Законопослушность

«Законопослушность — уважительное отношение к закону, соблюдение его предписаний» (Теория государства и права в схемах и определениях, — state_law.academic.ru).

«Законопослушность (Законность)  как качество личности –  склонность уважительно относиться к законам, подчиняться им, соблюдать их предписания» (Ковалев П.Д. Законопослушность (Законность), — podskazki.info).

Как качество личности, законопослушность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.

Законопослушность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:

«В вопросах вне своей профессиональной сферы интеллигенция демонстрирует поразительную дремучесть и неспособность вести общество – более того, в силу негармоничного собственного развития интеллигенция просто опасна в роли гегемона. … Каким бы мы ни видели своё будущее, но нам придётся повышать качество образования, воспитывать школьников гражданами, гармоничными личностями – знающими законы и права, язык, историю и имеющих представления о методологии познания, о логике и источниковедении» (Барабаш И.К. Интеллигенция и интеллектуалы).

«Интеллигенты – товар штучный. Более массовое явление – интеллектуалы, которых отличает от интеллигентов способность достигать своих целей, руководствуясь доводами интеллекта, но не обязательно принимая во внимание моральные ограничения. Господствующим мнениям интеллектуал не подчиняется, он, как и интеллигент, мыслит самостоятельно. Увы, граница между интеллигентом и интеллектуалом зыбка и в обычной некатастрофической обстановке разделять эти две разновидности не имеет смысла – до тех пор, пока интеллектуал законопослушен. А в обстановке беды и общественного несчастья границу проводит категорический императив Канта» (Федин Э.И. Солженицын и Шаламов).

«В сущности, интеллигентность, по Лотману, есть способность к самоограничению. Интеллигентный человек не нарушает закон и не совершает злодеяния не потому что опасается возмездия, а потому что считает это чем-то противоестественным своему существу. Стыд – это чувство свободного человека, а страх – это чувство раба. И то и другое принадлежит к этическим чувствам, к сфере запретов. Но страх – это принудительный запрет, внешний, а стыд – это добровольный запрет.

Здесь можно вспомнить ответ древнегреческого философа Аристиппа, который он дал на вопрос «Чем философ отличается от простого человека?». Аристипп ответил так: «Философ не будет нарушать закон, даже когда закон отменят». Лотман мог бы перефразировать Аристиппа и сказать: «Интеллигент не будет нарушать закон, даже когда закон отменят» (Шарипов А. «Интертекст»: О где же ты, интеллигент? Три взгляда на сущность интеллигенции).

Законопослушность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.

Результат воспитания законопослушности — интерес к законопослушности как качеству личности, уважительное отношение к законопослушным людям, стремление быть законопослушным гражданином, нетерпимое отношение к правонарушениям и преступности.

К СПИСКУ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − четыре =