Карл Павлович Брюллов

Русский художник, живописец, монументалист, акварелист.

Представитель классицизма и романтизма (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!»
Е.Баратынский

Совершенный Карлом Павловичем Брюлловым отрыв от устоявшейся в живописи традиции продемонстрировал способность русского искусства иметь свое, независимое мнение, что стало одной из причин появления в России целой плеяды самобытных мастеров со своим видением мира и своей, оригинальной манерой его изображения. Художник и его последователи чувствовали, что именно искусство является той сферой деятельности, где самостоятельность мысли способна приносить не отрицание и разрушения, как в политике, а понимание и созидание.

«Очень долго, до первой половины XIX века, русская живопись оставалась преимущественно подражательной. Живописцы копировали техники и сюжеты французских, итальянских (болонских) мастеров. Причиной были академическое образование и светский запрос, прививавшее, подобно церковным властям, идеи подражательности.

Первыми художниками, сделавшими шаг к самостоятельности и живости изображения, стали Басин, Варнек, Бруни. Однако принципиальный отрыв от традиции классицизма совершает Карл Брюллов, написавший «Последний день Помпеи». Брюллову удалось разбудить в обществе интерес к живому искусству, а его романтическая манера письма стала предвестником русского реализма» («Русская живопись. Краткий исторический очерк» на deit.name).

В не меньшей степени, чем «Последний день Помпеи», на русскую живопись оказали влияние портреты, написанные Брюлловым.

«… психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

Глубоко и тщательно изучал творчество Брюллова знаменитый русский художник Н. Н. Ге» («Брюллов, Карл Павлович» на wikipedia.org).

Не исключено, что неоспоримые успехи художника в портретной области были связаны, в том числе, с его способностью видеть в своих натурах и отражать на холсте, те качества, которые сегодня мы называем интеллигентностью.

«На портрете, заключенном в овал, сын большого друга Брюллова Г. И. Гагарина – князя, русского посланника в Риме. Этот юноша был также учеником Брюллова, сопровождал его в путешествии из Афин в Костантинополь.

Художник создает образ благородного молодого человека, с лицом, еще не лишенным юношеского обаяния. Он пишет портрет с человека интеллектуального и интеллигентного. На зрителя с портрета смотрят большие вдумчивые глаза под выразительными бровями» («1829 Брюллов К.П. «Портрет Г. Г. Гагарина» на bryullov.ru).

«В красном кресле расслабленно и свободно откинулся поэт и переводчик Александр Николаевич Струговщиков. Пожалуй, кресло это единственное яркое и насыщенное пятно в работе. Оно подчеркивает утонченность, изящество и интеллигентность портретируемого. … Задумчивый взгляд умных глаз устремлен в сторону. Художник великолепно передал момент духовного созерцания и хрупкого, не терпящего беспокойства творческого процесса» («Описание портрета Карла Павловича Брюллова «Портрет А. Н. Струговщикова» на opisanie-kartin.com).

«Данная картина была написана Карлом Брюлловым в 1830 году. На ней изображен интеллигентный мужчина средних лет.

Созданная Карлом Брюлловым в Санкт-Петербурге портретная галерея современников (он написал где-то 80 портретов) является самой ценной в его наследии» («Портрет неизвестного» на art-on-web.ru).

О человеческих качествах Карла Брюллова, его  отзывчивости, великодушии, благородстве, свидетельствует этот общеизвестный факт:

«Карл Брюллов принял участие в судьбе крепостного на тот момент художника и поэта Тараса Шевченко и внес решающий вклад в дело его выкупа из неволи. Вот что пишет Т.Г.Шевченко в автобиографии:

«Сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года» (Карл Брюллов, который купил свободу для крепостного Тараса Шевченко» на regnum.ru).

Видеорассказ о Карле Павловиче Брюллове:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × четыре =