Кондрашева М. И. К вопросу о традициях российской интеллигенции: теоретические аспекты исследования проблемы и их перспективы

Отметим, прежде всего, целенаправленное творчество Ивановского Межвузовского Центра «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества», а также НИИ интеллигентоведения при ИвГУ, кроме того — создание и плодотворную работу научного междисциплинарного журнала «Интеллигенция и мир», главный редактор которого, его идейный вдохновитель и организатор — профессор Валерий Сергеевич Меметов.

Отрадно видеть, что работа НИИ не идет «по кругу»: она охватывает все новые грани необъятной проблемы, вторгается в те пласты истории российской интеллигенции, о которых еще десять лет назад культурологи, историки, философы, исследователи не могли даже мечтать…

Итак, новый, громадный, почти не исследованный пласт — традиции и новации. Профессионально занимаясь историографией российской интеллигенции в течение более чем двадцати последних лет, имею основание утверждать, что ни маститые профессора, знатоки проблемы, ни молодые начинающие интеллигентоведы прежде никогда не обращались к этим аспектам, этим важнейшим органичным частям менталитета интеллигенции. Исследовательских сюжетов чрезвычайно много: они касаются судьбы интеллигенции в России, наследия представителей различных областей знаний; анализа взаимоотношений интеллигенции и власти на различных исторических этапах, действий репрессивного механизма, запущенного против интеллигенции с начала 20-х годов. Не будем называть здесь имена российских интеллигентоведов: они хорошо известны. Остановимся на некоторых моментах проблемы «Интеллигенция России: традиции.». На наш взгляд, наиболее яркое воплощение традиционных представлений «старой» (как тогда называли дореволюционную интеллигенцию) интеллектуальной элиты российского общества о чести, труде на благо России имело место в 1918 — середине 20-х годов. Можно возразить: а участие в строительстве крупнейших строек довоенных пятилеток, в их проектировании, а разработка новых технологий в промышленности, позволивших нашей стране вырваться к высотам науки и техники, а «взлет духовности» в годы Великой Отечественной войны… Все так, и не совсем так: ведь в последних случаях надо говорить уже о соединении традиций и новаций, а это уже иная, тоже сложная, проблема.

После двух революций весьма тонкий слой интеллигенции в России еще более истончился, а в отдаленных от центра регионах люди интеллигентного труда насчитывались десятками, в лучших случаях — сотнями единиц. К примеру, в Пермской губернии, самой большой на Урале по количеству жителей (4 млн чел.), работало лишь 348 учителей со специальным образованием. К лету 1920 года численность инженеров в трех промышленных губерниях (Екатеринбургской, Пермской и Челябинской) выражалась цифрой 481[1]. Деятельность известных и менее известных в России профессоров Я. А. Шохата, К. К. Матвеева, Н. Г. Келля, Н. В. Галли, Б. Ф. Вериго, А. А. Рихтера, Н. Н. Оттонара, идейно далеких от революции, воспитанных в условиях царизма, но поверивших в перспективы развития науки на Урале, способствовала не только становлению высшей школы, но и внесению в студенческие аудитории духа творчества, любви к России, стремлению молодежи к овладению знаниями. Мы далеки от идеализации положения этих знающих, интересных ученых в высшей школе Урала: было все — неприязненное, даже откровенно враждебное к ним отношение со стороны некоторой части пролетарского студенчества, критические публикации в газетах «Звезда», «Уральский рабочий», обвинения в «буржуазности». Тем не менее никто из них не изменил делу, которому служили. И это одна из лучших традиций интеллигенции — показатель подлинной интеллигентности.

О традиционной позиции интеллигенции в России говорит и такой факт: в связи с обращением Советской власти о сотрудничестве в декабре 1918 года было опубликовано воззвание к писателям, ученым, художникам, работникам театра, подписанное председателем репертуарной секции Наркомпроса поэтом А. Блоком[2]. Воззвание вызвало широкий резонанс: в июле 1919 года на Урале была образована комиссия по охране научных и художественных ценностей под руководством профессора К. К. Матвеева, которой удалось спасти несколько ценных коллекций и библиотек. При комиссии работал коллектив художников во главе с С. Д. Эрьзя.

Большую и бескорыстную работу проводили тогда преподаватели высшей школы в Екатеринбургском народном университете. Здесь мы снова встречаем не просто специалистов с образованием, но людей, чей интеллектуальный уровень и эрудиция гармонично сливались с высочайшей степенью порядочности и, вероятно, каким-то извечным для русских интеллигентов чувством «вины перед народом» — это профессора Н. В. Галли, А. П. Соколов (физик), Я. А. Шохай (астроном), М. О. Клер (геолог), Г. И. Котов (история искусств).

Их деятельность свидетельствует о том, что российская интеллигенция в новых условиях не изменила своим юношеским идеалам, традициям, о которых научный разговор только начат.

Сегодня творческая лаборатория В.С. Меметова, его учеников (а их тысячи, во всех уголках Урала, Сибири, Дальнего Востока, Севера, не говоря уже о Российском центре, в Белоруссии, на Украине и т. д.) выдвинула новые проблемы, не «потеряв» проблем «традиции — новации — преемственность». Главная из них — молодая интеллигенция, ее связь с устойчивым развитием общества. В таком ракурсе маститые ученые-интеллигентоведы и начинающие молодые исследователи, современные представители гуманитарных и технических наук проблемой интеллигенции не занимались. Между тем, здесь намечаются иные, неведомые ранее важные аспекты — студенчество как резерв интеллигенции, роль Интернета, современная национальная система образования, молодежный нонконформизм, ценностные ориентации современной студенческой молодежи, значение ее духовного воспитания, проблема агрессивности современной молодежи и выработка системы ее преодоления, подготовка в этих условиях преподавательского состава и значение гуманитарных дисциплин (особенно истории) в воспитании чувства любви к Родине и многие другие.

Исследования последних лет посвящены именно проблемам современного студенчества, этой «прединтеллигенции», как называли студенческую молодежь «веховцы». Интересно, что термин этот, прозвучавший в начале ХХ века, оказался вполне современным сегодня, век спустя. Здесь традиция и новации «умудряются» совпадать. Несколько статей, опубликованных в Екатеринбурге, Петербурге и Иванове, раскрывают одно из важнейших качеств дореволюционной интеллигенции — высокую образованность, основа которой — студенческие годы (А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, А. Ф. Кони, М. М. Сперанский).

Побудительная причина моего обращения к теме — «традиции — студенческая молодежь» — регулярные конференции в Ивановском университете.

Заканчивая свои короткие заметки, подведу краткий итог. Без преувеличения можно (и нужно) сказать: значение Научно-исследовательского института интеллигентоведения при Ивановском государственном университете, роль его руководителя и организатора — профессора Валерия Сергеевича Меметова трудно переоценить. Важнейшие научно-практические проблемы, поднимаемые и успешно разрешаемые интеллигентоведами, дают «высокую и светлую надежду», что благородные традиции, воспринятые молодой российской интеллигенцией, восторжествуют!

Примечания

    1. Предварительные итоги переписи населения 28 августа 1920 г. // Труды Центрального Статистического управления. М., 1921. Т. 4. Вып. 1. С. 10—11.
    2. Советский театр : документы и материалы. Л., 1968. Т. 1 : Русский советский театр (1917—1921). С. 44.

https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-traditsiyah-rossiyskoy-intelligentsii-teoreticheskie-aspekty-issledovaniya-problemy-i-ih-perspektivy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четырнадцать + семь =