе, потому что вкус отличает индивидуальный стиль творчества. Образцами высокого вкуса для наших современников остаются украинская, русская и за­рубежная классическая литература прошлого, театр и другие области искусства. Вкус — инструмент измерения ценности произведений искусства. Общественная оценка налага­ется па человеческое «нравится — не нравится».

Умственное. Академик Д.С.Лихачёв определял интеллигентность в том числе и как «способность к обучению» [6], другими словами – к умственному развитию. Эстетическая оценка предусматривает проникновение в сущность предмета, содержит а себе сравнение, анализ и вывод, которым, собственно говоря, мы и придаем значение настоящей оценки. Это тем более так, поскольку некоторые объекты эстетического суждения являются очень сложными по форме и содержанию, требуют серьезного и вдумчивого, нередко длительною изучения. Выразить мгновенную оценку нового для нас романа, симфонии, балета, кинофильма и т.п. иногда невозможно, потому что для прочтения, прослушивания, просмотра и осмысления подобных произведений нужно длительное время, на протяжении которого мы рассуждаем, анализируем, определяем наше отношение к форме и содержанию отмеченных произведений. Любое серьезное эстетическое суждение или эстетическая оценка всегда связаны с проникновением в идейное   значение    произведении;    их    нельзя    противопоставлять    оценке    научно-теоретической. Произведение искусства, автор которого опирается не только на чувство, но и на творческое мнение, нельзя и понять без участия умственной деятельности,

Трудовое. Выбор профессионального пути, на котором возможны и трудности, и препятствия, требует волевых усилий, воспитания волевых качеств — мужества, упрямст­ва, настойчивости. Для этого нужны особые эмоциональные переживания, отражающие не только настрой, но и вкус человека к такой жизни. Риск пилота, хирурга, полярника, альпиниста также связан со вкусом к экстремальному образу жизни. Вкус нужен и рабочему у станка, и механизатору в поле, и оператору на ферме. Вкус является частью профессионализма; без него человек не может достигнув высот в выбранной профессией, сознательно заниматься самообразованием и профессиональным самосовершенствовани­ем, ограничиваясь фазой ремесленника.

Экологическое. Ради сохранений приемлемой для человека среды обитания в современном обществе на первое место выходят вопросы воспитания экологической культуры и ответственности. Термин «Экологическое воспитание» появился в педагоги­ческой науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружаю­щей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей ис­тории педагогической мысли. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают вос­питание любви к природе. С другой же стороны, экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие объекта воспитания, форми­рование у него ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений, проповедует идею восприятия человека как части экологической сис­темы Земли и Вселенной, а не её эксплуататора. Одной из задач экологического воспита­ния сегодня является воспитание у человека вкуса к экологическому поведению.

Этическое. Обосновывая общие принципы поведения людей, его общественные нормы, этика непосредственно связана с эстетикой, в том числе с эстетикой человеческих отношений, — именно здесь они, в сущности, совпадают, ведь этическое поведение — все­гда красивое поведение, а этикет – это, в первую очередь, умение вести себя не только прилично, но и по законам красоты, с изысканным вкусом. Также в этике существует та­кая категория, как «красота поведения», которая отражает высший уровень воспитанности в межличностных отношениях и соблюдение этикета. Наряду с другими категориями этики, в ней содержится вкусовой элемент, соблюдение которого в значительной мере определяет тактичность и стиль поведения,

Религиозное. Религия как форма общественного сознания играет одну из опре­деляющих ролей в формировании эстетических вкусов, прежде всего благодаря художе­ственному, эстетическому оформлению церковных сооружений, религиозных культов, праздников и т.п., особенно в прошлые эпохи, когда церковь, ее иерархи были основны­ми заказчиками художественной продукции, а священнослужители — едва ли не единст­венными образованными людьми, духовными наставниками своих прихожан, и в частно­сти молодежи, в том числе и относительно формирования эстетических вкусов. Архитек­тура храмов, их отделка и поныне остаются образцом искусства соответствующих эпох, а часто — и шедеврами мирового искусства. Религиозные учения, поскольку они касались мировоззренческих, социальных исоциокультурных вопросов, заключали в себе и опре­деленные эстетические концепции, давали толкование прекрасного.

Вкусы являются одними из ведущих атрибутивных качеств человека, отличающих его от животного, характеризующих его как творческое существо, поскольку творчество основывается не только на логике, но и на интуиции, характерной чертой которой, как показал еще немецкий философ Шеллинг, является вкусовой компонент.

В качестве вы­вода следует отметить, что выделение Густосологии из эстетики является закономерным процессом удовлетворения объективной потребности новых условий жизни и последую­щего развития общества. Чем выше будет подни­маться в своем развитии человечество, тем большую потребность будет испытывать оно в красоте к большее значение будет приобретать культурное наследие, художественная аксиологическая деятельность в формировании эстетических вкусов молодых людей. Высокая интеллигентность основывается на нравственном воспитании детей и молодежи в семье, на положительном влиянии ближайшей среды, что в дальнейшем активно влияет на профессиональный рост и интеллектуальное развитие личности. Исследования в области педагогической социологии высшей школы, психологии студенческой молодежи свидетельствуют, что главным фактором их развития является обогащение профессионального и культурологического уровня личности. Это необходимое условие всестороннего развития новых поколений граждан.

Библиографический список:

  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Минск: Харвест, 1998. – 206 с.
  2. Калашник Н.Г. Густосология: теория и практика формирования эстетических вкусов: учебное пособие. – Харьков: Коллегиум, 2012. – 268 с.
  3. Калашник Н.Г. Густосология. Эстетические вкусы: их истоки и формирование. – Харьков: Коллегиум, 2012. – 250 с.
  4. Калашник Н.Г. Историко-педагогический генезис формирования эстетических вкусов ученической молодёжи. Дис. … доктора педагогических наук. – Киев, 2004. – 406 с. (укр.яз)
  5. Келеман Л.А. К вопросу о воспитании интеллигентности // Энциклопедия интеллегизации отношений / Электронный ресурс. Режим доступа: /k-voprosu-o-vospitani-inteligentnosti.html
  6. Лихачев Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности // Раздумья о России. Статьи. – СП.: Логос, 2004. – 654 с.
  7. Меметов В.С., Расторгуев В.Н. Интеллигенция // Большая российская энциклопедия. — М.: БРЭ, 2008. — Т. 11.
  8. Праздникова Г.З.. Воспитание интеллигентности как качества личности // Воспитание школьников. — 2012. — №7. — С.25-33.

http://sci-article.ru/stat.php?i=1404496726

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

15 + семнадцать =